Меня порадовало-бы, если бъ мое изследованiе главныхъ проблемъ современной философiи религiи встретило интересъ и въ Россiи. Вопросы религiи стали въ наше время общимъ деломъ человечества, перешли за пределы отдельныхъ народностей и исповеданiй. Попытка сделанная въ одномъ месте можетъ оказать действiе вне этого теснаго круга и всюду содействовать стремленiямъ родственныхъ душъ. Пока казалось, что современная культура дала человеческой жизни вполне устойчивое и надежное направленiе, пока человекъ находилъ въ работе для нея полное удовлетворенiе – проблема религiи стояла далеко на заднемъ плане и ответъ на нее обыкновенно давался отрицательный. Вера въ эту культуру вытесняла всякую другую веру. Но въ настоящее время возникли серьезныя сомненiя въ ценности и силахъ нашей культуры и они растутъ день ото дня. Такая неуверенность вынуждаетъ вновь поднять вопросъ о смысле и ценности нашей жизни. Но чемъ больше ощущаются при этомъ темнота и трудности въ положенiи человечества, темъ съ большею силою выдвигается вновь проблема религiи. Все мы захвачены теперь исканiемъ, никто не можетъ пожелать выступить въ качестве учителя другихъ. Но исканiе одного можетъ быть полезнымъ въ исканiяхъ другого. Хотелось бы, что бъ такое действiе выпало въ уделъ и этой книге. Рудольфъ Эйкенъ.
Iена, Февраль 1909 г. Предлагаемая книга возникла изъ лекцiй, читанныхъ на богословскомъ факультете въ Iене 23 и 24 Октября 1906 г., оне касаются проблемъ, которыя обусловливаютъ резкiя противоположности въ жизни нашего времени и потому особенно нуждаются въ разъясненiи. Въ лекцiяхъ была сделана попытка, возможно яснее выделитъ эти противоположности и по мере силъ найти путь поверхъ нихъ. Предметъ перваго чтенiя – внутреннее обоснованiе религiи. Задача его – найти особый путь къ обоснованiю религiи между старыми попытками, надеявшимся притти къ религiи изъ разсмотренiя внешняго мiра, и между новыми, которыя исходятъ изъ человеческой души, но при этомъ легко сбиваются въ область ненадежнаго и безформеннаго. Въ противовесъ имъ развивается особый методъ, полагающiй въ основу внутреннюю жизнь человека, и въ то же время сохраняющiй за нею мiровой характеръ. Благодаря этому религiя духовной жизни отчетливо отделяется отъ религiи просто человеческой. Второй отделъ посвященъ "религiи и исторiи". Врядъ ли что более характерно для современнаго положенiя религiи, чемъ постоянное обращенiе въ область исторiи. Но какъ ни велики прiобретенiя, сделанныя этимъ путемъ, нельзя отвергать и великихъ опасностей съ нимъ связанныхъ. Цель изследованiя – взвеситъ эти опасности, и при этомъ попробовать, нельзя ли преодолеть угнетающiй и разслабляющiй историзмъ и въ то же время удержать значенiе исторiи въ противовесъ враждебному ей радикализму. Для этого необходимо было дать очеркъ нашихъ принципiальныхъ воззренiй на исторiю, освещающихъ особымъ образомъ всю общую картину жизни и касающихся, поэтому, и отдельныхъ въ ней частностей. Наконецъ неутомимая борьба, идущая въ наше время вокругъ вопросовъ о сущности и ценности христiанства должна сделать изследованiе "сущности христiанства близкимъ и интереснымъ и для философа". Философъ долженъ видеть при этомъ главную свою задачу въ изображенiи духовнаго характера христiанства и той своеобразной формы, которую оно придаетъ жизни. Надо достигнуть такого пониманiя, которое было бы и достаточно широко, и въ то же время достаточно определенно. Въ немъ должно быть охвачено все, что относится къ ядру христiанскаго образа мыслей, должно быть предоставлено место полнейшей свободе движенiя; – но въ тоже время и мышленiе и жизнь должны получить вполне отчетливое направленiе, въ противовесъ всякой расплывчатости и смутности столь часто встречающимся теперь въ этомъ отношенiи. Наше изследованiе касается глубочайшихъ основъ жизни и въ тоже время стремится дать оценку деятельности христiанства путемъ обзора всемiрной исторiи. При этомъ все время въ немъ защищается и подчеркивается право нашего века на измененiе старой формы христiанства въ новую, соответствующую данному времени. Все эти изследованiя обоснованы на некоторомъ законченномъ философскомъ мiровоззренiи; но выполнены они возможно просто и наглядно, и совсемъ не имеютъ въ виду одинъ только ученый кругъ читателей. Они обращены ко всемъ современникамъ, интересующимся среди духовной сумятицы нашего времени, проблемой религiи и требующимъ отъ ея разработки – свободы, не переходящей въ пошлость и глубины, не переходящей въ неподвижность. Эйкен Рудольф Известный немецкий философ, последователь И. Г. Фихте, создатель концепции «метафизики духа»; лауреат Нобелевской премии по литературе. Родился в Аурихе (Восточная Фрисландия). Учился в Геттингенском и Берлинском университетах; ученик известного философа А. Тренделенбурга. Профессор философии в Базельском (с 1871 г.) и Йенском (с 1874 г.) университетах. В 1880-х гг. выступал как глава философского движения за возрождение идеалистической метафизики и как противник господствующего позитивистско-натуралистического мировоззрения. Автор книг «Метод аристотелевского исследования» (1872), «История и критика главных понятий нашего времени» (1878), «История философской терминологии» (1879), «Проблема человеческой жизни глазами великих мыслителей» (1890), «Борьба за духовную жизнь» (1896), «Основные черты нового миропонимания» (1907) и др.
Утверждая вечность и единство духовного мира, его абсолютный смысл и ценность, Р. Эйкен развивал «ноологический» (от греч. noos — разум, дух) метод понимания духовной жизни не только как психологического явления, но и как вечной ценности. Он стремился создать — в традициях немецкого классического идеализма — концепцию «метафизики духа», сочетая при этом фихтеанский активизм с религиозно-христианской позицией и некоторыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни. В 1908 г. за «напряженные поиски истины, всепроникающую силу мысли, широкое мировоззрение, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию» Р. Эйкен был удостоен Нобелевской премии по литературе. |