URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна» Обложка Кириллов В.В. Архитектура «северного модерна»
Id: 322085
659 р.

Архитектура «северного модерна» Изд. стер. (2-му, испр. и доп.)

2024. 160 с. Cледующее издание 2025г. — также стереотипное.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Настоящая книга посвящена архитектуре «северного модерна» Швеции, Финляндии, Латвии и Санкт-Петербурга. Исследование охватывает круг проблем и вопросов, связанных с бытованием регионального стиля как специфического явления в европейском зодчестве рубежа XIX–XX веков. Автор говорит о некоторых общих аспектах, подчеркивает взаимосвязь архитектурных процессов в соседних странах в переломную эпоху и анализирует творчество... (Подробнее)


Содержание
top
Введение5
Глава 1. Проблема стиля шведской архитектуры рубежа веков24
Глава 2. Архитектура «национального романтизма» (или «северного модерна») в Финляндии40
1. Культурно-историческая ситуация в Финляндии на рубеже веков и начало деятельности архитектора Л. Сонка40
2. «Северный модерн» и его первые произведения в финской архитектуре47
3. «Модерн» в архитектуре конторских зданий и доходных домов в Финляндии56
4. Собор св. Иоанна в Тампере — шедевр архитектуры финского модерна64
5. «Романтический» модерн на позднем этапе своего развития в Финляндии. Архитектура общественных зданий73
6. Некоторые предварительные выводы81
Глава 3. «Северный модерн» (или «национальный романтизм») в архитектуре Латвии87
1. Историко-культурная ситуация в Латвии на рубеже веков и предпосылки к возникновению национального архитектурного стиля87
2. Утверждение «северного модерна» в архитектуре Латвии92
3. Архитектор Э. Лаубе и его творческая деятельность97
4. «Северный модерн» в архитектуре Риги в 1909–1911 гг101
5. Некоторые предварительные выводы105
Глава 4. Архитектура «северного модерна» в Петербурге110
1. Русско-финские и русско-скандинавские исторические связи110
2. Влияние искусства Швеции и Финляндии на художественную жизнь Петербурга конца прошлого столетия113
3. Первые произведения «северного модерна» в Петербурге114
4. Архитектура «северного модерна» на Петроградской стороне123
5. «Северный модерн» в архитектуре деревянных дач и особняков в окрестностях Петербурга127
6. Творчество архитекторов А. Ф. Бубыря и Н. В. Васильева. Поздний этап в развитии «северного модерна» в Петербурге и его реминисценции в зодчестве Эстонии135
7. Некоторые предварительные выводы143
8. Иконография декора «северного модерна»143
Заключение152

Введение (отрывок)
top

В настоящее время, когда архитектура модерна в отечественном искусствознании уже изучена как общее явление, все большую важность приобретает исследование ее различных модификаций в отдельных странах и географических ареалах. Количество публикаций о западном искусстве рубежа XIX–XX веков в нашей стране крайне невелико, поскольку данная тема в течение многих лет оставалась как бы "малодоступной" для специалистов. Их внимание в основном было сосредоточено на изучении архитектуры модерна в России – Москве, Петербурге и приволжских городах (Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре и т.д.) Теперь же у отечественных исследователей появилась уникальная возможность, так сказать, более широко взглянуть на мир и оценить проявления модерна в архитектуре во всем многообразии, включая Европу, некоторые страны Латинской Америки и Японию.

Западная наука в отношении зодчества 1890–1900-х годов использует не один, а сразу несколько научных терминов. Так, например, применительно к архитектуре Бельгии и Франции обычно употребляется термин "Ар Нуво", различных областей Германии – "югендстиль", а в связи с определенного характера постройками в Австрии, Венгрии, Чехии и Словакии – "сецессион". Все эти термины в сущности обозначают одно и то же (точнее говоря, несут в себе достаточно близкое содержание), но тем не менее они вряд ли могут восприниматься в том или ином контексте как слова-синонимы. В какой-то мере, это вызвано тем, что данные понятия подразумевают под собой внешне далеко не идентичные образы и формы. Термины "Ар Нуво", "югендстиль", "сецессион", скорее, едины по общему смыслу, а не по характеру их истолкования. Каждый из этих терминов связан с определенным регионом европейского континента и как бы с некоторой долей условности обозначает родственность архитектурных процессов, проистекавших в соседних странах на рубеже веков.

Соответственно, в искусствоведческой науке возникает необходимость разработки более точных определений, учитывающих не только национальные, но и общерегиональные характеристики в проявлениях модерна.

Цель настоящего исследования – это изучение генезиса, эволюции, а также черт и особенностей модерна в странах Балтийского региона и Петербурге. Следует заметить, что до сей поры зодчество северных окраин Европы еще не становилось предметом глубокого, всестороннего и серьезного анализа, чем, собственно, и определяется значимость проблем и актуальность темы этой монографии.


Об авторе
top
photoКириллов Василий Владимирович
Кандидат искусствоведения. Окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и аспирантуру Государственного института искусствознания. Неоднократно участвовал в археологических экспедициях в Крым и на Таманский полуостров. В последние годы в основном занимался изучением построек русской провинции; работал в отделе свода памятников архитектуры ГИИ, сотрудничал с Москомнаследием, Министерством культуры РФ. Автор нескольких статей для иллюстрированной энциклопедии по архитектуре России. В настоящее время продолжает заниматься изучением архитектуры модерна.