URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Циолковский К.Э. Моя жизнь и работа: Цели звездоплавания Обложка Циолковский К.Э. Моя жизнь и работа: Цели звездоплавания
Id: 321042
413 р.

Моя жизнь и работа:
Цели звездоплавания. Изд. стереотип.

2024. 100 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается автобиографическая книга выдающегося русского и советского ученого, основоположника современной космонавтики К.Э.Циолковского (1857–1935). Автор описывает свою жизнь начиная с раннего детства, свою семью, родителей; рассказывает об основных работах и представляет научные выводы, к которым приходил в разные периоды жизни. Он рассуждает о перспективах авиации, воздухоплавания и ракетоплавания... (Подробнее)


Оглавление
top
ЦK ВКП(б) – вождю народа товарищу Сталину
Знаменитому деятелю науки товарищу К.Э. Циолковскому
Я.Перельман – Циолковский
Черты из моей жизни
Знаменательные моменты моей жизни
К каким новым выводам я пришел
Авиация, воздухоплавание и ракетоплавание в ХХ веке
Дирижабли
Поезд дирижаблей
Цели звевдоплавания

Отрывок из книги
top
Ян Перельман

Циолковский
(1807–1935)
"Вся моя жизнь состояла из работ, остальное было недоступно".
(К.Циолковский)

Циолковского принято называть изобретателем. Он был, однако, изобретателем не в обычном смысле этого слова. Деятельность его не успела принести таких осязательных плодов, которые вошли бы в повседневный быт, как проникли в наш обиход паровоз, телеграф или электрическое освещение. Трудами Циолковского воспользуются будущие, вероятно уже ближайшие поколения.

"Основной мотив моей жизни, – писал Циолковский, – сделать что-нибудь полезное для детей, не прожить даром жизни, продвинуть человечество хотя немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, и в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества".

Изобретательская деятельность его призвана преобразовать наше техническое завтра. Циолковский – творец смелых замыслов, замечательный технический мыслитель, один из величайших в нашем Союзе.

Дирижабль и ракета – этими двумя словами и охватывается то основное, что внес Циолковский в инвентарь технических идей человечества и что в предсмертном своем обращении к товарищу Сталину он завещал "партии большевиков и Советской власти – подлинным руководителям прогресса человеческой культуры".

Словами "дирижабль" и "ракета" отмечаются здесь не два единичных изобретения, а два обширных изобретательских комплекса, группирующихся один вокруг дирижабля нового типа, другой – вокруг ракеты, преображенной в ракетный корабль для межпланетных перелетов. Работая над своим ракетным кораблем, Циолковский попутно разрешал длинный ряд частных технических задач, примыкающих к основным проблемам, но являющихся в сущности самостоятельными изобретениями.

Глубоким заблуждением было бы думать, что "самоучка чистой крови", как сам себя называл Циолковский, создавал свои проекты дилетантски, работая больше на-глазок, по счастливому наитию, чем на основе строгого расчета, тщательно обдуманного плана. Нет, технические его идеи – плод систематических размышлений, настойчивых изысканий, многократных опытов и пространных математических вычислений.

По поводу упреков некоторых критиков в отсутствии у него чисто академической подготовки Циолковский писал незадолго до смерти: "Неприлично упрекать таких самоучек, как Райт, Фарадей, Ватт, Стефенсон, Морзе в отсутствии академических достоинств. Если бы они были академиками, та и не сделали бы того, что сделали. Не надо забывать, что один двигатель прогресса, например Эдисон, стоит больше, чем десять академиков и тысячи профессоров. Невежливо же тыкать Райтам, что они – велосипедные мастера, или Фарадею, что он не знает поряддчно математики".

Ход изобретательской деятельности Циолковского выяс- няется на примере первого его детища – дирижабля.

Проект воздушного корабля новой системы зародился в уме Циолковского не как случайное озарение, а в результате настойчивой исследовательской работы. Конечно, первоначальный толчок мысли дало усилие воображения: "Сначала неизбежно идут мысли и фантазия, за ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Нельзя не быть идее: исполнению предшествует мысль, точному расчету – фантазия", – так характеризовал Циолковский последовательные этапы изобретательской работы. Когда он впервые стал размышлять над своим "аэронатом" (слово "дирижабль" еще не существовало) и думал о благодетельных последствиях внедрения его в хозяйственную жизнь страны, в воображении изобретателя рисовалась заманчивая картина будущего. "Как пленительна эта мысль, – писал он, – тысячи воздушных кораблей, как птицы, во всех направлениях пересекут атмосферу. Каждый город, каждая деревушка делаются как бы портовым городом..."

Идея эта, зародившаяся в уме Циолковского еще в "период поголовного отрицания управляемости аэростатов", получает у него в дальнейшем прочное научное обоснование. Он исследует проблему управляемого воздухоплавания аэродинамически, т.е. стремится построить ее на законах сопротивления воздуха. В те годы разработанного учения о воздушном сопротивлении еще почти не существовало. Изобретателю пришлось устанавливать законы аэродинамики самостоятельно.

Аэродинамические изыскания занимают в списке трудов Циолковского видное место и составляют одну из важнейших его заслуг, неизвестную широким кругам. Достаточно отметить, что он совершенно самостоятельно изобрел основное орудие современных аэродинамических лабораторий – аэродинамическую трубу. Примитивный аппарат калужского учителя физики являлся первой аэродинамической трубой в Рос- сии (опередив знаменитую установку проф. Н.Е.Жуковского в Московском университете), а одна из существенных деталей его трубы, так называемая "спрямляющая решетка", выравнивающая и успокаивающая воздушный поток, должна быть признана первой во всем мире.

К аэродинамическим работам Циолковского примыкают также неизвестные широким кругам опыты по гидростатическому испытанию дирижаблей. Речь идет о придуманном им практичном способе исследования напряжений в оболочке дирижабля с помощью наполнения ее водой. Способ этот применяется сейчас во многих лабораториях. Он столь же важен для сооружения дирижаблей, как испытания в аэрэдинамической трубе для постройки самолетов. Если бы у Циолковского не было иных заслуг, кроме введения в лабораторную практику обоих этих методоз испытаний, то и тогда имя его осталось бы неразрывно связанным с историей авиации и воздухоплавания в нашей стране.

Стиль изобретательской работы Циолковского – подведение теоретической и экспериментальной базы пдд каждый шаг – может служить образцом для изобретателей.

Не следует забывать, что большую часть своей жизни Циолковский существовал на нищенские средства учителя начальной школы и вел свои работы в часы досуга, остававшиеся от основной педагогической работы. Заброшенный в провинциальную глушь царской России, изобретатель всячески искал поддержки общества. Всеми средствами пропагандируя свои идеи, он даже занялся издательской деятельностью. Это звучит парадзксально: какая издательская деятельность возможна для учителя начальной школы, тратящего на опыты и технические работы значительную часть своего скудного жалованья! И все же, стоически отказываясь от самого необходимого, он изыскивал в своем жалком бюджете средства для печата- ния длинной серии брошюр.

Циолковский не делал секрета из своих изобретений и бескорыстно делился подробностями с каждым, кто проявлял к ним интерес. Менее всего походил он на изобретателя, преследующего личные выгоды. Двери его скромной мастерской были широко открыты для всех. Каждый мог осматривать модели оболочки его дирижабля, изготовленные собственноручно изобретателем, и получать объяснения. "Считаю полезным, – писал он, – показывать их (модели) всем интересующимся, в особенности молодым людям. Таким образом, дорогое мне дело может продолжаться и без меня; я же исгощил все усилия..."

"Истощил все усилия..." Сколько безнадежности в этих горчайших словах гения, придавленного беспросветностью дореволюционной императорской России! А ведь тогда Циолковский был еще сравнительно молод. И сколько бодрости, сколько надежды в письме Циолковского к вождю народов и другу всех трудящихся товарищу Сталину, написанном 78-летним изобретателем за шесть дней до смерти, 13 сентября 1935 г.! Нам всем памятно это письмо, в котором Циолковский так кратко и выразительно подвел итог "своей жизни: "Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки: лишь Советская власть и партия Ленина–Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал лобовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным..."

Характеризуя многостороннюю деятельность Циолковского – педагогическую ("я прсчел не менее 40 000 лекций", – писал он), научно-исследовательскую, пропагандистскую, издательскую, надо остановиться и еще на одном проявлении его творчества – на чисто литературной работе.

Циолковский был наделен даром воображения, близкого художественному. Полет его изобретательской мысли начался грезой, художественной фантазией, одева|ощей скрытый в ней скелет точных расчетов. Первое, что вышло из-под его пера, была повесть "На луне", написанная в ту пору, когда его еще не озарила гениальная мысль о реактивном звездолете, способном осуществить лунный перелет наяву, а не во сне, как в повести. Второе научно-фантастическое произведение Циолковского с характерным заглавием "Грезы о Земле и Небе" также представляет собой мечту, заключенную в рамки законов природы.

Наконец, написанный незадолго до революции роман "Вне земли" представляет собой популяризацию звездоплавательных идей автора.

Каков же итог этой замечательной жизни?

Двумя основными изобретательскими комплексами – дирижаблем и ракетой – не исчерпывается многообразие его изобретательских замыслов. Можно назвать еще не менее двух десятков технических тем, над которыми размышлял и о которых писал Циолковский. Вот их перечень, он достаточно красноречив без пояснений: аэроплан высот, аэроплан полуреактивный, стратостат, гидроплан-крыло, планер, скорый поезд, рельсовый автопоезд, ходули, океанская батисфера, волнолом, легкий мотор, парогазовый двигатель, сжиматель газов, межпланетная сигнализация, вода в безводных местностях, жилище пустынь, солнечный нагреватель, комнатный охладитель, пишущая машина, система мер.

Настойчивые размышления, опыты, расчеты, поиски, направленные к всестороннему улучшению жизни человечества, в течение десятков лет приносили изобретателю одни лишь огорчения, "не давали ни хлеба, ни силы".

"Жизнь, – писал он, – несла мне множество горестей, и голько душа, кипящая радостным миром идей, помогла мне их перенести". Много надо было твердости духа и бодрой веры в конечное торжество своих идей, чтобы не опускать рук и донести свои заветные замыслы до дней Великой пролетарской революции, доставившей признание изобретателю-самоучке.

То, что было несбыточно в царской России, становится возможным на социалистической почве. Наступит день, когда идеи Циолковского воплотятся в преображенной действительности нашей родины и дадут людям ту "бездну могущества", о которой всю жизнь мечтал великий изобретатель.


Об авторе
top
Циолковский Константин Эдуардович
Великий русский и советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, теории движения ракет, теории воздухоплавания; основоположник современной космонавтики. Родился в с. Ижевское Рязанской губернии, в семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины практически потерял слух и учился самостоятельно. В 1879 г. сдал экстерном экзамены на звание учителя и в 1880 г. был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище. Тогда же вышли его первые труды — «Теория газов» и «Механика животного организма». В 1892 г. переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. С 1896 г. систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов.

В советское время К. Э. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, разработал схему газотурбинного двигателя. Им впервые была теоретически решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926–1929 гг. он разработал теорию многоступенчатых ракет, а в 1932 г. — теорию полета реактивных самолетов в стратосфере. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей и осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос об искусственном спутнике Земли и о создании околоземных орбитальных станций; первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты. Труды К. Э. Циолковского в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах.