| Необходимое предисловие | 7
|
| Введение. Литература и Гегель | 15
|
| Отражала ли когда-нибудь литература действительность? | 15
|
| Что же хотел сказать Чернышевский? | 15
|
| Натурализим, или эстетика без мистики | 16
|
| Что такое действительность? (Кант, Гегель и наш опыт) | 17
|
| Действительность гре?з (сны Веры Павловны) | 18
|
| Литература не хочет быть разумной | 19
|
| О че?м эта книга | 21
|
| Книга I. Архетипы Вильяма Шекспира | 25
|
| Глава 1. Загадка «Гамлета» | 27
|
| Существует ли «теория искусства»? | 27
|
| «Зеркало перед природой». Существует ли оно? | 27
|
| Что такое Гамлет: мистик или рационалист? | 28
|
| Гамлет А. Лосева | 30
|
| Где же собственно Гамлет Шекспира? | 31
|
| Глава 2. Шекспир и его критики | 35
|
| Драмы Шекспира — вызов драматургии | 35
|
| Фальстаф — и несть ему конца | 40
|
| Глава 3. Доступен ли Шекспир человеческому разуму? | 42
|
| Тайна «Гамлета» | 42
|
| Версия Льва Шестова | 44
|
| Гамлет и Брут | 45
|
| Гамлет — расколотая личность? | 46
|
| Гамлетов ад | 48
|
| Глава 4. Как мыслит Гамлет? | 50
|
| Гамлет и Артур Шопенгауэр | 50
|
| Версия Анатоля Франса | 51
|
| «Гамлет» — не трагедия пессимизма | 52
|
| Трагедия Гамлета — не трагедия ума | 54
|
| Плач о Гамлете | 56
|
| Глава 5. Гамлет и его «умный зритель» | 58
|
| Монолог «быть или не быть» — вызов здравому смыслу | 58
|
| Куда ведут врата смерти? | 61
|
| Глава6. Принц Гамлет и Категорический Императив | 64
|
| Трагедия совести | 64
|
| Кто нравственнее: Гамлет или Калибан? | 66
|
| Джонатан Свифт — образ и подобие принца датского | 68
|
| Глава 7. Обманы Шекспира | 73
|
| Версия Л. Выготского: драматургия обмана | 73
|
| «Гамлет» глазами «умного зрителя» | 77
|
| Глава 8. Назначение трагедии. Катарсис | 79
|
| Искусство и жизнь: в че?м цель искусства? | 79
|
| Зачем существует трагедия как жанр? | 82
|
| Трагический катарсис или хэппи-энд: что лучше? | 84
|
| Глава 9. Шекспир и нравственность | 87
|
| Искусство и нравственность. Что выше? | 87
|
| Способствует ли трагедия очищению нравов? | 88
|
| Глава 10. Борьба с нравственным императивом | 94
|
| Великая философия и великая литература: конфронтация | 94
|
| И. Кант: разумная нравственность как разумная вера | 96
|
| Какова мораль «Короля Лира»? | 99
|
| Бунт против морали | 101
|
| Где катарсис «Короля Лира»? | 106
|
| На что посягнул Шекспир | 108
|
| Глава 11. Катарсис в древнегреческой трагедии. Взгляд Аристотеля | 111
|
| «Катарсис» Выготского — не «катарсис» греков | 111
|
| Космическая эстетика | 114
|
| Трагическое в идеальном Космосе | 116
|
| Почему трудно понимать Аристотеля | 117
|
| Когда возникает трагедия | 118
|
| Трагедия души как трагедия Космоса | 119
|
| Катарсис для трагического героя. Как возможно очищение бытия? | 120
|
| Катарсис для зрителя. Как возможно очищение аффектов? | 121
|
| Свобода воли взрывает Космос | 122
|
| Кому полезен Аристотель? | 125
|
| Воображаемый диалог Аристотеля с Орестом | 127
|
| Объясняет ли аристотелева ноология трагедию? | 128
|
| Глава 12. Исторические истоки трагедии | 130
|
| Мифологическая эстетика | 130
|
| Логика мифа? | 132
|
| Истина мифа | 135
|
| Где искать начало истории? | 138
|
| Историософия: спор двух традиций | 140
|
| А что это такое — «детство человечества»? | 142
|
| В омуте време?н: было ли первоначальное человечество бескультурным? | 144
|
| Нуминозный смысл истории | 146
|
| «Как стала возможна Греция?» | 148
|
| Сновидчество и опьяне?нность (аполлонизм и дионисизм) | 150
|
| Дионис мистерий и Дионис оргий | 152
|
| «Тирсоносцев много…» | 155
|
| Что такое философия мифологии? | 157
|
| Дионис олимпийский и Дионис хтонический | 158
|
| Греческая теогония и библейский этногенез | 160
|
| Содержание второй книги | 163
|
| Заключение | 166
|