URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Чайковский П.И.; Римский-Корсаков Н.А. КОМПЛЕКТ: 1. Практический учебник гармонии. 2. Краткий учебник гармонии. (Краткое изложение первого русского учебника по курсу гармонии) Обложка Чайковский П.И.; Римский-Корсаков Н.А. КОМПЛЕКТ: 1. Практический учебник гармонии. 2. Краткий учебник гармонии. (Краткое изложение первого русского учебника по курсу гармонии)
Id: 319568
659 р.

КОМПЛЕКТ:
1. ПРАКТИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК ГАРМОНИИ. 2. КРАТКИЙ УЧЕБНИК ГАРМОНИИ. (Краткое изложение первого русского учебника по курсу гармонии).

КОМПЛЕКТ: 1. Практический учебник гармонии. 2. Краткий учебник гармонии. (Краткое изложение первого русского учебника по курсу гармонии) URSS. 2022. 240 с.

Аннотация

1. Краткий учебник гармонии. (Краткое изложение первого русского учебника по курсу гармонии). Мягкая обложка. 64 стр.

Настоящая книга, написанная великим русским композитором П.И.Чайковским, представляет собой учебник гармонии, предназначенный для читателей, уже обладающих сведениями о теории музыки. Во введении кратко излагается учение об интервалах, из которых строятся подлежащие изучению аккорды. Далее рассматриваются законы, по которым... (Подробнее)


СОДЕРЖАНИЕ
top
Предисловие............... 3
Введение. Учение об интервалах........ 5
Учение о гармонии
Часть первая............. 9
Отдел первый. Консонирующие гармонии, трезвучия ... 9
Глава I. Трезвучия мажорной гаммы....... 10
II. Сочетания связные......... 12
III. Сочетания несвязные......... 14
IV. Уклонения от правил сочетания связных трезвучий 16
V. Гармонические секвенции. Уменьшенное трезвучие. . 18
VI. Гармония минорной гаммы....... 19
VII. Обращения трезвучий........ 21
Отдел второй. Диссонирующие аккорды...... 26
Глава VIII. Доминантаккорд.......... 26
IX. Секвенцаккорды.......... 29
X. Нонаккорды и септаккорды малый и уменьшенный . 31
XI. Голосоведение........... 33
Отдел третий.............. 38
Глава XII. Модуляция........... 38
Часть вторая. Случайные гармонические формы . 41
Глава XIII. Задержания........... 41
XIV. Предам............ 44
XV. Проходящие ноты......... 45
Глава XVI. Вспомогательные ноты........ 46
XVII. Аккорды с увеличенной квинтой..... 48
XVIII. Аккорды с увеличенной секстой...... 49
Часть третья. Дополнительные сведения . 51
Глава XIX. Учение о каденциях и о педали...... 51
XX. Гармония трех-, двух-, и многоголосная .... 54
Заключение.............. 56

Предисловие
top

Предлагаемый очерк гармонии есть не более как сокращение моего Учебника гармонии, написанного для теоретического курса Московской консерватории. При составлении его я руководился желанием способствовать сознательному отношению хоровых учителей и регентов к исполняемой у нас церковной музыке, нисколько не вдаваясь в критическую оценку произведений наших духовно-музыкальных авторов. Как со стороны технической, так и с точки зрения художественности, только очень немногие из распространенных у нас и знаменитых сочинений этого рода могут выдержать даже самую снисходительную критику. Если что-нибудь может подорвать незаслуженный авторитет одних и упрочить справедливую знаменитость других, так это только возможно большее распространение в массах теоретических сведений о музыке. Я был бы очень счастлив, если бы мог хоть немного способствовать этому весьма желательному результату.

Считаю не излишним прибавить, что, излагая правила гармонических сочетаний, я имел в виду лиц, уже обладающих элементарными сведениями о теории музыки .


Об авторах
top
photoЧайковский Петр Ильич
Великий русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в Воткинске (Удмуртия), в семье горного инженера. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в министерстве юстиции (до 1863 г.). В 1865 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна (по настоянию последнего оставил службу и целиком посвятил себя музыке). В 1866–1878 гг. — профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки). С конца 1870-х гг. несколько лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В 1885 г. избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. С того же года постоянно жил в Подмосковье, в окрестностях города Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижер в России и за рубежом.

Хотя в творчестве П. И. Чайковского представлены почти все музыкальные жанры, главное в нем — симфонические произведения, а также оперы и балеты. Содержание его музыки универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Богатство лирической мелодики, мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества — все это сделало его выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Крупнейшие русские композиторы следующего поколения — С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев — могут быть названы прямыми последователями Чайковского. Он также был автором стихотворений, либретто некоторых своих опер и многочисленных музыкально-критических работ, часть которых была собрана в книге «Музыкальные фельетоны и заметки (1868–1876)» (1898).

photoРимский-Корсаков Николай Андреевич
Великий русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик. Родился в Тихвине Новгородской губернии, в старинной дворянской семье. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862–1865). Учился музыке у известного пианиста Ф. А. Канилле, который в 1861 г. познакомил его с М. А. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов («Могучая кучка»), оказавшим решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. В 1871 г. стал профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Был инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–1881), дирижером симфонических концертов (с 1874 г.), а позже и оперных спектаклей. В 1880-х гг. фактически возглавил «новую русскую школу», развивавшуюся в русле «Беляевского кружка».

Творчество Н. А. Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Написанные им 15 опер демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки — он расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств. Важное просветительское значение имели дирижерская деятельность Н. А. Римского-Корсакова и его редакторская работа, благодаря которым были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки. Исключительное значение имела его педагогическая деятельность — им было воспитано около 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и другие.