URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Васильев В.В.; Юм Д. КОМПЛЕКТ: 1. Дэвид Юм и загадки его философии. 2. Диалоги о естественной религии: С приложением статей 'О самоубийстве' и 'О бессмертии души'. Пер. с англ.. 3. ОПЫТЫ: О ТОРГОВЛЕ, ДЕНЬГАХ, ПРОЦЕНТЕ, НАЛОГАХ. Пер. с англ. Обложка Васильев В.В.; Юм Д. КОМПЛЕКТ: 1. Дэвид Юм и загадки его философии. 2. Диалоги о естественной религии: С приложением статей 'О самоубийстве' и 'О бессмертии души'. Пер. с англ.. 3. ОПЫТЫ: О ТОРГОВЛЕ, ДЕНЬГАХ, ПРОЦЕНТЕ, НАЛОГАХ. Пер. с англ.
Id: 320415
1839 р.

КОМПЛЕКТ (3 кн.
): 1. Дэвид ЮМ И ЗАГАДКИ ЕГО ФИЛОСОФИИ. 2. Диалоги о ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ: С приложением статей "О самоубийстве" и "О бессмертии души". 3. ОПЫТЫ: О ТОРГОВЛЕ, ДЕНЬГАХ, ПРОЦЕНТЕ, НАЛОГАХ

КОМПЛЕКТ: 1. Дэвид Юм и загадки его философии. 2. Диалоги о естественной религии: С приложением статей "О самоубийстве" и "О бессмертии души". Пер. с англ.. 3. ОПЫТЫ: О ТОРГОВЛЕ, ДЕНЬГАХ, ПРОЦЕНТЕ, НАЛОГАХ. Пер. с англ. 2022. 904 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
  • Мягкая обложка
• Новый взгляд на одного из самых влиятельных философов Нового времени.
• Всё о Дэвиде Юме под одной обложкой: от высоты потолков в его доме до глубин его метафизических теорий.

Аннотация

1. Дэвид Юм и загадки его философии. Мягкая обложка. 552 стр.

Данная книга — первая русскоязычная монография о великом шотландском философе эпохи Просвещения Дэвиде Юме, охватывающая все стороны его жизни и творчества и все его труды. Автор разъясняет ключевые идеи Юма, сохраняющие значение в наши дни, подробно рассказывает о его жизни, а также детально излагает и комментирует его основные сочинения. Особое внимание уделяется многочисленным... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие5
Сокращения и цитирование8
Введение10
Часть 1. Ключевые идеи15
Глава 1. Онтология17
Глава 2. Эпистемология30
Глава 3. Философия религии и теология46
Глава 4. Учение о свободе воли, этика и метаэтика63
Глава 5. Психология76
Глава 6. Метафилософия87
Часть 2. Жизнь и сочинения96
Глава 1. Ранний период106
Глава 2. После озарения111
Глава 3. «Трактат о человеческой природе»129
Глава 4. Моральные и политические эссе 1740-х гг234
Глава 5. «Исследование о человеческом познании» и другие обновления «Трактата»253
Глава 6. Эссе на разные темы и исторические труды 1750-х и 1760-х гг352
Глава 7. Поздний период и «Диалоги о естественной религии»417
Часть 3. Интерпретации486
Глава 1. Скептицизм и позитивная программа487
Глава 2. Загадки и их решения508
Заключение518
Послесловие523
Основные события жизни Юма526
Литература527
Именной указатель543
Summary546

Предисловие
top

Современная философия во многом ориентирована на классическую мысль. Если взять ее самое широкое и продуктивное направление – так называемую аналитическую философию – то мы можем увидеть, что основное внимание исследователей сосредоточено в наши дни на проблемах метафизики, эпистемологии и этики. По крайней мере по этим темам публикуется наибольшее количество статей в ведущих аналитических журналах общего профиля – я брал за образец The Philosophical Review, The Philosophical Quarterly и Mind 2014–2016 гг. Так вот, в этих областях классические авторы интересуют представителей аналитической философии больше, чем отцы-основатели самой аналитической традиции. Самыми востребованными классическими философами – если судить по авторитетным "Оксфордским руководствам" по соответствующим темам[1] – оказываются здесь Аристотель, Декарт, Локк, Юм и Кант. Историки философии реагируют на потребности философов (которыми они сами по совместительству зачастую являются) и снабжают коллег большим количеством полезной литературы об этих мыслителях. Интересные исследования о названых выше авторах публикуются и в России. Любопытно, однако, что уже несколько десятилетий на русском языке не было новых обзорных монографий о Юме. Но такие обобщающие работы о великих философах очень нужны.

Данная книга, надеюсь, заполнит образовавшиеся пустоты. Это многоуровневое исследование и поэтому я предпошлю ее основному тексту что-то вроде путеводителя по ней. Одна из главных задач этой книги – дать достаточно полное представление о сочинениях Юма. Я так или иначе рассматриваю все работы Юма, в том числе не доведенные им до публикации труды из его ру­кописного наследия и уничтоженные им самим произведения (содержание которых можно реконструировать). Но особое внимание уделено трем его общепризнанным шедеврам: "Трактату о человеческой природе", "Исследованию о человеческом познании" и "Диалогам о естественной религии". Я подробно, по частям и главам, излагаю содержание этих работ, сопровождая изложение необходимыми пояснениями и отсылками. После этого я обсуждаю основные исторические и концептуальные аспекты этих текстов. "Трактат" рассматривается в третьей главе второй части книги, "Исследование о человеческом познании" – в параграфах 1–2 пятой главы второй части (в параграфе 1 излагается его содержание, в параграфе 2 даны развернутые комментарии), а "Диалоги о естественной религии" в том же порядке – изложение и комментарии – разбираются в параграфах 5 и 6 седьмой главы второй части. Подробно я анализирую и еще одну ключевую работу Юма – "Исследование о принципах морали" (параграфы 4 и 5 пятой главы второй части). Изложение этих работ выполнено с такой степенью детальности, чтобы его можно было использовать в учебных целях при подготовке к экзаменам или к обзорным лекциям. В этом плане данную книгу можно рассматривать даже как учебник по философии Юма.

Некоторые другие работы Юма разобраны хоть и не столь детально, но достаточно подробно для ознакомления с их содержанием. Так, "Естественная история религии" рассматривается в третьем параграфе шестой главы второй части, "Диссертация об аффектах" – в третьем параграфе пятой главы второй части, эстетические эссе "О трагедии" и "О норме вкуса" – во втором параграфе шестой главы второй части, "Моральные и политические эссе" – в четвертой главе второй части, "Политические рассуждения" – в первом параграфе шестой главы второй части. Утраченные сочинения по естественной религии и философии геометрии обсуждаются и по возможности реконструируются во второй главе второй части и в третьем параграфе пятой главы второй части данной книги.

Основным объектом исследования в книге являются философские произведения Юма. Культура XXI века воспринимает Юма главным образом как философа. Но нельзя забывать, что современники ценили его прежде всего за исторические труды. Об этом, кстати, напоминает и выбранный мною эпиграф к книге. Так что я говорю и об этих сочинениях. Блистательное эссе "О населении древних наций" обсуждается в четвертом параграфе шестой главы второй части, а фундаментальный труд Юма "История Англии" – в шестом параграфе той же главы. Этот параграф нужен и для создания исторического фона биографии нашего героя. Ведь одной из задач данной книги является рассказ о жизни Юма.

Биографическая часть этой книги, описывающая превращение нескладного парня, фонтанирующего идеями и не знающего, как найти свое место в жизни, в одного из самых влиятельных мужей своего времени, впрочем, не занимает в ней центрального места. Поэтому она не выделена в особый раздел (если не считать очерка характера Юма и этапов его творчества во введении ко второй части), а вплетена в рассказ о юмовских сочинениях: постепенно мы, впрочем, обнаружим, что эти нити действительно тесно переплетены. Детские и юношеские годы Юма, в том числе хорошо задокументированный нашим героем период 1729–1734 гг. обсуждаются в первой и второй главах второй части работы, годы написания и издания им "Трактата" – в первом параграфе третьей главы второй части, начало 40-х гг. – в четвертой главе второй части, середина 40-х – в первом параграфе пятой главы второй части, 1748–1751 гг. – в четвертом параграфе пятой главы, 1751–1762 – в пятом параграфе шестой главы второй части и 1762–1776 гг. – во введении к седьмой главе и в параграфах 1–4 из той же седьмой главы второй части. Детальность рассмотрения указанных периодов неодинакова и обусловлена количеством сохранившихся источников.

Пока я рассказывал исключительно о второй части книги. Но в ней есть еще две части. В первой из них – в первой части книги – я обобщенно излагаю основные и наиболее влиятельные идеи и концепции Юма. Читатели, которых интересуют не сочинения, а теории Юма в специфическом контексте их современной рецепции могут ограничиться первой частью книги. Материал здесь выстроен по рубрикам философских специальностей.

В еще одной, заключительной части книги я обсуждаю трудные интерпретационные вопросы, возникающие при изучении юмовской философии. Они рассматриваются и в других частях, но там они отодвигаются на второй план массивами иной информации. Я называю эти запутанные вопросы загадками философии Юма и пытаюсь по ходу изложения разрешать их. Предложенные мною решения как раз и суммируются в третьей части книги. Кроме того, там подробно обсуждается вопрос, без прояснения которого невозможно понять Юма: вопрос о его отношении к скептицизму. Всего в книге выделяется и рассматривается около двух десятков таких интерпретационных проблем и загадок. Эта часть – и интерпретационные места других частей, которые подытоживаются в ней – могут представлять интерес прежде всего для специалистов по юмовской философии.

Надеюсь, впрочем, что специалистам будут интересны и другие разделы книги. Правда в последнее время юмоведы словно бы подустали от рассказов о Юме и стали насыщать книги о нем картинами его окружения и детализациями реальных или гипотетических источников его идей. Такие труды производят странное впечатление: мы берем их в руки, чтобы узнать что-то о Юме, но нам предлагают сведения о ком-то другом. Я, разумеется, признаю важность контекстуальных анализов, и они есть в книге. Однако их роль сведена к необходимому минимуму. Я хотел бы чтобы читатели слышали здесь голос самого Юма.

Я благодарен коллективу кафедры истории зарубежной философии, руководству философского факультета МГУ им. М. В. Ло­мо­носова и Центру исследования сознания при философском факультете МГУ за создание условий для исследований. И, разумеется, я признателен своим домашним за понимание и большую поддержку во всех моих делах.


Об авторах
top
photoВасильев Вадим Валерьевич
Член-корреспондент РАН, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории зарубежной философии, профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор трудов по истории философии Нового времени и по аналитической философии. Среди его работ — книги «Трудная проблема сознания», «Сознание и вещи», «Философская психология в эпоху Просвещения» и «Дэвид Юм и загадки его философии».
photoЮм Давид
Крупнейший британский философ, историк, публицист. Заслужил мировое признание в первую очередь благодаря своей системе философского эмпиризма и скептицизма. Его "Трактат о человеческой природе" стал одним из краеугольных камней складывавшейся в эпоху Просвещения науки о человеке, его природе и психологии.

Философия Юма оказала огромное влияние на дальнейшее развитие научной мысли. В XVIII в. воздействие его идей испытали французские просветители, такие видные немецкие философы, как И. Кант (отмечавший, что Юм пробудил его от «догматического сна»), И. Г. Гаман, И. Н. Тетенс. В XIX в. влияние Юма испытали А. Шопенгауэр, основоположник позитивизма О. Конт, классик экономической мысли Дж. С. Милль, соотечественник Юма шотландец Т. Рид. В XX в. на наследие Юма опирались Э. Гуссерль и представители аналитической философии. Сегодня философию Юма принято считать одним из источников философии сознания.