Предметом теории чисел является, как известно, изучение специфических свойств целых чисел. Сюда относятся: соотношения делимости, свойства простых чисел, решение неопределенных уравнений в целых числах и т. п. В настоящей книге, предназначенной в первую очередь для педвузов, в первой главе рассматриваются, в соответствии с программой, вопросы несколько иного порядка, относящиеся скорей к теоретической арифметике, а именно: логическое обоснование и обобщение понятия числа в связи с общим аксиоматическим определением скалярного (расположенного) числового поля. Во второй главе, в связи с той же целевой установкой, несколько подробнее, чем это было бы нужно для теории чисел в собственном смысле этого слова, рассматриваются свойства общего наибольшего делителя и наименьшего кратного двух и нескольких чисел и элементарные приемы решения неопределенных уравнений первой степени. Таким образом, при желании возможно быстрее перейти к третьей главе читатель может ограничиться из материала первых двух глав ознакомлением с § 11, 15, 16 и с основной частью § 17. При составлении остальной части книги в выборе материала и способа изложения я руководствовался следующими соображениями. Содержание теории чисел как самостоятельной научной дисциплины отнюдь не исчерпывается теми вопросами, которые в большинстве курсов объединяются в систематическом порядке в связи с более или менее подробным изложением теории сравнений. По существу эта последняя является лишь подсобным аппаратом теории чисел в более широком смысле слова, и сухое изложение относящихся сюда положений вряд ли способно дать представление о действительном характере всей дисциплины в целом и пробудить живой интерес к ее задачам и методам. С другой стороны, для будущих преподавателей весьма существенно возможно более широкое ознакомление как с достигнутыми в настоящее время результатами, так и с примыкающими к ним отдельными частными вопросами, допускающими элементарную трактовку, а потому я и считал целесообразным принять следующий план изложения. Отводя сравнительно подчиненное место аппарату теории сравнений, я, уже начиная с третьей главы, стремился ознакомить читателя с возможно большим количеством конкретных теоретико-числовых фактов, допускающих элементарное изложение, а в тех случаях, когда провести доказательство полностью не представлялось возможным, пытался дать читателю представление о соответствующих результатах в обзорном порядке. При этом изложение ведется так, что выделение обязательного по программе минимального материала не должно представить никаких затруднений. Дополнительный же материал может быть выбираем со значительной степенью произвола, в зависимости от условий чтения курса или направления интересов читателя. Следует, однако, иметь в виду, что к концу книги (гл. VI и § 57, 58) характер излагаемых вопросов несколько усложняется и самостоятельное чтение может потребовать от читателя большей затраты усилий, нежели в начале. Прилагаемый в конце краткий исторический справочник не претендует на полноту и однородность, а имеет в виду лишь осветить основные моменты развития теории чисел в рамках тех вопросов, которые были затронуты в книге. Отдел упражнений содержит задачи разной степени трудности, требующие, однако, для решения применения лишь элементарных приемов. Замечу в заключение, что соответствующие отделы этой книги полностью включают в себя содержание двух последних глав первого издания моей книги „Теоретическая арифметика", во втором издании которой эти главы опущены. И. Арнольд, Москва, февраль, 1939.
Арнольд Игорь Владимирович Известный математик и методист. Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН РСФСР. Отец выдающегося математика В. И. Арнольда. Родился в Харькове, в семье экономиста и статистика В. Ф. Арнольда. В 1918–1921 гг. учился на математическом отделении Новороссийского университета. В 1922 г. начал преподавательскую деятельность в институтах Одессы. В 1924 г. переехал в Москву и поступил на математическое отделение Московского университета, которое окончил в 1929 г. В 1929–1932 гг. — аспирант Научно-исследовательского института при МГУ; участвовал в семинарах видных ученых — А. Я. Хинчина, С. А. Яновской, приезжавшей в Москву из Германии Эмми Нётер. С 1933 г. — ассистент, позднее доцент и, наконец, исполняющий обязанности профессора математики Физического института МГУ. В 1935 г. удостоен степени кандидата физико-математических наук; в 1941 г. защитил докторскую диссертацию по методике математики. В 1944 г. был избран по конкурсу заведующим кафедрой высшей математики Московского института стали; одновременно читал лекции на физическом факультете МГУ.
Основные научные интересы И. В. Арнольда относились к области методики преподавания математики в средней и высшей школе. Он обосновал цели преподавания арифметики в средней школе, предложил доступную учащимся методику преподавания отрицательных чисел, развил учение о показательной и логарифмической функциях, сформулировал принципы отбора и составления арифметических задач. Им были написаны учебники и учебные пособия по арифметике и алгебре, благодаря которым соответствующие курсы в педагогических институтах стали преподаваться на более высоком, чем прежде, научно-педагогическом уровне. |