Оглавление | 3
|
Глава 1. Проблема источника знания | 7
|
1. Вводные замечания | 7
|
2. Три претендента; авторитеты, ум, опыт | 8
|
3. Возникновение эмпиризма | 10
|
4. Возникновение сенсуализма | 13
|
Глава 2. Проблема природы знания | 17
|
1. Вводные замечания | 17
|
2. Три вида сенсуализма: материалистический, субъективно-идеалистический и агностический (феноменалистический) | 17
|
3. Проблема природы восприятий и материализм | 18
|
4. Проблема природы восприятий и субъективный идеализм | 20
|
5. Кантианство: ноумены и феномены, вещи в себе и вещи для нас | 21
|
6. Агностицизм, или феноменализм | 25
|
7. Великое открытие философии — мир существует в сознании | 27
|
8. Понятия «вещи в себе» и «вещи для нас» как важнейшие категории теории познания | 32
|
9. Выявление природы знания | 36
|
Глава 3. Проблема природы процесса познания | 37
|
1. Основные ответы на вопрос о существовании мира вне сознания | 37
|
2. Два противоположных решения вопроса об отношении вещей в себе и вещей для нас: кантианское и материалистическое | 37
|
3. Материалистическое решение вопроса об отношении между миром в себе и миром для нас | 42
|
4. Проблема природы процесса познания | 46
|
5. Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне и независимо от него? | 49
|
Глава 4. «Теория символов» Г. Гельмгольца и «иероглифический» материализм | 54
|
1. Г. Гельмгольц и его «теория символов» | 54
|
2. «Иероглифический» материализм | 59
|
3. «Теория символов» Г. Гельмгольца в свете основных положений науки о знаках — семиотики | 63
|
Глава 5. Вопрос о природе идеального и психофизиологическая проблема в истории философской и естественно-научной мысли | 67
|
1. Два аспекта проблемы идеального: гносеологический и онтологический | 67
|
2. Психофизиологическая проблема в домарксистской и современной немарксистской философской и научной мысли | 68
|
Глава 6. Вопрос о природе идеального и психофизиологическая проблема в марксистской философии и отечественном естествознании | 86
|
1. Классики марксизма и психофизиологическая проблема | 86
|
2. Концепция идеального Э. В. Ильенкова и его единомышленников | 92
|
3. Является ли психофизиологическая проблема философской? | 102
|
4. Основные положения учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности | 105
|
5. Взгляды И. П. Павлова на отношение психического и физиологического | 112
|
6. Постановка и предлагаемые решения психофизической проблемы в советской философской и естественно-научной мысли | 121
|
Глава 7. Природа низшей формы идеального — биоидеального. Субъективный мир организма (субъективиум) | 143
|
1. Важнейшие понятия теории информации | 143
|
2. Проблема природы информации | 146
|
3. Сенсофизиологическая проблема: ощущения/восприятия и мозговые процессы | 151
|
4. Несостоятельность «теории символов» | 159
|
5. Предтечи | 163
|
6. Сенсофизиологическая проблема: представления (воспроизведения, репродуктивы) и мозг | 166
|
7. Сенсофизиологическая проблема. Общение и абстрагирование на уровне сенсоидеального вообще, прежде всего у высших животных | 168
|
Глава 8. Пространство и время как формы порядка в чувствозримом мире для нас и в мире самом по себе | 172
|
1. Пространство и время как формы порядка в мире, каков он для нас и каков он сам по себе | 172
|
2. Объектальность времени и пространства в мире самом по себе | 175
|
3. Проблема отражения времени и пространства в чувственном познании | 177
|
Глава 9. Открытие умозримого и умозрения | 186
|
1. Феноменализм и эссенциализм (метафизика) | 186
|
2. Открытие философами сущности, умозримого и умозрения. Возникновение эссенциализма | 188
|
Глава 10. Дух (душа) и тело. Мышление, воля и свобода воли | 207
|
1. Дух (душа) и тело | 207
|
2. Проблема духа и тела, воли и свободы воли в истории философской и естественно-научной мысли | 209
|
3. Мышление как волевая деятельность человека. Понятие метода мышления | 217
|
Именной указатель | 222
|
Семенов Юрий Иванович Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.
Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества»; «Как возникло человечество» (выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (выходила в Токио); «Философия истории» (неоднократно переиздавалась, каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3); «Политарный („азиатский“) способ производства» (URSS); «Происхождение и развитие экономики» (URSS); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (URSS); «Общественная власть» (URSS); «Введение в науку философии» (URSS; в 7 книгах) и другие.
Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления.