Современная философия во многом ориентирована на классическую мысль. Если взять ее самое широкое и продуктивное направление – так называемую аналитическую философию – то мы можем увидеть, что основное внимание исследователей сосредоточено в наши дни на проблемах метафизики, эпистемологии и этики. По крайней мере по этим темам публикуется наибольшее количество статей в ведущих аналитических журналах общего профиля – я брал за образец The Philosophical Review, The Philosophical Quarterly и Mind 2014–2016 гг. Так вот, в этих областях классические авторы интересуют представителей аналитической философии больше, чем отцы-основатели самой аналитической традиции. Самыми востребованными классическими философами – если судить по авторитетным "Оксфордским руководствам" по соответствующим темам[1] – оказываются здесь Аристотель, Декарт, Локк, Юм и Кант. Историки философии реагируют на потребности философов (которыми они сами по совместительству зачастую являются) и снабжают коллег большим количеством полезной литературы об этих мыслителях. Интересные исследования о названых выше авторах публикуются и в России. Любопытно, однако, что уже несколько десятилетий на русском языке не было новых обзорных монографий о Юме. Но такие обобщающие работы о великих философах очень нужны. Данная книга, надеюсь, заполнит образовавшиеся пустоты. Это многоуровневое исследование и поэтому я предпошлю ее основному тексту что-то вроде путеводителя по ней. Одна из главных задач этой книги – дать достаточно полное представление о сочинениях Юма. Я так или иначе рассматриваю все работы Юма, в том числе не доведенные им до публикации труды из его рукописного наследия и уничтоженные им самим произведения (содержание которых можно реконструировать). Но особое внимание уделено трем его общепризнанным шедеврам: "Трактату о человеческой природе", "Исследованию о человеческом познании" и "Диалогам о естественной религии". Я подробно, по частям и главам, излагаю содержание этих работ, сопровождая изложение необходимыми пояснениями и отсылками. После этого я обсуждаю основные исторические и концептуальные аспекты этих текстов. "Трактат" рассматривается в третьей главе второй части книги, "Исследование о человеческом познании" – в параграфах 1–2 пятой главы второй части (в параграфе 1 излагается его содержание, в параграфе 2 даны развернутые комментарии), а "Диалоги о естественной религии" в том же порядке – изложение и комментарии – разбираются в параграфах 5 и 6 седьмой главы второй части. Подробно я анализирую и еще одну ключевую работу Юма – "Исследование о принципах морали" (параграфы 4 и 5 пятой главы второй части). Изложение этих работ выполнено с такой степенью детальности, чтобы его можно было использовать в учебных целях при подготовке к экзаменам или к обзорным лекциям. В этом плане данную книгу можно рассматривать даже как учебник по философии Юма. Некоторые другие работы Юма разобраны хоть и не столь детально, но достаточно подробно для ознакомления с их содержанием. Так, "Естественная история религии" рассматривается в третьем параграфе шестой главы второй части, "Диссертация об аффектах" – в третьем параграфе пятой главы второй части, эстетические эссе "О трагедии" и "О норме вкуса" – во втором параграфе шестой главы второй части, "Моральные и политические эссе" – в четвертой главе второй части, "Политические рассуждения" – в первом параграфе шестой главы второй части. Утраченные сочинения по естественной религии и философии геометрии обсуждаются и по возможности реконструируются во второй главе второй части и в третьем параграфе пятой главы второй части данной книги. Основным объектом исследования в книге являются философские произведения Юма. Культура XXI века воспринимает Юма главным образом как философа. Но нельзя забывать, что современники ценили его прежде всего за исторические труды. Об этом, кстати, напоминает и выбранный мною эпиграф к книге. Так что я говорю и об этих сочинениях. Блистательное эссе "О населении древних наций" обсуждается в четвертом параграфе шестой главы второй части, а фундаментальный труд Юма "История Англии" – в шестом параграфе той же главы. Этот параграф нужен и для создания исторического фона биографии нашего героя. Ведь одной из задач данной книги является рассказ о жизни Юма. Биографическая часть этой книги, описывающая превращение нескладного парня, фонтанирующего идеями и не знающего, как найти свое место в жизни, в одного из самых влиятельных мужей своего времени, впрочем, не занимает в ней центрального места. Поэтому она не выделена в особый раздел (если не считать очерка характера Юма и этапов его творчества во введении ко второй части), а вплетена в рассказ о юмовских сочинениях: постепенно мы, впрочем, обнаружим, что эти нити действительно тесно переплетены. Детские и юношеские годы Юма, в том числе хорошо задокументированный нашим героем период 1729–1734 гг. обсуждаются в первой и второй главах второй части работы, годы написания и издания им "Трактата" – в первом параграфе третьей главы второй части, начало 40-х гг. – в четвертой главе второй части, середина 40-х – в первом параграфе пятой главы второй части, 1748–1751 гг. – в четвертом параграфе пятой главы, 1751–1762 – в пятом параграфе шестой главы второй части и 1762–1776 гг. – во введении к седьмой главе и в параграфах 1–4 из той же седьмой главы второй части. Детальность рассмотрения указанных периодов неодинакова и обусловлена количеством сохранившихся источников. Пока я рассказывал исключительно о второй части книги. Но в ней есть еще две части. В первой из них – в первой части книги – я обобщенно излагаю основные и наиболее влиятельные идеи и концепции Юма. Читатели, которых интересуют не сочинения, а теории Юма в специфическом контексте их современной рецепции могут ограничиться первой частью книги. Материал здесь выстроен по рубрикам философских специальностей. В еще одной, заключительной части книги я обсуждаю трудные интерпретационные вопросы, возникающие при изучении юмовской философии. Они рассматриваются и в других частях, но там они отодвигаются на второй план массивами иной информации. Я называю эти запутанные вопросы загадками философии Юма и пытаюсь по ходу изложения разрешать их. Предложенные мною решения как раз и суммируются в третьей части книги. Кроме того, там подробно обсуждается вопрос, без прояснения которого невозможно понять Юма: вопрос о его отношении к скептицизму. Всего в книге выделяется и рассматривается около двух десятков таких интерпретационных проблем и загадок. Эта часть – и интерпретационные места других частей, которые подытоживаются в ней – могут представлять интерес прежде всего для специалистов по юмовской философии. Надеюсь, впрочем, что специалистам будут интересны и другие разделы книги. Правда в последнее время юмоведы словно бы подустали от рассказов о Юме и стали насыщать книги о нем картинами его окружения и детализациями реальных или гипотетических источников его идей. Такие труды производят странное впечатление: мы берем их в руки, чтобы узнать что-то о Юме, но нам предлагают сведения о ком-то другом. Я, разумеется, признаю важность контекстуальных анализов, и они есть в книге. Однако их роль сведена к необходимому минимуму. Я хотел бы чтобы читатели слышали здесь голос самого Юма. Я благодарен коллективу кафедры истории зарубежной философии, руководству философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Центру исследования сознания при философском факультете МГУ за создание условий для исследований. И, разумеется, я признателен своим домашним за понимание и большую поддержку во всех моих делах.
Васильев Вадим Валерьевич
Член-корреспондент РАН, доктор философских наук, заведующий кафедрой истории зарубежной философии, профессор философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор трудов по истории философии Нового времени и по аналитической философии. Среди его работ — книги «Трудная проблема сознания», «Сознание и вещи», «Философская психология в эпоху Просвещения» и «Дэвид Юм и загадки его философии».
Юм Давид Крупнейший британский философ, историк, публицист. Заслужил мировое признание в первую очередь благодаря своей системе философского эмпиризма и скептицизма. Его "Трактат о человеческой природе" стал одним из краеугольных камней складывавшейся в эпоху Просвещения науки о человеке, его природе и психологии.
Философия Юма оказала огромное влияние на дальнейшее развитие научной мысли. В XVIII в. воздействие его идей испытали французские просветители, такие видные немецкие философы, как И. Кант (отмечавший, что Юм пробудил его от «догматического сна»), И. Г. Гаман, И. Н. Тетенс. В XIX в. влияние Юма испытали А. Шопенгауэр, основоположник позитивизма О. Конт, классик экономической мысли Дж. С. Милль, соотечественник Юма шотландец Т. Рид. В XX в. на наследие Юма опирались Э. Гуссерль и представители аналитической философии. Сегодня философию Юма принято считать одним из источников философии сознания. |