| Предисловие | 1
|
| Гносеологическое введение в логику | 3
|
| 1. Гносеология, как основа логики | 3
|
| 2. Отношение между субъектом и объектом | 6
|
| 3. Строение объекта и знания о нем | 24
|
| 4. Определение психологии знания, гносеологии и логики | 54
|
| 5. Логика как теоретическая наука | 57
|
| 6. Логика как наука об открытии и изобретении | 60
|
| Часть I. Суждение. Понятие | 64
|
| Глава I. Представление и понятие, как элементы суждения | 64
|
| Глава II. Логические законы мышления | 69
|
| Глава III. Теории понятия | 94
|
| 1. Сущность понятия | 94
|
| 2. Идеал-реалистическая теория общих понятий | 96
|
| 3. Номинализм | 107
|
| 4. Концептуализм | 110
|
| 5. Сходства и различия номинализма, концептуализма и идеал-реализма | 116
|
| 6. Отвлечение, открывающее идеи | 117
|
| Глава IV. Объем и содержание понятий. Отношения между понятиями | 119
|
| Глава V. Определение понятий | 128
|
| 1. Ясность и отчетливость представлений и понятий | 128
|
| 2. Определение понятий | 130
|
| 3. Номинальные и реальные, категорические и гипотетические определения | 132
|
| 4. Ошибки в определении | 133
|
| 5. Определение, как синтетическое суждение | 135
|
| Глава VI. Деление понятия | 147
|
| Глава VII. Форма суждения | 150
|
| 1. Количество суждения, частные суждения | 150
|
| 2. Качество суждения, относительность качества | 158
|
| 3. Относительность суждения | 164
|
| 4. Модальность суждений | 169
|
| 5. Отношения между суждениями | 175
|
| Глава VIII. Недоразвитость знания и заблуждения | 176
|
| Глава IX. Однозначная и многозначная связь в суждении | 180
|
| 1. Связь в прогрессивном и регрессивном направлении | 180
|
| 2. Многозначность связи предиката и предмета | 181
|
| 3. Несостоятельность учения о множественности причин, однозначность связи следствия с основанием, действия с причиною и т. д | 182
|
| Часть II. Доказательство. Умозаключение | 189
|
| Глава I. Непосредственное оправдание суждений | 189
|
| 1. Доказательство путем непосредственного созерцания | 189
|
| 2. Умозрение | 198
|
| 3. Недоразвитость первоначальных единичных суждений восприятия и непосредственных обобщений | 208
|
| Глава II. Умозаключение. Непосредственные умозаключения | 213
|
| 1. Определение умозаключения | 213
|
| 2. Умозаключения путем обращения, по учению классической логики | 214
|
| 3. Распределенность терминов в суждении | 216
|
| 4. Объяснение правил обращения | 219
|
| 5. Ошибки в обращении | 220
|
| 6. Умозаключения путем противопоставления предикату | 222
|
| 7. Учение интуитивистической логики | 223
|
| a) Распределенность терминов по учению интуитивистической логики | 223
|
| b) Умозаключения путем обращения и противопоставления предикату по учению интуитивистической логики | 227
|
| c) Объяснение правил обращения и противопоставления предикату | 230
|
| 8. Превращение | 232
|
| 9. Умозаключения по противоположности | 233
|
| 10. Умозаключения по подчинению | 234
|
| Глава III. Учение классической логики о силлогизме | 234
|
| 1. Строение и фигуры категорического силлогизма | 234
|
| 2. Основные правила категорического силлогизма | 237
|
| 3. Общие производные правила категорического силлогизма | 240
|
| 4. Характеристика первой и второй фигуры силлогизма | 241
|
| 5. Правила первой фигуры силлогизма и модусы ее | 243
|
| 6. Правила второй фигуры силлогизма и модусы ее | 246
|
| 7. Правила третьей фигуры и модусы ее | 248
|
| 8. Правила четвертой фигуры и модусы ее | 249
|
| 9. Формальные ошибки в категорических силлогизмах | 252
|
| 10. Сводимость фигур друг на друга | 254
|
| 11. Мнемонические стихи | 258
|
| 12. Условные и разделительные силлогизмы | 259
|
| 13. Условно-категорический силлогизм | 259
|
| Глава IV. Учение интуитивистической логики о силлогизме | 265
|
| 1. Условно-категорический силлогизм | 265
|
| 2. Разделительно-категорический силлогизм | 266
|
| 3. Категорический силлогизм | 269
|
| 4. Проблематические умозаключения. Аналогия | 281
|
| Глава V. Теории силлогизма | 285
|
| 1. Синтетическая теория силлогизма. Принцип силлогизма согласно теории интуитивизма | 285
|
| 2. Учения о принципе силлогизма. Аналитические теории силлогизма | 287
|
| 3. Учение Милля о силлогизме | 308
|
| Глава VI. Материально-синтетические умозаключения | 312
|
| Глава VII. Индуктивные умозаключения | 326
|
| 1. Метод сходства | 326
|
| 2. Метод различия | 333
|
| 3. Метод сопутствующих изменений | 335
|
| 4. Принципиальные основы индуктивных умозаключений | 336
|
| 5. Ошибки в индуктивных умозаключениях | 341
|
| 6. Достоверность индукции. Сложные индуктивные методы | 343
|
| 7. Индукция через простое перечисление | 345
|
| 8. Полная индукция | 347
|
| 9. Математическая индукция | 349
|
| 10. Индукция и дедукция | 356
|
| Глава VIII. Гипотеза | 358
|
| Глава IX. Заключение учения о доказательствах | 365
|
| 1. Форма и материя доказательства | 365
|
| 2. Прямое доказательство. Объяснение | 367
|
| 3. Косвенное (апагогическое) доказательство | 372
|
| 4. Опровержение | 375
|
| Глава X. Система логики идеал-реалистического интуитивизма, индивидуалистического эмпиризма и кантианского априоризма | 380
|
| 1. Система логики идеал-реалистического интуитивизма | 380
|
| 2. Верховный критерий истины | 383
|
| 3. Система логики индивидуалистического эмпиризма | 390
|
| 4. Система логики кантианского априоризма | 402
|
Система логики, излаженная мною, опирается на гносеологию интуитивизма (см. мои сочинения : „Обоснование интуитивизма" и „Введение в философию", ч. I) и на идеал-реалистическое миропонимание (см. мою книгу „Мир как органическое целое").
Основная задача моей системы логики — преодоление противоположности иррационализма и рационализма, апостериоризма и априоризма, противоположности опыта и мышления. Согласно той разновидности интуитивизма, которую я отстаиваю, все предметы, как реальные, так и идеальные, даны в непосредственном созерцании, т. е. в опыте, а согласно идеал-реализму все реальное пропитано идеальными моментами, и некоторые из них при вступлении предмета в кругозор сознания образуют логическую сторону суждения и умозаключения. Таким образом даже первичное знание, констатирующее данные чувственного восприятия, рассматривается мною, как обоснованное не только эмпирически, но и логически.
Особенно выдвинуто мною на всем протяжении логики понятие синтетически-логического, впервые разработанное Кантом в гносеологии в его трансцендентальной логике, но неиспользованное им в формальной логике для теории умозаключений и для преодоления аналитических теорий, т. е. теорий, опирающихся на закон тожества и противоречия. Даже определения рассматриваются мною, как синтетические суждения; точно также, исследуя умозаключения, я стараюсь показать, что силлогизм есть синтетическая, а не аналитическая система.
Отрицание противоположности опыта и мышления, а также подчеркивание во всех логических образованиях синтетически-логической стороны, имеющей вместе с тем онтологическое значение, приводит к сближению формы и материи и освобождает от крайнего формализма в логике; это сказывается в особенности в моем учении о существовании не только формально-синтетических, но и материально-синтетических умозаключений, а также в учении об индукции.
Глава о гипотезе обработана мною так, чтобы показать, что, несмотря на смену гипотез, несмотря на множественность их и противоположность друг другу, наука есть не условная, не символическая и т. п. конструкция человеческого ума, а система абсолютных знаний о самом подлинном бытии, правда не полная, не совершенная, но все же неуклонно развивающаяся в направлении к бесконечному идеалу Абсолютной Истины.