Необходимое предисловие | 7
|
Введение. Литература и Гегель | 15
|
Отражала ли когда-нибудь литература действительность? | 15
|
Что же хотел сказать Чернышевский? | 15
|
Натурализим, или эстетика без мистики | 16
|
Что такое действительность? (Кант, Гегель и наш опыт) | 17
|
Действительность гре?з (сны Веры Павловны) | 18
|
Литература не хочет быть разумной | 19
|
О че?м эта книга | 21
|
Книга I. Архетипы Вильяма Шекспира | 25
|
Глава 1. Загадка «Гамлета» | 27
|
Существует ли «теория искусства»? | 27
|
«Зеркало перед природой». Существует ли оно? | 27
|
Что такое Гамлет: мистик или рационалист? | 28
|
Гамлет А. Лосева | 30
|
Где же собственно Гамлет Шекспира? | 31
|
Глава 2. Шекспир и его критики | 35
|
Драмы Шекспира — вызов драматургии | 35
|
Фальстаф — и несть ему конца | 40
|
Глава 3. Доступен ли Шекспир человеческому разуму? | 42
|
Тайна «Гамлета» | 42
|
Версия Льва Шестова | 44
|
Гамлет и Брут | 45
|
Гамлет — расколотая личность? | 46
|
Гамлетов ад | 48
|
Глава 4. Как мыслит Гамлет? | 50
|
Гамлет и Артур Шопенгауэр | 50
|
Версия Анатоля Франса | 51
|
«Гамлет» — не трагедия пессимизма | 52
|
Трагедия Гамлета — не трагедия ума | 54
|
Плач о Гамлете | 56
|
Глава 5. Гамлет и его «умный зритель» | 58
|
Монолог «быть или не быть» — вызов здравому смыслу | 58
|
Куда ведут врата смерти? | 61
|
Глава6. Принц Гамлет и Категорический Императив | 64
|
Трагедия совести | 64
|
Кто нравственнее: Гамлет или Калибан? | 66
|
Джонатан Свифт — образ и подобие принца датского | 68
|
Глава 7. Обманы Шекспира | 73
|
Версия Л. Выготского: драматургия обмана | 73
|
«Гамлет» глазами «умного зрителя» | 77
|
Глава 8. Назначение трагедии. Катарсис | 79
|
Искусство и жизнь: в че?м цель искусства? | 79
|
Зачем существует трагедия как жанр? | 82
|
Трагический катарсис или хэппи-энд: что лучше? | 84
|
Глава 9. Шекспир и нравственность | 87
|
Искусство и нравственность. Что выше? | 87
|
Способствует ли трагедия очищению нравов? | 88
|
Глава 10. Борьба с нравственным императивом | 94
|
Великая философия и великая литература: конфронтация | 94
|
И. Кант: разумная нравственность как разумная вера | 96
|
Какова мораль «Короля Лира»? | 99
|
Бунт против морали | 101
|
Где катарсис «Короля Лира»? | 106
|
На что посягнул Шекспир | 108
|
Глава 11. Катарсис в древнегреческой трагедии. Взгляд Аристотеля | 111
|
«Катарсис» Выготского — не «катарсис» греков | 111
|
Космическая эстетика | 114
|
Трагическое в идеальном Космосе | 116
|
Почему трудно понимать Аристотеля | 117
|
Когда возникает трагедия | 118
|
Трагедия души как трагедия Космоса | 119
|
Катарсис для трагического героя. Как возможно очищение бытия? | 120
|
Катарсис для зрителя. Как возможно очищение аффектов? | 121
|
Свобода воли взрывает Космос | 122
|
Кому полезен Аристотель? | 125
|
Воображаемый диалог Аристотеля с Орестом | 127
|
Объясняет ли аристотелева ноология трагедию? | 128
|
Глава 12. Исторические истоки трагедии | 130
|
Мифологическая эстетика | 130
|
Логика мифа? | 132
|
Истина мифа | 135
|
Где искать начало истории? | 138
|
Историософия: спор двух традиций | 140
|
А что это такое — «детство человечества»? | 142
|
В омуте време?н: было ли первоначальное человечество бескультурным? | 144
|
Нуминозный смысл истории | 146
|
«Как стала возможна Греция?» | 148
|
Сновидчество и опьяне?нность (аполлонизм и дионисизм) | 150
|
Дионис мистерий и Дионис оргий | 152
|
«Тирсоносцев много…» | 155
|
Что такое философия мифологии? | 157
|
Дионис олимпийский и Дионис хтонический | 158
|
Греческая теогония и библейский этногенез | 160
|
Содержание второй книги | 163
|
Заключение | 166
|