URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Холидей Р.; Грачёв М.В. КОМПЛЕКТ: 1. УМЕРЕННОСТЬ: ПУТЬ К СВОБОДЕ, МУДРОСТИ И ВЕЛИЧИЮ. 2. СТОИЦИЗМ: Философия религии: Проблемы теологии и философии религии в стоицизме: От Зенона Китийского до Марка Аврелия. Обложка Холидей Р.; Грачёв М.В. КОМПЛЕКТ: 1. УМЕРЕННОСТЬ: ПУТЬ К СВОБОДЕ, МУДРОСТИ И ВЕЛИЧИЮ. 2. СТОИЦИЗМ: Философия религии: Проблемы теологии и философии религии в стоицизме: От Зенона Китийского до Марка Аврелия.
Id: 319293
1399 р.

КОМПЛЕКТ:
1. УМЕРЕННОСТЬ: ПУТЬ К СВОБОДЕ, МУДРОСТИ И ВЕЛИЧИЮ. 2. СТОИЦИЗМ: Философия религии: Проблемы теологии и философии религии в стоицизме: От Зенона Китийского до Марка Аврелия.

2024. 652 с.
  • Мягкая обложка

Аннотация

1. Стоицизм: Философия религии: Проблемы теологии и философии религии в стоицизме: От Зенона Китийского до Марка Аврелия. Мягкая обложка. 300 стр.

В настоящей книге многоаспектно рассматривается картина отношений стоицизма как одного из значительных течений эллинистической и римской философии к теологической и религиозной проблематике. Используя значительное число источников, автор дает целостный очерк понимания философами-стоиками... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение. Стоицизм как философия4
Глава 1. Древняя Стоя16
1. Зенон Китийский16
2. Клеанф35
3. Хрисипп52
Глава 2. Средняя Стоя130
1. Панетий131
2. Посидоний140
Глава 3. Поздний (римский) стоицизм155
1. Луций Анней Сенека160
1.1. Учение о боге170
1.2. Учение о провидении, судьбе и дивинации188
1.3. О религиозном культе198
1.4. Эсхатология Сенеки201
1.5. Теодицея211
1.6. Взаимоотношения богов и людей218
1.7. Этика в религиозно-теологических воззрениях Сенеки222
1.8. Сенека и практика политического апофеоза237
2. Эпиктет245
3. Марк Аврелий258
3.1. Марк Аврелий против христианства: безнадежная борьба280
Основные использованные источники295

Из введения
top

Стоицизм как философия

Одной из наиболее известных и влиятельных эллинистических философских школ, несомненно, следует считать школу стоиков, бывшую в определенный период античности весьма популярной. Прежде всего стоическая философия знаменита своей ригористической этикой, связанной с покорностью судьбе и верностью долгу, исключительной стойкостью в перенесении выпадающих на долю человека испытаний. Своей морально-этической проповедью стоики внесли существеннейший вклад в формирование общечеловеческого идеала безукоризненного нравственного поведения, на который должны в той или иной мере ориентироваться те, кто желал бы подтвердить свою приверженность высшим гуманистическим ценностям. Не случайно слово «стоик» имеет в современной культуре уже относительно самостоятельное употребление, указывающее на качества личности (мужество, стойкость в опасности, бесстрастие и пр.), а не на собственно приверженность взглядам этого давно ушедшего в историю учения.

Вершиной стоической философии является этика, но и остальные части учения Стои являются весьма значимыми и интересными. «Физика» и «логика» стоиков во многом обосновывают этическое учение стоицизма. Именно стоики первые, как заявляли античные авторы (в том числе Диоген Лаэрций), разделили всю философию на эти три раздела — физику, логику и этику. Как мы покажем в дальнейшем изложении, физика и этика стоиков имеют чрезвычайно значимое религиозное измерение, пронизывающее все философские построения стоицизма. Даже логико-гносеологические воззрения стоиков невозможно вполне понять без учета их представлений о божественной сущности мирового разума. Таким образом, рассуждения стоиков почти по всем занимавшим их вопросам будут явно или неявно отсылать к пониманию ими сути божественного и религии. Поэтому выяснить в общей форме теологические и религиоведческие воззрения стоиков представляется необходимым как для понимания стоической философии в целом, так и для реконструкции картины античной философии и теологии эллинистического периода. Это и будет являться основной задачей данной работы, предлагаемой вниманию читателей.

В ряду школ эллинистической философии стоицизм обычно противопоставляется эпикуреизму, хотя между этими учениями есть и значительные точки соприкосновения, относящиеся к пониманию идеала личности, отношения к смерти, к чрезмерным страстям и наслаждениям и пр. Определенную близость можно усмотреть в этических воззрениях стоиков и представителей скептической (пирронистской) философии. Подобная близость объясняется в первую очередь тем, что все эти философские школы отражали духовные и мировоззренческие потребности общества эллинистического и римского периодов античной истории.

Как известно, возникновение термина «стоя» связано с крытым расписным портиком в Афинах, в котором имел обыкновение выступать основоположник стоической философии Зенон Китийский (Китионский). В этом афинском портике первоначально выставляли свои картины живописцы, и это помещение посещалось прежде всего художниками и любителями произведений искусства, среди которых было много поэтов, очевидно, получавших творческое вдохновение от созерцания выставленных картин. Сначала именно этих поэтов, а также выставлявших там работы художников называли стоиками, но затем значение данного слова кардинально изменилось, и им стали обозначать сторонников учения Зенона и его последователей, также обосновавшихся в этом портике. Разумеется, большая часть выставлявшихся в портике, своеобразной художественной галерее, картин изображала мифологические сюжеты, деяния богов и героев. Можно лишь предполагать, каким образом выставленные на всеобщее обозрение художественные полотна влияли на формирование мировоззрения Зенона и его слушателей.

Стоическая философия была популярна в течение продолжительного исторического периода с III в. до н. э. по II в. н. э. В своем развитии стоицизм прошел несколько этапов:

1. Древняя Стоя (III–II вв. до н. э.). В этот период включается основание школы Зеноном Китийским, а также деятельность его первых последователей — Клеанфа и Хрисиппа.

2. Средняя Стоя (II–I вв. до н. э.). В этот период стоическое учение активно взаимодействует с другими школами античной философии, впитывая в себя отдельные черты учений, прежде всего философских систем Платона и Аристотеля. Главными фигурами средней Стои считаются Панетий и Посидоний. По-прежнему центром стоицизма остается Греция.

3. Поздняя Стоя (I – кон. II вв. н. э.). Стоицизм становится преобладающим течением в римской философии. Именно к этому этапу развития стоицизма относится деятельность Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия.

В данной книге будет предпринята попытка рассмотрения эволюции стоических воззрений в аспекте отражения в них теологической тематики. Сначала кратко изложим основные тезисы стоического учения, общие почти всем представителям этой философии.

...


Об авторе
top
photoГрачев Михаил Вячеславович
Кандидат философских наук (2003). Родился в 1975 г. С отличием окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре истории зарубежной философии (1999). Дипломная работа на тему «Критика античной культуры и цивилизации в трудах раннехристианских авторов» была удостоена премии имени Станислава Гурешидзе от ННО «Благотворительный фонд научных инноваций „Леспуар“». Имеет опыт преподавания ряда гуманитарных дисциплин (философия, история и философия науки, культурология, религиоведение, история религий и пр.).

Автор монографии «Иоганн Вольфганг Гете как гносеолог и науковед» (расширенный вариант диссертации; переиздана в URSS), книги «Философия. Пособие для подготовки к экзамену» (2011). Автор двухтомного учебно-методического комплекса по философии (2018; совместно с К. А. Михайловым), который был удостоен диплома конкурса «Университетская книга (УК) — 2019» в номинации «Лучшее учебное издание по философии», а на конкурсе «УК — 2020» — в номинации «Лучшее издание по гуманитарным и социальным наукам». В 2018 г. вышла монография М. В. Грачева «Античная философия религии: От зарождения до Аристотеля» (М.: URSS), удостоенная на конкурсе «УК — 2019» диплома в номинации «Лучшее научное издание по философии».