URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Поппер К.Р. Объективное знание: Эволюционный подход. Пер. с англ. Обложка Поппер К.Р. Объективное знание: Эволюционный подход. Пер. с англ.
Id: 320591
1139 р.

Объективное знание:
Эволюционный подход. Пер. с англ. Изд. 4

Karl R. Popper. Objective Knowledge
2024. 384 с.
Типографская бумага
К 120-летию со дня рождения К. Поппера (1902–2022). • Предположительное знание: мое решение проблемы индукции.
• Два облика здравого смысла: аргумент за реализм здравого смысла и против теории познания здравого смысла.
• Эпистемология без субъекта знания.
• О теории объективного разума.
• Цель науки.
• Об облаках и часах. Подход к проблеме рациональности и человеческой свободы.
• Эволюция и древо познания.
• Реалистический взгляд на логику, физику и историю.
• Философские комментарии к теории истины Тарского.

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося философа и логика XX века К.Р.Поппера, занимающая в ряду сочинений автора особое место: это — третья, после «Логики научного исследования» (1934, 1959) и «Предположений и опровержений» (1963), его классическая работа по философии, теории познания и логике науки. В ней подводятся итоги предшествующих исследований Поппером проблем индукции, фальсификации, критического рационализма, правдоподобности... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие10
Выражение благодарности11
Глава 1. Предположительное знание: мое решение проблемы индукции12
1. Проблема индукции с точки зрения здравого смысла13
2. Две юмовские проблемы индукции14
3. Важные следствия концепции Юма15
4. Мой подход к проблеме индукции16
5. Логическая проблема индукции: переформулировка и решение17
6. Комментарии к моему решению логической проблемы индукции19
7. Предпочтительность теорий и поиски истины23
8. Подкрепление: достоинства невероятности27
9. Прагматическая предпочтительность30
10. Предыстория моей переформулировки юмовской психологической проблемы индукции33
11. Переформулировка психологической проблемы индукции35
12. Традиционная проблема индукции и несостоятельность всех принципов или правил индукции36
13. За рамками проблем индукции и демаркации38
Глава 2. Два облика здравого смысла: аргумент за реализм здравого смысла и против теории познания здравого смысла40
1. Апология философии40
2. Ненадежный исходный пункт: здравый смысл и его критика41
3. Сравнение с альтернативными подходами43
4. Реализм45
5. Аргументы за реализм45
6. Замечания об истинности51
7. Содержание, истинностное содержание и ложностное содержание54
8. Замечания о правдоподобности58
9. Правдоподобность и поиск истины60
10. Истина и правдоподобность как цели63
11. Комментарии к понятиям истины и правдоподобности64
12. Ошибочная теория познания, основанная на здравом смысле66
13. Критика теории познания, основанной на здравом смысле68
14. Критика субъективистской теории познания70
15. До-дарвиновский характер теории познания, основанной на здравом смысле71
16. Очерк эволюционной эпистемологии72
17. Фоновое знание в сочетании с проблемами75
18. Всякое знание, в том числе и наши наблюдения, пронизано теорией76
19. Ретроспективный взгляд на субъективистскую эпистемологию77
20. Знание в объективном смысле77
21. Поиск несомненности и главная слабость теории познания, основанной на здравом смысле79
22. Аналитические замечания о несомненности82
23. Метод науки84
24. Критическое обсуждение, рациональное предпочтение и проблема аналитичности наших выборов и предсказаний85
25. Наука: рост знания путем критики и изобретательности88
Дополнительные соображения об индукции88
26. Юмовские проблемы каузации и индукции88
27. Почему юмовская логическая проблема индукции глубже его проблемы причинности?93
28. Вклад Канта: объективное знание94
29. Решение юмовского парадокса: возрождение рациональности96
30. Путаница, связанная с проблемой индукции98
31. Что остается от неправильно поставленной проблемы оправдания индукции?99
32. Динамический скептицизм: конфронтация с Юмом101
33. Анализ аргумента от невероятности случайностей103
34. Резюме: критическая философия здравого смысла105
Глава 3. Эпистемология без субъекта знания108
1. Три тезиса об эпистемологии и третьем мире108
2. Биологический подход к третьему миру114
3. Объективность и автономия третьего мира116
4. Язык, критика и третий мир121
5. Исторические замечания123
5.1. Платонизм и неоплатонизм123
5.2. Гегель126
5.3. Больцано и Фреге127
5.4. Эмпиризм128
6. Оценка и критика эпистемологии Брауэра129
7. Субъективизм в логике, теории вероятностей и физике140
7.1. Эпистемическая логика140
7.2. Теория вероятностей141
7.3. Физика141
8. Логика и биология научного исследования (discovery)142
9. Открытие (discovery), гуманизм и самотрансцендентальность146
Избранная библиография149
Библиографическая заметка (1978)152
Глава 4. О теории объективного разума153
1. Плюрализм и тезис о трех мирах153
2. Причинные отношения трех миров155
3. Объективность третьего мира156
4. Третий мир как продукт человека158
5. Проблема понимания161
6. Психологические процессы мышления и объекты третьего мира162
7. Понимание и решение проблем164
8. Очень тривиальный пример166
9. Случай объективного исторического понимания168
10. Значение [value] проблем177
11. Понимание («герменевтика») в гуманитарных науках179
12. Сравнение с методом субъективного «разыгрывания истории заново» [re-enactment] Коллингвуда183
Глава 5. Цель науки187
Избранная библиография198
Библиографическое замечание199
Глава 6. Об облаках и часах. Подход к проблеме рациональности и человеческой свободы200
Глава 7. Эволюция и древо познания248
1. Некоторые замечания о проблемах и о росте знания249
2. Замечания о методе в биологии и особенно в теории эволюции255
3. Предположение: «Генетический дуализм»262
Добавление. Подающий надежды бихевиористический монстр268
Глава 8. Реалистический взгляд на логику, физику и историю272
1. Реализм и плюрализм: редукция против эмерджентности275
2. Плюрализм и эмерджентность в истории281
3. Реализм и субъективизм в физике286
4. Реализм в логике288
Глава 9. Философские комментарии к теории истины Тарского301
Добавление. Замечание к определению истины по Тарскому315
Приложение 1. Бадья и прожектор: две теории познания320
Приложение 2. Дополнительные замечания337
Избранная библиография346
Дэвид Миллер. Послесловие к русскому изданию «Объективного знания»348
Д. Г. Лахути. Замечания о переводе некоторых основных терминов353
Именной указатель357
Предметный указатель362

Предисловие
top
dop

Феномен человеческого знания, бесспорно, величайшее чудо нашего мироздания. Он составляет проблему, которая нескоро будет решена, и я далек от мысли, что предлагаемый читателю том вносит хотя бы маленький вклад в ее решение. Но я надеюсь, что помог заново начать дискуссию, которая вот уже три столетия вязнет в предварительныхобсуждениях.

Со времен Декарта, Гоббса, Локка и их школы, в которую входит не только Дэвид Юм, но и Томас Рид, теория человеческого знания в основном была субъективистской: знание рассматривалось как особо надежный (secure) вид человеческого мнения (belief), а научное знание – как особо надежный вид человеческого знания.

Статьи, вошедшие в эту книгу, порывают с традицией, которую можно проследить вплоть до Аристотеля, – с традицией этой теории знания, основанной на здравом смысле (commonsense theory of knowledge). Я большой поклонник здравого смысла и утверждаю, что он по существу самокритичен. Но хотя я готов до конца отстаивать существенную истинность реализма, основанного на здравом смысле, я в то же время считаю основанную на здравом смысле теорию знания грубейшим субъективистским заблуждением. Это заблуждение подчинило себе всю западную философию. Я предпринял попытку искоренить его и заменить его объективной теорией знания, по существу предположительного (conjectural) знания. Может быть, это притязание и дерзко, но я не приношу за него извинений.

Однако я чувствую, что должен извиниться за имеющиеся в книге повторы. Некоторые ее главы, в том числе и ранее не опубликованные, я оставил почти что в том виде, в каком они были написаны, даже если они частично совпадали друг с другом. Именно по этой причине в третьей и четвертой главах я говорю о "первом", "втором" и "третьем" мирах, хотя теперь я предпочитаю говорить о "мире 1", "мире 2" и "мире 3", следуя предложению сэра Джона Экклза, высказанному в его книге "Лицом к действительности".

КАРЛ Р.ПОППЕР

Пенн, Бэкингемшир 24 июля 1971


Об ответственном редакторе
top

dopСАДОВСКИЙ ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ - доктор философских наук, профессор, заведующий отделом методологических и социологических проблем системных исследований Института системного анализа Российский академии наук.

Родился 15 марта 1934 года в г. Оренбурге. Окончил в 1956 году философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Работал в Институте философии Академии наук СССР, в редакции журнала "Вопросы философии", в Институте истории естествознания и техники Академии наук СССР. С 1978 года работает во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ныне - Институт системного анализа Российской академии наук), с 1984 года - заведующий отделом методологических и социологических проблем системных исследований в этом институте и с 1993 года одновременно - заведующий кафедрой философии, логики и психологии Московского института экономики, политики и права. В 1996 году избран действительным членом Международной академии научной информации, информационных процессов и технологий. Член редколлегии (с 1969 года) и заместитель главного редактора (с 1979 года) ежегодника "Системные исследования. Методологические проблемы" (издается с 1969 года по настоящее время). Член редколлегии журналов "Synthese", "International Journal of General Systems", "Systemist".

Руководитель Российской научной школы "Философия и методология системных исследований" (финансируется с 1997 года Российским фондом фундаментальных исследований). Школа основана совместно с И.В.Блаубергом и Э.Г.Юдиным в 60-е годы.

Область научных интересов: философия, логика и методология науки, системный подход, история отечественной и зарубежной философии XX века, сфера особого интереса - философия Карла Поппера, критический рационализм Поппера и его концепция открытого общества.

В 1983 году под редакцией В.Н.Садовского был опубликован впервые на русском языке перевод логико-методологических работ К.Поппера в сборнике "Логика и рост научного знания" (М.: Прогресс, 1983), в 1992 году классическое сочинение К.Поппера по социальной философии "Открытое общество и его враги" (М.: Международный фонд "Культурная инициатива", 1992). В 2000 году совместно с Д.Г.Лахути (переводчик) и В.К.Финном (автор послесловия) В. Н. Садовский (ответственный редактор и автор предисловия) выпустили сборник статей "Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики" (М.: Эдиториал УРСС, 2000). В 1999 году В. Н. Садовский был одним из организаторов Международной конференции "Эволюционная эпистемология и концепция открытого общества Карла Поппера" (Санкт-Петербург, июль 1999 года), в которой приняли участие ученики и бывшие сотрудники К.Поппера Дж.Агасси, Дж.Уоткинс и Д.Миллер.

В.Н.Садовский - автор более 200 научных работ.


О переводчике
top
ЛАХУТИ ДЕЛИР ГАСЕМОВИЧ (р. 26.04.1934) – специалист в области прикладной логики, информационно-поисковых систем, философии науки; д.т.н., с.н.с. Род. в Москве. Окончил философский (1957) и мех.-мат. (1966) ф-ты МГУ. С 1957 работал в Лаборатории электромоделирования (ЛЭМ) АН СССР (с 1959 – ЛЭМ ВИНИТИ АН СССР), с 1970 – во ВНИИ "Информэлектро". Канд. дисс. "Оценки поисковых систем" (1971). С 1992 – зав. кафедрой логики и интеллектуальных систем (с 1997 – кафедра логико-математических основ гуманитарного знания) ф-та теоретической и прикладной лингвистики (с 2000 – Институт лингвистики) Российского государственного гуманитарного ун-та. Переводчик книг Л.Витгенштейна "Логико-философский трактат" (совм. с И.С.Добронравовым, М., 1958), У.Росса Эшби "Введение в кибернетику" (М., 1959), сборника работ К.Р.Поппера и других авторов "Эволюционная эпистемология и логика социальных наук" (М., 2000); спец. ред. перевода книги Т.И.Хилла "Современные теории познания" (М., 1965). Основные направления исследований: теория информационного поиска, автоматический анализ текста, философия и логика науки. Был одним из ведущих разработчиков первых в Советском Союзе автоматизированных информационно-поисковых систем типа "Пусто-Непусто" (1965–1970) и "Скобки" (1975–1980) с автоматическим индексированием документов. Внес значительный вклад в формирование русскоязычных эквивалентов английских философских терминов.

Соч.: Семантика (в соавт. с В.А.Успенским и В.К.Финном) // БСЭ, 2-е изд., т.51. М., 1958; Синтаксис (в соавт. с В.А.Успенским, В.К.Финном, В.С.Чернявским и Ю.А.Шихановичем) // БСЭ, 2-е изд., т.51. М., 1958; Комментарии к книге Р.Карнапа "Значение и необходимость" (в соавт. с Д.А.Бочваром и В.К.Финном). М., 1959; Значение // Философская энциклопедия, т.2. М., 1963; Имя (в соавт. с В.К.Финном) // Философская энциклопедия, т.2. М., 1963; Логическая семантика // Философская энциклопедия, т.3. М., 1964; Вопросы теории поисковых систем. М., 1966 (в соавт. с В.С.Чернявским и Э.С.Бернштейном); Автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы //Итоги науки, сер. "Информатика", т.12, М., 1988, с.6–79.

(П.В.Алексеев, "Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды". Изд.3. М.: Академический проект, 1999).


Об авторе
top
photoПоппер Карл Раймунд
Выдающийся британский философ, логик и социолог австрийского происхождения, один из классиков философии XX века. Родился в Вене, в семье видного юриста. Учился в Венском университете, где изучал математику и теоретическую физику; книги по философии читал самостоятельно. После окончания университета преподавал в гимназии, одновременно занимаясь исследованиями в области логики и философии науки. С 1937 г. стал преподавателем философии в Кентербери-колледже (Крайстчерч, Новая Зеландия). С 1946 до середины 1970-х гг. — профессор Лондонской школы экономики и политических наук.

Карл Поппер — автор и представитель школы «критического рационализма» — попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма. Его первая опубликованная книга «Логика научного исследования» завоевала широкое признание своей критикой индуктивизма, защитой философии и выдвижением «фальсифицируемости» как критерия науки. В 1945 г. был издан выдающийся труд, содержавший критику авторитаризма, — «Открытое общество и его враги», создавший К. Попперу репутацию всемирно известного философа. Среди классических работ К. Поппера по философии и методологии науки широкую известность получили книги «Предположения и опровержения» и «Объективное знание. Эволюционный подход» (рус. пер.: М.: URSS).