URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Афанасьев В.Г. КОМПЛЕКТ: 1. Социальная информация и управление обществом. 2. Человек в управлении обществом Обложка Афанасьев В.Г. КОМПЛЕКТ: 1. Социальная информация и управление обществом. 2. Человек в управлении обществом
Id: 320344
1899 р.

КОМПЛЕКТ:
1. Социальная информация и управление обществом. 2. Человек в управлении обществом

URSS. 2023. 792 с.
  • Мягкая обложка

Аннотация

1. Социальная информация и управление обществом. Мягкая обложка. 408 стр.

Настоящая монография посвящена исследованию сущности и особенностей социальной информации, классификации информации и источников ее получения, выяснению места информации в управлении.

В книге содержится подробный анализ информационных систем, опыта их создания и перспектив развития в 

нашей стране. Автор показывает решающую роль человека в системах информации... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие3
Глава первая. О ПОНЯТИИ ИНФОРМАЦИИ9
1. Математические теории информации9
2. Энергетическая концепция информации21
3. Информация, разнообразие, отражение24
4. Информация, отражение, управление32
Глава вторая. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ39
1. Сущность социальной информации39
2. Высший тип информации. Генетическое и социальное наследование43
3. Еще об особенностях социальной информации50
Глава третья. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ61
1. Имеющиеся классификации61
2. Информация о настоящем и будущем64
3. Классификация информации о настоящем70
Глава четвертая. ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ78
1. Социальная информация и общественные науки78
2. Другие источники социальной информации96
3. Информация и усиление взаимодействия общественных и естественных наук104
Глава пятая. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕСТВОМ111
1. Единство управления и информации111
2., Информация и система управления120
3. Средство социального регулирования129
4. Требования к социальной информации137
Глава шестая. ИНФОРМАЦИЯ И РЕШЕНИЕ146
1. Управление и решение146
2. Информационное обеспечение решений154
3. Проблемная ситуация и решение164
4. Решение как информационная модель проблемной ситуации170
Глава седьмая. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ177
1. Необходимость создания информационных систем177
2. Сущность и элементы информационной системы185
3. Цели, задачи, операции192
4. Предмет информационной работы211
5. Средства работы с информацией229
6. Показатели. Оценка результатов240
7. Возможна ли социальная кибернетика?246
Глава восьмая. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ258
1. Опыт автоматизации информационных процессов в СССР. Трудности и проблемы258
2. Стандартизация документов и рационализация документооборота279
3. К единой общесоюзной информационной системе292
Глава девятая. ИНФОРМАЦИЯ, ЧЕЛОВЕК, КОМПЬЮТЕР307
1. Человек — главное звено системы «человек — компьютер»307
2. Взаимодействие человека и компьютера в работе с информацией318
3. «Человек — компьютер» — проблема диалога325
Глава десятая. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ334
1. Научно-информационная деятельность334
2. Совершенствование системы научно-технической информации345
Глава одиннадцатая. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ354
1. Политическая сфера общественной жизни и политическая информация354
2. Требования к политической информации367
3. Средства массовой информации и пропаганды374
4. Идеологический процесс как информационное взаимодействие391
Заключение399

Предисловие
top

Нет, пожалуй, в науке, практике современности понятия распространеннее, нежели понятие "информация". И нет в то же время другого понятия, по поводу которого ведется столько споров, дискуссий, имеется столько различных точек зрения. Различия эти проявляются во многих вопросах: относительно субстанции информации, ее признаков, форм проявления, ее отношения к философским законам и категориям, ее роли в управлении, в жизни и развитии общества и т. д. Литература по информации обширна, ее поток, подобно потоку самой информации, все увеличивается, особенно в последние годы.

Появление книг, статей об информации во все большей степени расширяет наши представления о ней. Все новые и новые стороны, оттенки вносятся в это одно из фундаментальнейших и важнейших понятий науки и ориентиров в практике нашего времени. И пусть ученые пока еще не договорились о том, в чем суть этого удивительного феномена, пусть они еще ищут и находят все новые его черты, пусть "сталкивают" его с давно уже установившимися, привычными явлениями социального бытия, пусть ищут его место в сложнейшем переплетении этих процессов и явлений. Информация есть, она живет, она все больше дает знать о себе, проникая во все сферы, все отрасли общественной жизни. Она воздействует на человечество и человека, на их жизнь, на образ их мышления и поведение. Она ставит перед человечеством массу проблем, заставляет расходовать на их решение все большие материальные, финансовые и трудовые ресурсы.

"Информационный бум", "информационная революция", "индустрия информации" – эти и подобные им аншлаги не сходят сейчас со страниц газет и журналов, книг.

Каждый год в информационный поток вливается около 7 миллиардов страниц печатного текста. Обработать, заложить на хранение столь огромную массу данных – гигантский труд. Отыскать же нужные, самые новейшие данные, а тем более познакомиться с ними еще труднее. И отнюдь не случайно более половины фондов Государственной библиотеки им. В. И. Ленина остаются неиспользованными. Не случайно, что научный работник способен изучить только десятую часть литературы по специальности, выходящей в мире. Не случайно в США, если проект стоит менее 50 тысяч долларов, он осуществляется заново, поскольку это выгоднее, чем отыскать имеющуюся информацию по этому вопросу.

Возрастание объемов и потоков информации связано прежде всего с необычайным усложнением производства, всех сфер общественной жизни. Современное общество, равно как и образующие его звенья, являет собой сверхсложные динамические системы. Велико количество и разнообразен характер компонентов этих систем, взаимодействий их друг с другом и систем в целом с окружающей их средой. Сохранение целостности системы, ее качественной определенности, обеспечение ее функционирования и развития немыслимо без информационных процессов. Причем, чем сложнее система, чем она многокомпонентнее, многофакторнее и многосвязнее, тем больше объем и многообразнее потоки информации, потребной для управления ею.

И вполне естественно, что над проблемой информации ломают голову тысячи и тысячи ученых, технических специалистов, политиков, пропагандистов. Делаются попытки отыскать принципы политики в области информации в рамках отдельных государств и всего мира.

Известно, что возможность общественной системы произвести полезную работу в целях получения материальных и духовных ценностей определяется количеством энергии, которой она располагает.

Однако ключ к получению, а тем более к рациональному использованию энергии – "в информационном могуществе" общества, в научных, технико-технологических и организационных знаниях, в наличии эффективных средств получения, накопления и хранения, переработки, передачи и использования информации. Только при наличии знаний можно отвоевать у природы вещественно-энергетические ресурсы, организовать производство, рациональное управление технико-технологическими процессами, а на этой основе – процессами социальными и духовными. Отсутствие информации закрывает доступ к энергии, к поискам ее новых форм, к ее наиболее эффективному использованию. Прогресс общества в самой общей форме зависит от его вещественно-энергетической и информационной оснащенности.

Следует с особой силой подчеркнуть, что эффект, цели и формы использования вещества, энергии и информации в конечном счете зависят от характера общества, от присущей ему системы общественных и прежде всего экономических отношений.

Темпы роста познания, накопления ценной информации – важный показатель общественного прогресса. Однако это не главный и не единственный показатель. Сама по себе информация не способна увеличить производство материальных и культурных ценностей. Она только тогда принесет пользу, когда воплощена в технику и технологию, в ценности культуры, в знания и опыт людей, в формы их общения, во всю систему общественных отношений Ценность информации является действительной ценностью тогда, когда она способствует росту вещественно-энергетического и духовного потенциала людей, способствует их всестороннему развитию и совершенствованию.

В капиталистическом мире производится огромное количество информации, в работе с ней используются большие массы людей, совершенные технические средства. Однако информация здесь – товар и, как и всякий товар, является предметом купли-продажи. "Удел информации,– писал Н. Винер, – в типичном американском мире состоит в том, чтобы превратиться в нечто такое, что может быть куплено или продано". Отсюда производство информации, будучи видом духовного производства, есть одна из форм производства и воспроизводства прибавочной стоимости, прибыли. Как особый товар, информация, являясь продуктом коллективного труда, всеобщим достоянием, в буржуазном мире производится, воспроизводится в расширенном масштабе, распределяется и потребляется по законам капитализма.

Что касается ее классовой сущности, то она вытекает из сущности экономической, определяемой интересами утверждения и сохранения господства, власти и привилегий класса капиталистов.

Информация, в особенности социально-политическая и культурная, несет большую идеологическую нагрузку – служит орудием манипулирования сознанием и поведением людей в интересах капитала.

Французский исследователь-марксист Жан Клод Киню в книге "Марксизм и информатика" отмечает ложность ходячей мысли о том, что ЭВМ в условиях капитализма освобождает человека от его неблагодарных обязанностей, оставляя свободное время для высшей, творческой деятельности. На деле же все обстоит по-другому: развитие индустрии информации приводит к дальнейшей стагнации личности огромных масс людей, обслуживающих эту индустрию, подвергает их столь крайним формам эксплуатации, при которых "ни в оплате труда, ни в его предназначении невозможно выявить размер продукта, используемого для отчуждения других индивидов...". Вся социальная деятельность капиталистов, пишет Киню, сводится лишь к прикарманиванию прибылей.

Только социалистический строй ставит науку, технику, информацию на службу всему обществу и каждому отдельному человеку, подчиняет их целям гармоничного, всестороннего развития личности. Информация здесь не является предметом беззастенчивой торговли, она – достояние народа, создается народом, используется народом в собственных интересах.

Система информации играет все большую роль в развитии социалистического общества. Она обслуживает общение людей, социальных групп, классов, наций и государств, способствует овладению людьми научным мировоззрением, помогает им разобраться в многообразных явлениях и процессах общественной жизни, повышать уровень своей культуры и образованности, усваивать и выполнять законы и нравственные принципы, бороться с буржуазной и ревизионистской идеологией, чуждыми социализму нравами.

Порой можно прочитать или услышать об "информационном взрыве", который, словно ужаснейшее стихийное бедствие, будто бы обрушился на человечество. Но при более внимательном и трезвом подходе к этому взрыву оказывается, что он не так уж страшен. И осколки, и волны, и раскаты этого взрыва отнюдь не опасны. Они не влекут за собой, разумеется, если с разумом регулируются и направляются, ни человеческих жертв, ни разрушений. Наоборот, они несут человечеству сознание того, что человек все может, на все способен. Способен использовать могучие природные силы себе на пользу. Способен создать общество, в котором человек труда является его сущностью, целью и назначением. Речь идет о социалистическом, коммунистическом обществе, которое только и способно обуздать "информационный взрыв", укротить его. Здесь, в условиях социализма, производство, циркуляция и использование информации поддаются научному, сознательному воздействию, как и все другие сферы общественной жизни, общество в целом.

В настоящее время, когда в социалистическом обществе накоплен богатый опыт работы с информацией, когда вышло в свет немало работ, посвященных этой проблеме, с одной стороны, а с другой – вопросы дальнейшего совершенствования управления выдвигаются на первый план, имеется настоятельная необходимость исследования сущности, особенностей и роли информации в управлении, в обществе, иными словами, создания теории социальной информации При этом, как справедливо пишет А. Д. Урсул, она должна быть содержательной теорией и строиться на основе методологии марксизма-ленинизма и только в качестве вспомогательных понятий использовать логико-математические средства теории информации и кибернетики.

Раскрыть на основе марксистско-ленинской методологии прежде всего качественные, содержательные аспекты социальной информации, используя в то же время достижения математики, кибернетики, инженерной психологии и других наук, – такова главная задача, которую ставил перед собой автор, создавая эту книгу.

В чем сущность информации вообще и социальной информации в особенности, каковы ее роль в управлении обществом, ее отношение к человеку, обществу, ее место в научно-технической революции, каковы перспективы развития и использования информации и информационных процессов – этим и некоторым другим вопросам посвящена предлагаемая книга.

Автор отнюдь не претендует на то, чтобы дать определение информации и информационных процессов, тем более на бесспорность выдвигаемых им положений и выводов. Автор надеется, что книга послужит стимулом для более точной и всесторонней интерпретации того замечательного и во многом не раскрытого еще феномена современности, каким является социальная информация.

Глубокое чувство уважения и благодарности он выражает всем авторам используемых в книге работ, посвященных информации, всем тем, кто советами, пожеланиями, критическими замечаниями помог ему написать эту книгу и сделать ее достоянием читателей.


Об авторе
top
photoАфанасьев Виктор Григорьевич
Выдающийся советский философ, академик АН СССР (РАН). С 1976 по 1989 гг. — главный редактор газеты «Правда», председатель Союза журналистов СССР. Автор около 500 печатных работ, среди которых 21 монография. В его трудах заложены основы четырех направлений в развитии общественной мысли: проблемы целостности мира; теории и практики управления обществом (программно-целевого планирования, организационной теории, теории операций); информатики; системного подхода в изучении общественных явлений. Работы В. Г. Афанасьева переведены на 60 языков мира; его монографии по проблемам управления переживают сегодня вторую волну популярности в Китае и других странах. Учебник «Основы философских знаний» в 1983 г. удостоен Государственной премии СССР. В последние годы жизни В. Г. Афанасьев занимался науковедением, и прежде всего проблемой управления наукой, политикой в сфере науки.