Лекция № 1. | Цели и задачи курса |
| 1.1. | Модели как среда информационных субъектов |
| 1.2. | Признаки информационной эпохи |
| 1.3. | История информационных войн |
| 1.4. | История программных средств скрытого информационного воздействия в технической сфере |
Лекция № 2. | Основные термины и определения |
| 2.1. | Карта "информационного поля боя" |
| 2.2. | Информационная война, оружие, операция |
| 2.3. | Знание, информационная емкость, информация, программирование |
| 2.4. | Теорема об объективности информации на "верхнем" уровне |
| 2.5. | Нормативно-законодательное обеспечение информационной безопасности страны в сфере информационного противоборства |
| 2.6. | Информационные системы |
| 2.7. | Классификация информационных систем |
| 2.8. | Проблема понимания друг друга информационными противниками (модель) |
| 2.9. | "Взаимопонимание" информационных систем |
| 2.10. | Взаимная "агрессивность" информационных систем |
Лекция № 3. | Структуры |
| 3.1. | Введение |
| 3.2. | Характеристики структур |
| | 3.2.1. | Запись структуры системы |
| | 3.2.2. | Сравнение структур по описанию |
| | 3.2.3. | Сила сцепления |
| | 3.2.4. | Хаос в принятии решения |
| | 3.2.5. | Устойчивость знания |
| 3.3. | Структура системы и уязвимость |
| | 3.3.1. | Структура организации и информационная безопасность |
| | 3.3.2. | Структура организации и коррупция |
| | 3.3.3. | Структура организации и ее творческий потенциал |
Лекция № 4. | Информационная угроза |
| 4.1. | Особенности информационной угрозы |
| 4.2. | Формальная модель оценки эффективности системы выявления угроз |
| 4.3. | Источники угроз |
| 4.4. | Выявление информационных угроз (информационных операций) |
| 4.5. | Астротерфинг как угроза информационной безопасности |
Лекция № 5. | Информационное оружие |
| 5.1. | Управление управлением |
| 5.2. | Понятие информационного оружия |
| 5.3. | Классификация информационного оружия |
| 5.4. | Пример информационного оружия в технической сфере: бот-сети |
| | 5.4.1. | Масштабы и возможности |
| | 5.4.2. | Структура ботнет |
| 5.5. | Эффективность информационного оружия |
| | 5.5.1. | Признаки информационного поражения |
| | 5.5.1.1. Степень поражения информационным оружием |
| | 5.5.2. | Психика человека: дефекты на уровне восприятия |
| | 5.5.3. | Дефекты логики |
Лекция № 6. | Моделирование механизмов обучения (перепрограммирования) информационной системы на принципах гибели и рождения ее элементов |
| 6.1. | Самообучение на принципах гибели и рождения элементов |
| 6.2. | Выявление факта наличия жизни, используя механизмы самообучения |
| | 6.2.1. | Мир маргариток |
| | 6.2.2. | Обучение без учителя |
| | 6.2.3. | Применение генетических алгоритмов для реализации механизма обучения |
Лекция № 7. | Информатика по существу |
| 7.1. | Карта основных понятий "Информатики по существу" |
| 7.2. | Модели мира |
| 7.3. | Сообщения в мире моделей |
| 7.4. | Событие и его характеристики |
| | 7.4.1. | Информационная сила события |
| | 7.4.2. | Осознание события |
| | 7.4.3. | Алгоритм как последовательность команд, а команда как элементарный алгоритм |
| 7.5. | Формализация логики целей |
| | 7.5.1. | Формальная модель мира |
| 7.6. | Осознание картины мира |
| | 7.6.1. | Оператор осознания |
| | 7.6.2. | Максимально возможные уровень и частота осознания мира |
| | 7.6.3. | Информационный коллапс |
| 7.7. | Система отношений информационных субъектов |
Лекция № 8. | Количественные характеристики отношений |
| 8.1. | Вес модели |
| 8.2. | Матрица индивидуальных предпочтений |
Лекция № 9. | Динамика изменения системы отношений |
| 9.1. | Выявление тенденции изменения отношений |
| | 9.1.1. | Мир Офелии |
| | 9.1.2. | Выявление скрытых отношений |
| | 9.1.3. | Выявление причин событий |
| | 9.1.4. | Целенаправленная модификация системы отношений: Мир Отелло |
| 9.2. | Корректировка отношений |
Лекция № 10. | Информационная энергия. Методика перепрограммирования состояния общественного сознания |
| 10.1. | Информационная энергия |
| 10.2. | Эффективность перепрограммирования информационных систем |
| 10.3. | Оценка вероятности распространения модели |
| 10.4. | Математическая модель распространения слухов |
| 10.5. | Целенаправленное перепрограммирование состояния общественного сознания |
| | 10.5.1. Методика целенаправленного перепрограммирования состояния общественного сознания |
| 10.6. | Причина и повод |
Лекция № 11. | Миры как субъекты |
| 11.1. | Сравнительные характеристики миров |
| | 11.1.1. Расстояние между мирами |
| | 11.1.2. Похожесть и уровень взаимопонимания миров |
| | 11.1.3. Уровень агрессивности мир |
| | 11.1.4. Операции над мирами |
Лекция № 12. | Стратегия информационной войны |
| 12.1. | Формальная запись стратегии информационной войны |
| 12.2. | Скрытое управление |
| | 12.2.1. Провокационный терроризм как один из способов скрытого управления |
| | 12.2.2. Примеры скрытого управления путем корректировки статистических данных |
| | 12.2.3. Примеры скрытого управления путем корректировки исторических данных |
| | 12.2.4. Организационные вопросы скрытого управления |
| 12.3. | Проблемы формальной теории информационной войны |
| 12.4. | Информационные метасущности |
Билеты для контроля знаний |
Практические занятия |
| Семинар № 1. Базовые понятия информационного противоборства. Взаимодействия информационных систем |
| Семинар № 2. Структуры. Свойства структур |
| Семинар № 3. Информационное оружие: классификация, оценка эффективности. Открытость систем |
| Семинар № 4. Выявления функциональных зависимостей с помощью систем самообучения. Принципы перепрограммирования. Мир маргариток |
| Семинар № 5. Характеристики события/сообщения |
| Семинар № 6. Оператор осознания и его характеристики |
| Семинар № 7. Сбалансированность структур и матрица индивидуальных предпочтений отношений |
| Семинар № 8. Выявление тенденций изменения отношений |
| Семинар № 9. Информационная энергия. Оценка эффективности перепрограммирования |
| Семинар № 10. Корректировка отношений |
| Семинар № 11. Сравнение миров |
Контрольная работа |
Заключение |
Литература |