В 2017 году впервые в русскоязычном пространстве нами были созданы онлайн-курсы усовершенствования врачей по диагностике и лечению заболеваний вен. На портале EduPhlebology.com мы развернули электронную среду дистанционного обучения Moodle, которую используют крупнейшие университеты мира. Она дает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в удаленном формате — разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Во время пандемии ковида наша площадка оказалась практически единственной, где в создавшихся экстремальных условиях врачи могли полноценно и быстро получать необходимые знания. К этому времени вебинары, которые мы проводили, выросли и оформились в еженедельные онлайн-коллоквиумы, быстро приобретшие широкую популярность. С приходом Сергея Маркина, руководителя флебологического центра больницы академии наук (г. Санкт-Петербург), наши онлайн-коллоквиумы выделились в отдельный хорошо узнаваемый онлайн-проект под названием «Актуальная флебология». Так за очень короткий период времени «узкий» академический эксперимент по внедрению дистанционных технологий для усовершенствования работы врачей перерос в узнаваемый русскоязычным профессиональным сообществом уникальный информационно-образовательный ресурс. Для многих постсоветских стран характерна ситуация, когда хирург «уходит» во флебологию, потому что это одна из немногих возможностей, работая по специальности, зарабатывать хоть какие-то достойные деньги. Такая мотивация привела к тому, что среди флебологов этих стран легко можно встретить как недавних выпускников институтов, так и убеленных сединами профессоров. Нередко, в их знаниях обнаруживаются большие пробелы и даже пропасти; пропасть эта разделяет специалистов, часто работающих бок о бок. Особенно большая дыра обнаруживается в том месте, где должны были быть общеврачебные знания и навыки по методологии врачебного мышления и правильной формулировке диагноза. Быстро, особенно среди недавних выпускников, распространяется своего рода «фельдшеризм», когда врач, зная несколько «своих» диагнозов, притягивает к одному из них состояние пациента, «выдергивая» те симптомы, которые наиболее к нему подходят, и игнорируя остальные. Традиционные способы преподнесения учебного материала в виде лекций, текстов и даже учебных фильмов сегодня почти не работают. Постоянный информационный шум, непрерывно льющийся из смартфонов, планшетов и других устройств перегружает как «входящие каналы» информации, так и участки мозга, ее перерабатывающие. В результате обучающиеся не запоминают надолго то, что прочитали и даже увидели. Мы решили уйти от устаревшего формата курсов усовершенствования врачей и разработали собственные методики, несколько похожие на те, которыми «учат» нейронные сети. Новый педагогический дизайн и правильная технология подачи материала позволяет нашим коллегам усваивать информацию, незаметно «встраивая» ее в глубины памяти; поэтому знания сразу начинают использоваться на практике. Эта книга — учебное пособие, задуманное как дополнение к нашим курсам. Её цель — закрыть зияющую дыру, о которой говорилось выше. Руководство «Пропедевтика для флеболога» построено по принципам, традиционным для отечественной медицинской школы. Во главу угла в ней ставится синдромный подход — взгляд на симптом как на своего рода единичный пазл, у которого есть свое уникальное место среди других симптомов, таких же пазлов, объединяемых единым патогенезом в соответствующие синдромы. На следующем этапе диагностического мышления врача эти синдромы должны сложиться в единую картину болезни конкретного пациента. За этим этапом обязательно следует выделение наиболее вероятной нозологической формы заболевания и несколько чуть менее вероятных — для дифференциальной диагностики. Основные цели при этом — установление конкретной нозологической формы болезни и назначение этиотропной или патогенетической терапии, в зависимости от возможностей врача, лечебного учреждения, да и вообще — медицины. Так, и только так, работает врачебное мышление. Появление новых высокотехнологических методов диагностики кроме несомненных положительных плодов принесло и отрицательные. На наших глазах происходит выхолащивание того, что наши учителя с придыханием называли клиническим мышлением. Это проблема не только медицины. Однако угрожающий рост упрощения и даже примитивизации мышления современного общества бросает вызов врачебному цеху, как одному из самых интеллектуальных его частей. Мы можем этому противопоставить только то, что на своем месте и в своей работе останемся верны тем правилам клинического мышления, которые были написаны — хочется произнести это без лишнего пафоса — кровью наших пациентов. Мы решили взять на себя труд и создать своего рода букварь для тех, кто начинает свой путь во флебологию. При этом мы льстим себя надеждой, что и те, кто считает себя «маститыми» флебологами, прочтут эту книгу и, быть может, найдут у себя маленький пробел в знаниях, который эта книжка поможет закрыть. Если же в книге вдруг обнаружится недостаток важной информации и благосклонный читатель не сочтет за труд указать нам на это, мы будем более чем благодарны за это.
Мазайшвили Константин Витальевич Сосудистый хирург. Доктор медицинских наук, профессор. Автор более 200 трудов по различным аспектам заболеваний венозной системы. Основатель среды дистанционного усовершенствования врачей по вопросам заболеваний венозной системы «Мастерская глубокого обучения „Антирефлюкс“ EduPhlebology.com».
|