В настоящее время, когда архитектура модерна в отечественном искусствознании уже изучена как общее явление, все большую важность приобретает исследование ее различных модификаций в отдельных странах и географических ареалах. Количество публикаций о западном искусстве рубежа XIX–XX веков в нашей стране крайне невелико, поскольку данная тема в течение многих лет оставалась как бы "малодоступной" для специалистов. Их внимание в основном было сосредоточено на изучении архитектуры модерна в России – Москве, Петербурге и приволжских городах (Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре и т.д.) Теперь же у отечественных исследователей появилась уникальная возможность, так сказать, более широко взглянуть на мир и оценить проявления модерна в архитектуре во всем многообразии, включая Европу, некоторые страны Латинской Америки и Японию. Западная наука в отношении зодчества 1890–1900-х годов использует не один, а сразу несколько научных терминов. Так, например, применительно к архитектуре Бельгии и Франции обычно употребляется термин "Ар Нуво", различных областей Германии – "югендстиль", а в связи с определенного характера постройками в Австрии, Венгрии, Чехии и Словакии – "сецессион". Все эти термины в сущности обозначают одно и то же (точнее говоря, несут в себе достаточно близкое содержание), но тем не менее они вряд ли могут восприниматься в том или ином контексте как слова-синонимы. В какой-то мере, это вызвано тем, что данные понятия подразумевают под собой внешне далеко не идентичные образы и формы. Термины "Ар Нуво", "югендстиль", "сецессион", скорее, едины по общему смыслу, а не по характеру их истолкования. Каждый из этих терминов связан с определенным регионом европейского континента и как бы с некоторой долей условности обозначает родственность архитектурных процессов, проистекавших в соседних странах на рубеже веков. Соответственно, в искусствоведческой науке возникает необходимость разработки более точных определений, учитывающих не только национальные, но и общерегиональные характеристики в проявлениях модерна. Цель настоящего исследования – это изучение генезиса, эволюции, а также черт и особенностей модерна в странах Балтийского региона и Петербурге. Следует заметить, что до сей поры зодчество северных окраин Европы еще не становилось предметом глубокого, всестороннего и серьезного анализа, чем, собственно, и определяется значимость проблем и актуальность темы этой монографии. ![]() Кандидат искусствоведения. Окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и аспирантуру Государственного института искусствознания. Неоднократно участвовал в археологических экспедициях в Крым и на Таманский полуостров. В последние годы в основном занимался изучением построек русской провинции; работал в отделе свода памятников архитектуры ГИИ, сотрудничал с Москомнаследием, Министерством культуры РФ. Автор нескольких статей для иллюстрированной энциклопедии по архитектуре России. В настоящее время продолжает заниматься изучением архитектуры модерна.
|