URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Азарнова А.Н. КОМПЛЕКТ: 1. Психологическое консультирование: Настольная книга для начинающих. 2. Быть живым: Работа с переживанием в психологическом консультировании и психотерапии Обложка Азарнова А.Н. КОМПЛЕКТ: 1. Психологическое консультирование: Настольная книга для начинающих. 2. Быть живым: Работа с переживанием в психологическом консультировании и психотерапии
Id: 320420
1339 р.

КОМПЛЕКТ:
1. Психологическое консультирование: Настольная книга для начинающих. 2. Быть живым: Работа с переживанием в психологическом консультировании и психотерапии

2025. 520 с.
  • Мягкая обложка
Психологическое консультирование: основные понятия и базовые принципы - Структура консультативной беседы - Установление контакта с клиентом - Помощь клиенту в переходе к изложению жалобы - Расспрос клиента - Техники эмпатического слушания - Выдвижение и проверка консультативных гипотез - Психологическое воздействие в консультативной беседе - Выработка альтернативных вариантов поведения клиента - Завершение консультативной беседы.

Аннотация

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: Настольная книга для НАЧИНАЮЩИХ. Мягкая обложка. 272 стр.

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге приведено большое количество практических заданий,... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение. Благодарности6
Глава 1 Психологическое консультирование: основные понятия и базовые принципы9
1.1.  Основные понятия психологического консультирования9
1.2.  Базовые принципы психологического консультирования24
1.3.  Организационные моменты психологического консультирования43
1.4.  Разбор заданий к главе 152
Глава 2 Структура консультативной беседы58
Глава 3 Начальный этап беседы64
3.1.  Установление контакта с клиентом на начальном этапе беседы64
3.2.  Помощь клиенту в переходе к изложению жалобы71
3.3.  Разбор заданий к главе 376
Глава 4 Исследование жалобы клиента80
4.1.  Техники эмпатического слушания в консультативной беседе92
4.2.  Расспрос клиента125
4.3.  Выдвижение и проверка консультативных гипотез138
4.4.  Разбор заданий к главе 4158
Глава 5 Психологическое воздействие в консультативной беседе164
5.1.  Вопрос о мере директивности психологического воздействия: интерпретация и ее альтернативы177
5.2.  Поддерживающие и конфронтирующие тактики психологического воздействия192
5.3.  Уровни психологического воздействия в консультативной беседе205
5.3.1. Психологическое воздействие на уровне восприятия и понимания клиентом себя и других людей205
5.3.2. Психологическое воздействие на уровне эмоций и переживания клиента225
5.3.3. Психологическое воздействие на поведенческом уровне250
Глава 6 Выработка альтернативных вариантов поведения клиента254
Глава 7 Завершение консультативной беседы262
Заключение265
Рекомендуемая литература266

ВВЕДЕНИЕ. БЛАГОДАРНОСТИ
top

Заинтересованный читатель, здравствуйте!

Я очень рада, что написала эту книгу, а вы теперь можете прочесть ее. Очень надеюсь, что она окажется полезной.

Эта книга предназначена для начинающих психологов, может быть — студентов старших курсов, может быть — недавних выпускников или уже сложившихся специалистов, которые тем не менее впервые приступают к психологическому консультированию. Или собираются приступить. Или не собирались, но в силу разных обстоятельств постоянно сталкиваются с необходимостью оказания консультативной помощи.

«Хочу спросить у вас как у психолога…»

«Пожалуйста, помогите, я в сложной ситуации, очень нужен ваш совет!»

В этой книге мало теории. Она задумана именно как практическое пособие — чтобы снять некоторые конкретные вопросы, возникающие в связи с данной областью деятельности психолога.

Эта работа не претендует на новаторский подход в области консультирования или изложение сложных терапевтических техник.

Здесь — именно самые простые вещи. За то время, пока я преподавала основы психологического консультирования в вузе, пока вела занятия в авторских мастерских, я убедилась: очень часто начинающим психологам, вчерашним студентам, не хватает именно этих, самых простых практических знаний и умений.

Как встретить клиента? Где вообще его принимать — можно ли, например, дома? Как спрашивать его о проблеме — вообще, о чем спрашивать, а о чем нет? В какой форме посоветовать и можно ли вообще советовать? В книжках пишут, что нельзя, но что-то не верится в то, что такое вообще возможно… ведь недаром же называется — консультация. И что делать, если он (она) начинает плакать? Кто виноват, когда клиент плачет (может, это вообще моя ошибка как психолога) и что в таких случаях делать? Подать платок? Попросить взять себя в руки? Молчать? Сделать вид, что ничего не происходит? Или, может быть, на время выйти?

Можно ли за клиентом записывать? А то вдруг забуду то, что он сказал…

Эти и многие другие вопросы будоражат, прямо-таки не дают покоя.

Много лет назад на базе факультета повышения квалификации

Российского нового университета автором этой книги был создан курс «Мастерская психологического консультирования», основной задачей которого было как раз передать психологам самые основы практики психологического консультирования.

Методические материалы, собранные в этом пособии, были написаны для нужд и в процессе работы этой мастерской; они с успехом могут быть использованы в практике подготовки психологов-консультантов. Некоторые задания снабжены ответами. Хочу подчеркнуть, что единственно правильного ответа на каждое из приведенных заданий не существует, и в этом смысле психологическое консультирование совсем непохоже на школьный курс физики или математики. Поэтому приведенные варианты являются всего лишь иллюстрациями, примерами допустимой реакции психолога в той или иной ситуации.

Хочу выразить здесь глубокую благодарность людям, без которых эта книга, наверное, не появилась бы на свет, и прежде всего, своим клиентам — всем тем, с кем мы работали вместе длительное время или встретились совсем ненадолго. Дорогие мои, я помню вас и ценю. Не привожу здесь ваших имен по этическим соображениям, но вы живете в моей памяти. Выражаю искреннюю благодарность людям, ставшим моими Учителями с большой буквы — профессору Московского государственного университета Ларисе Андреевне Петровской (ныне покойной), профессору Московского государственного университета Юлии Борисовне Гиппенрейтер (оказавшейся однажды моей психодраматической феей-крестной), психодраматерапевту, директору Института психодрамы и ролевого тренинга Елене Владимировне Лопухиной, клиент-центрированным психотерапевтам Наталье Некрыловой и Олегу Киселеву, клиент-центрированному и фокусинг-ориентированному психотерапевту Светлане Кутуковой, руководителю Института клиент-центрированной психотерапии и фокусинга (г. Москва). Благодарю моих близких и членов моей семьи за безусловную любовь и поддержку, которую они оказывают и оказывали мне все это время, и за терпение, с которым они принимали мою постоянную занятость. Мою любимую подругу Ольгу Аввакумову, щедро одарившую меня теплом своей души и ставшую источником вдохновения при написании этой книги.

Все имена, которые вы увидите в тексте (за исключением этого введения), изменены — по понятным соображениям. Приведенные истории и жалобы клиентов взяты из моей собственной консультативной практики.

Очень надеюсь и рассчитываю на вашу обратную связь, читатель.

До новых встреч!

Анна Азарнова

Октябрь 2021 года


Об авторе
top
photoАзарнова Анна Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент. Сертифицированный клиент-центрированный психотерапевт, психодраматерапевт, медиатор. Окончила факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Член Профессионального сообщества клиент-центрированных психотерапевтов, член профессионального реестра клиент-центрированных психотерапевтов. Преподаватель психологических дисциплин. Совмещает частную психотерапевтическую практику с преподавательской и писательской деятельностью. Автор 7 книг и более 25 публикаций в научных журналах.