Стоицизм как философия Одной из наиболее известных и влиятельных эллинистических философских школ, несомненно, следует считать школу стоиков, бывшую в определенный период античности весьма популярной. Прежде всего стоическая философия знаменита своей ригористической этикой, связанной с покорностью судьбе и верностью долгу, исключительной стойкостью в перенесении выпадающих на долю человека испытаний. Своей морально-этической проповедью стоики внесли существеннейший вклад в формирование общечеловеческого идеала безукоризненного нравственного поведения, на который должны в той или иной мере ориентироваться те, кто желал бы подтвердить свою приверженность высшим гуманистическим ценностям. Не случайно слово «стоик» имеет в современной культуре уже относительно самостоятельное употребление, указывающее на качества личности (мужество, стойкость в опасности, бесстрастие и пр.), а не на собственно приверженность взглядам этого давно ушедшего в историю учения. Вершиной стоической философии является этика, но и остальные части учения Стои являются весьма значимыми и интересными. «Физика» и «логика» стоиков во многом обосновывают этическое учение стоицизма. Именно стоики первые, как заявляли античные авторы (в том числе Диоген Лаэрций), разделили всю философию на эти три раздела — физику, логику и этику. Как мы покажем в дальнейшем изложении, физика и этика стоиков имеют чрезвычайно значимое религиозное измерение, пронизывающее все философские построения стоицизма. Даже логико-гносеологические воззрения стоиков невозможно вполне понять без учета их представлений о божественной сущности мирового разума. Таким образом, рассуждения стоиков почти по всем занимавшим их вопросам будут явно или неявно отсылать к пониманию ими сути божественного и религии. Поэтому выяснить в общей форме теологические и религиоведческие воззрения стоиков представляется необходимым как для понимания стоической философии в целом, так и для реконструкции картины античной философии и теологии эллинистического периода. Это и будет являться основной задачей данной работы, предлагаемой вниманию читателей. В ряду школ эллинистической философии стоицизм обычно противопоставляется эпикуреизму, хотя между этими учениями есть и значительные точки соприкосновения, относящиеся к пониманию идеала личности, отношения к смерти, к чрезмерным страстям и наслаждениям и пр. Определенную близость можно усмотреть в этических воззрениях стоиков и представителей скептической (пирронистской) философии. Подобная близость объясняется в первую очередь тем, что все эти философские школы отражали духовные и мировоззренческие потребности общества эллинистического и римского периодов античной истории. Как известно, возникновение термина «стоя» связано с крытым расписным портиком в Афинах, в котором имел обыкновение выступать основоположник стоической философии Зенон Китийский (Китионский). В этом афинском портике первоначально выставляли свои картины живописцы, и это помещение посещалось прежде всего художниками и любителями произведений искусства, среди которых было много поэтов, очевидно, получавших творческое вдохновение от созерцания выставленных картин. Сначала именно этих поэтов, а также выставлявших там работы художников называли стоиками, но затем значение данного слова кардинально изменилось, и им стали обозначать сторонников учения Зенона и его последователей, также обосновавшихся в этом портике. Разумеется, большая часть выставлявшихся в портике, своеобразной художественной галерее, картин изображала мифологические сюжеты, деяния богов и героев. Можно лишь предполагать, каким образом выставленные на всеобщее обозрение художественные полотна влияли на формирование мировоззрения Зенона и его слушателей. Стоическая философия была популярна в течение продолжительного исторического периода с III в. до н. э. по II в. н. э. В своем развитии стоицизм прошел несколько этапов: 1. Древняя Стоя (III–II вв. до н. э.). В этот период включается основание школы Зеноном Китийским, а также деятельность его первых последователей — Клеанфа и Хрисиппа. 2. Средняя Стоя (II–I вв. до н. э.). В этот период стоическое учение активно взаимодействует с другими школами античной философии, впитывая в себя отдельные черты учений, прежде всего философских систем Платона и Аристотеля. Главными фигурами средней Стои считаются Панетий и Посидоний. По-прежнему центром стоицизма остается Греция. 3. Поздняя Стоя (I – кон. II вв. н. э.). Стоицизм становится преобладающим течением в римской философии. Именно к этому этапу развития стоицизма относится деятельность Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия. В данной книге будет предпринята попытка рассмотрения эволюции стоических воззрений в аспекте отражения в них теологической тематики. Сначала кратко изложим основные тезисы стоического учения, общие почти всем представителям этой философии. ... Грачев Михаил Вячеславович Кандидат философских наук (2003). Родился в 1975 г. С отличием окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по кафедре истории зарубежной философии (1999). Дипломная работа на тему «Критика античной культуры и цивилизации в трудах раннехристианских авторов» была удостоена премии имени Станислава Гурешидзе от ННО «Благотворительный фонд научных инноваций „Леспуар“». Имеет опыт преподавания ряда гуманитарных дисциплин (философия, история и философия науки, культурология, религиоведение, история религий и пр.).
Автор монографии «Иоганн Вольфганг Гете как гносеолог и науковед» (расширенный вариант диссертации; переиздана в URSS), книги «Философия. Пособие для подготовки к экзамену» (2011). Автор двухтомного учебно-методического комплекса по философии (2018; совместно с К. А. Михайловым), который был удостоен диплома конкурса «Университетская книга (УК) — 2019» в номинации «Лучшее учебное издание по философии», а на конкурсе «УК — 2020» — в номинации «Лучшее издание по гуманитарным и социальным наукам». В 2018 г. вышла монография М. В. Грачева «Античная философия религии: От зарождения до Аристотеля» (М.: URSS), удостоенная на конкурсе «УК — 2019» диплома в номинации «Лучшее научное издание по философии». |