Под знанием света подразумевается знание светских обычаев и вежливости, и хотя по этому вопросу было написано немало руководств, все-таки о нем остается сказать еще много если не нового, то по крайней мере полезного. Знание света предписывает различные законы различным положениям, возрастам, полу; законы эти неодинаковы для светской дамы и мещанки, для юноши и старика, для молодого человека и молодой девушки. Что у одних было бы верхом светских приличий, может оказаться верхом грубости у других, – а мы не должны забывать, что знание света соединяет обычаи с вежливостью. Великие умы утверждают, будто знание света исходит из сердца и не нуждается в подчинении правилам, что изящество, достоинство, хорошие манеры – вещи врожденные у лиц из хорошего общества, и вам часто приходится выслушивать дерзкие замечания, что вы никогда не приобретете этих качеств по желанию, если не обладаете ими произвольно, от рождения. Подобные речи оскорбительны, это гнусная лесть, – будто рассудок сам подскажет вам, что нечего стараться приобрести уже имеющееся, или же скромность внушит вам смиренную безнадежность. Без сомнения, известная доля такта, здравого смысла и чувства многим заменяет знание светских правил, и часто мы удивляемся соблюдению приличий людьми, от которых менее всего этого ожидали; три упомянутых выше качества словно подсказывают как поступать, и предотвращают нарушение светского декорума. Такое свойство можно назвать просто чуткостью натуры. Сердце учит нас сострадать несчастиям ближних и относиться к ним с добротой, в каком бы положении мы сами ни находились – это знание света; здравый смысл убеждает нас уважать заслугу, какое бы место в обществе она ни занимала – это вежливость; такт подсказывает нам, когда мы должны попрощаться, чтобы не показаться навязчивыми – это подчинение светским законам. Но так как не все мы исключительные натуры, не все обладаем тактом, здравым смыслом и чувством, – лучше попросту следовать известным, установленным правилам. К тому же, обладая прекраснейшим сердцем можно в то же время не знать, какой угол визитной карточки следует загибать в знак соболезнования и какой – в знак благодарности! Было бы, однако, ошибкой думать, что необходимо подчиняться мельчайшим правилам этикета и что несоблюдающие эти правила заслуживают презрения. К самим себе мы должны быть строги и точно придерживаться вежливости, предупредительности и т.п. в отношениях с нашими близкими, и именно в отношениях с последними проявлять величайшую снисходительность; нужно помнить, что многие грешат не намеренно, а по незнанию, и оскорбляющиеся от несоблюдения приличий другими людьми показывают еще меньше такта, чем сами обвиняемые. К самим себе мы должны быть строги и точно придерживаться вежливости, предупредительности и т.п. в отношениях с нашими близкими, и именно в отношениях с последними проявлять величайшую снисходительность; нужно помнить, что многие грешат не намеренно, а по незнанию, и оскорбляющиеся от несоблюдения приличий другими людьми показывают еще меньше такта, чем сами обвиняемые. Нужно также уметь избегать мелочных правил этикета, могущих стеснить хозяев дома, и непременно соблюдать по отношению к ним величайшую вежливость. Постоянная вовлеченность в круг общественного церемониала охлаждает тесные отношения; следует, однако, строго соблюдать известные нюансы, предоставляя хозяевам дома больше свободы, чем самим себе. Прежде чем перейти к изложению условий жизни в свете дома и при Дворе, мы скажем несколько слов о такте, вежливости, приличии и обычаях. "Вежливость для ума то же, что красота для лица", – сказал Вольтер. Лабрюсьер добавляет, что "нужно обладать весьма выдающимися качествами для того, чтобы не нуждаться в вежливости". Вежливость заключает в себе все общественные добродетели, необходимые нам для того, чтобы быть полезными и приятными окружающим. Она обязательна в светских, так же как в деловых и вообще в жизненных отношениях. Без нее всякие отношения с людьми становятся невозможными. Вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляя нас сдерживаться; благодаря ей мы приобретаем любовь высших и уважение низших. Она же заменяет приветливость, если, к несчастью, мы лишены этого достоинства. Вежливость – не качество и не добродетель: это свойство, которому мы обучаемся и которое должны привить нашим детям, – это то же, что научиться правильно говорить и одеваться со вкусом. Не есть ли вежливость форма, в которую мы облекаем наши поступки? Существует врожденная вежливость сердца, которой нельзя научиться, но, повторяем, мы обращаемся не к избранным натурам, не нуждающимся в руководителе, а к обыкновенным смертным, обладающим человеческими слабостями, такими как равнодушие, легкомыслие и т.д. Вежливость относительно низших есть признак действительного превосходства и лучший способ заставить быть вежливыми и их. Вежливость черпает правила из светских обычаев. Ее нужно внушать ребенку с самого нежного возраста для того, чтобы позже она не сделалась лицемерной; преувеличенная вежливость может стать оскорблением для того, к кому она относится, и низостью со стороны оказывающего ее. Все неискреннее неестественно и более или менее преувеличено. |