В этой книге в общедоступной форме излагаются основы марксистских философских знаний. Она написана для читателя, впервые приступающего к изучению марксистско-ленинской философии. Что же дает изучение философии марксизма? Марксистская философия представляет собой стройную систему взглядов на окружающий человека мир, на законы его развития, на пути его познания. А потому, изучив философию, мы получим связное представление о том, что такое мир и как он развивается, каково место человека в мире и способен ли он познать и преобразовать действительность, почему изменяется общественная жизнь и как ее лучше устроить и т. д. Какое же практическое значение имеют эти общие вопросы, какую пользу они приносят человеку в его непосредственной жизни, труде? Практическое значение марксистской философии огромно. Являясь составной частью марксизма-ленинизма, раскрывая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, показывая необходимость и неизбежность социалистической революции, победы социализма и коммунизма, она оказывает неоценимую помощь трудящимся в их борьбе за лучшее будущее человечества. Веками люди мечтали о коммунизме — новом обществе, в котором навсегда будет покончено с эксплуатацией и всякого рода гнетом, в котором трудящийся человек в полной мере будет пользоваться творением своих рук и разума и подлинное равенство, изобилие и счастье станут достоянием каждого члена великого содружества людей труда. Долгий и трудный путь титанической борьбы, славных побед и временных поражений прошло человечество, прежде чем коммунизм из мечты стал непосредственной перспективой исторического развития, величайшей силой современности. Для советского народа продвижение к коммунизму составляет практическую задачу, которую уже сегодня решает дружная семья народов СССР. Строительство коммунизма предполагает не только создание материально-технической базы и формирование коммунистических общественных отношений, но и всестороннее и гармоническое развитие личности. А для этого члену общества недостаточно знать только свою производственную специальность. Важно овладеть всей суммой человеческих знаний, а главное — научиться применять эти знания на практике. Чтобы в поведении каждого человека, его труде и жизни коммунистические идеи органически сочетались с коммунистическими делами, необходимо овладеть научным мировоззрением. Формирование у всех тружеников советского общества научного мировоззрения на основе марксизма-ленинизма как цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов приобретает в современных условиях первостепенное значение. Человек коммунистического общества — это человек глубоких идейных убеждений, высоких моральных принципов, обширных знаний, это человек, который не мыслит своей жизни без труда на благо общества. Философия марксизма и является одним из важных средств воспитания в советских людях этих высоких качеств. Органически связанная с жизнью, вобравшая в себя духовный и практический опыт многих поколений, марксистская философия учит советских людей любви к труду и знаниям, воспитывает в них высокую идейность, преданность народу и партии, непримиримость к социальному злу и несправедливости. Философия марксизма помогает строителям коммунизма глубоко понимать ход и перспективы мирового развития, правильно разбираться в событиях внутри страны и за рубежом, убеждает в правоте революционного дела, в необходимости победы социализма и коммунизма во всем мире. Она вооружает на борьбу с реакционной идеологией империализма, пережитками старого, способствует выявлению и преодолению трудностей, мешающих успешному строительству коммунизма, учит жить и работать по-коммунистически. Марксистская философия воспитывает в человеке широкий, правильный взгляд на мир, умение видеть большое даже в самом малом. Она развивает мышление, делает его более гибким, проницательным, враждебным застою и рутине. А ведь хорошо известно, сколь необходим в век небывалого технического и научного прогресса, покорения атома, в век электричества, автоматов и освоения космоса острый, изобретательный ум! Философия марксизма прививает человеку драгоценное чувство нового. Новое рождается в нашей жизни везде — на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, школах и учреждениях. Вот почему и рабочий, и колхозник, и интеллигент должны обладать этим чувством, видеть новое, уметь бороться за него, добиваться его победы. Особенно большое значение чувство нового имеет в условиях строительства коммунизма, когда развертывается могучая творческая инициатива и самодеятельность народных масс, когда великие задачи созидания нового общества требуют исключительно гибких и эффективных форм руководства экономической, политической и идеологической жизнью Советского государства. Пронизанное духом новаторства, творчества, коммунистическое строительство несовместимо с малейшими проявлениями косности и рутины, благодушия и зазнайства. Оно требует полета мысли, неустанного поиска нового, постоянной инициативы и организованности, дисциплины и ответственности. Ученому марксистская философия указывает правильный путь в его научных изысканиях. Писателю и художнику дает верный ориентир в их творческой работе, помогает глубоко и ярко отразить в художественных образах величие нашей жизни, подвиги советского народа, народов других стран в строительстве нового общества. Знание марксистской философии необходимо нашей советской молодежи, оно помогает ей обрести политическую зрелость, воспитать в себе принципиальность, стойкость и мужество в борьбе с трудностями — качества, без которых создать коммунистическое будущее невозможно. Одним словом, кто борется за социальное и национальное освобождение, кто строит социализм и коммунизм и будет жить в этом обществе, кто любит истину и стремится к ней, кто хочет проникнуть в тайны мироздания и человеческого бытия, тот должен овладеть непобедимым учением марксизма-ленинизма, его боевой и жизнеутверждающей философией.
Афанасьев Виктор Григорьевич Выдающийся советский философ, академик АН СССР (РАН). С 1976 по 1989 гг. — главный редактор газеты «Правда», председатель Союза журналистов СССР. Автор около 500 печатных работ, среди которых 21 монография. В его трудах заложены основы четырех направлений в развитии общественной мысли: проблемы целостности мира; теории и практики управления обществом (программно-целевого планирования, организационной теории, теории операций); информатики; системного подхода в изучении общественных явлений. Работы В. Г. Афанасьева переведены на 60 языков мира; его монографии по проблемам управления переживают сегодня вторую волну популярности в Китае и других странах. Учебник «Основы философских знаний» в 1983 г. удостоен Государственной премии СССР. В последние годы жизни В. Г. Афанасьев занимался науковедением, и прежде всего проблемой управления наукой, политикой в сфере науки.
|