URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Супрун В.П. Математика для старшеклассников: Задачи повышенной сложности Обложка Супрун В.П. Математика для старшеклассников: Задачи повышенной сложности
Id: 322633
539 р.

Математика для старшеклассников:
Задачи повышенной сложности. Изд. 4, доп.

URSS. 2024. 232 с. ISBN 978-5-9519-4884-7.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге рассматриваются задачи из различных разделов «школьной» математики (алгебра, тригонометрия и геометрия), допускающие применение нестандартных (необычных) методов решения. Для каждой из задач предлагается подробное решение, а для некоторых задач — несколько решений.

Учебное пособие предназначено, прежде всего, старшеклассникам для углубленного изучения математики в средних школах. Особенно тем учащимся, которые понимают красоту... (Подробнее)


Оглавление
top
От автора5
Глава 1. Применение нестандарных методов решения уравнений и неравенств7
1.1. Неравенство Коши8
1.2. Неравенство Бернулли8
1.3. Неравенство Коши—Буняковского9
1.4. Бином Ньютона10
1.5. Модули10
1.6. Тригонометрические преобразования12
1.7. Логарифмы12
Глава 2. Задачи, встречающиеся на письменных экзаменах по математике14
2.1. Делимость чисел14
2.2. Вычисление суммы16
2.3. Арифметические вычисления19
2.4. Алгебраические и тригонометрические преобразования24
2.5. Доказательство неравенств27
2.6. Рациональные уравнения45
2.7. Иррациональные уравнения66
2.8. Уравнения с модулями102
2.9. Системы уравнений107
2.10. Решение неравенств138
2.11. Показательные и логарифмические уравнения143
2.12. Показательные и логарифмические неравенства154
2.13. Показательные и логарифмические системы160
2.14. Тригонометрические уравнения и системы163
2.15. Тригонометрические неравенства184
2.16. Смешанные уравнения и неравенства186
2.17. Неравенства в геометрии189
2.18. Геометрические задачи200
2.19. Экстремальные значения функций204
Глава 3. Метод математической индукции209
Литература226

От автора
top
Час работы научит больше, чем день объяснения.
Жан-Жак Руссо

При решении задач повышенной сложности, предлагаемых на вступительных экзаменах в вузах, задач Единого государственного экзамена (Россия) и Централизованного тестирования (Беларусь) по математике могут быть использованы любые известные абитуриентам методы. При этом разрешается использовать методы, изучение которых не входит в программу по математике в средних школах (так называемые нестандартные методы). Применение нестандартных методов позволяет, как правило, упрощать решение многих сложных задач школьной математики.

Многолетний опыт работы автора с абитуриентами, а также анализ задач по математике, предлагаемых на вступительных экзаменах в ведущих вузах Беларуси, свидетельствует о необходимости самостоятельного изучения старшеклассниками нестандартных методов – методов, в основу которых положено применение понятий и подходов, которые не входят в программу по математике средних школ. К таким математическим понятиям относятся, например, численные неравенства Коши, Коши–Буняковского и Бернулли, бином Ньютона n-й степени, а также метод математической индукции. В учебном пособии представлены 300 задач повышенной сложности, решение которых основано на применении указанных выше численных неравенств и метода математической индукции. Некоторые уравнения и неравенства эффективно решаются функциональными методами, выделением полного квадрата, введением параметра или применением тригонометрической подстановки.

Настоящее пособие представляет собой существенно исправленное и дополненное переиздание учебного пособия автора "Математика для старшеклассников: задачи повышенной сложности" (Минск: Аверсэв, 2002). Пособие содержит большое количество новых задач повышенной сложности, многие из которых позаимствованы из материалов Централизованного тестирования и вступительных экзаменов по математике в Белорусском государственном университете в течение последних пяти лет. В пособии первоначально излагаются основные математические понятия и положения, которые необходимо знать для использования нестандартных методов. Затем приводятся условия и решения задач повышенной сложности из различных разделов школьной математики (алгебра, тригонометрия, геометрия). В завершающей части пособия дается описание и применение метода математической индукции.


Об авторе
top
photoСупрун Валерий Павлович
Кандидат технических наук, доцент механико-математического факультета Белорусского государственного университета. Область научных интересов — дискретная математика и вычислительная техника. Автор около 350 изобретений в области автоматики и вычислительной техники. Награжден золотой медалью и дипломом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) как "Лучший изобретатель Беларуси 2006 года". Заслуженный работник Белорусского государственного университета.

Автор 80 научных статей по дискретной математике, а также учебных пособий "Математика для старшеклассников: Задачи повышенной сложности" (URSS), "Математика для старшеклассников: Нестандартные методы решения задач" (URSS), "Математика для старшеклассников: Методы решения и доказательства неравенств" (URSS), "Математика для старшеклассников: Дополнительные разделы школьной программы" (URSS), "Математика для старшеклассников: Нестандартные методы решения уравнений повышенной сложности" (URSS), "Основы теории булевых функций" (URSS), "Основы математической логики" (URSS). Многие книги автора были переведены и выходили в URSS также на испанском языке.