URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гивишвили Г.В. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ. Сверхсильный антропный принцип как основа существования Вселенной: Для чего человеку разум? Обложка Гивишвили Г.В. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ. Сверхсильный антропный принцип как основа существования Вселенной: Для чего человеку разум?
Id: 319038
729 р.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ.
Сверхсильный антропный принцип как основа существования Вселенной: Для чего человеку разум?

2024. 304 с. ISBN 978-5-00237-065-8.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В книге предпринимается первая в истории попытка рационального осмысления принципов существования Природы как некоего единого целого, включающего в себя разум, подобный человеческому (на примере Homo sapiens). Концепция, определяемая как Общая теория эволюции (ОТЭ), рассматривает взаимные связи между фундаментально различающимися, но не существующими друг без друга мирами: 1) элементарных частиц; 2) звезд и галактик; 3) организмов (на примере... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление1
Введение6
I. Предпосылки формирования ОТЭ8
Часть 1 Эволюция бессознательного19
Глава 1 Элементарные частицы22
1. Фундамент мира22
2. Резюме30
Глава 2 Звездный мир31
1. К истории вопроса31
2. Резюме39
Глава 3 Планета Земля41
1. Геохронология41
2. Резюме45
Глава 4 Органика46
1. Жизнь — понятие универсальное46
2. Молекула ДНК51
3. Жизнь как желание56
4. Дарвин и эволюция59
5. Резюме68
Глава 5 Органика и звезды70
1. Антропный принцип70
2. Резюме74
Итоги части 176
II. Метод реконструкции эволюции человека79
Часть 2 Эволюция подсознательного89
Раздел 1 Эпоха коммунизма89
Глава 1 Человек эпохи коммунизма89
1. Демократия — колыбель человечества89
2. Коллективное и индивидуальное сознание98
3. Магия как видовой признак112
4. Табу на собственность117
5. Коммунизм как историческая реальность119
6. Резюме123
Глава 2 От посткоммунизма к протосоциализму125
1. Неолитическая революция125
1.1. Мышление и психология126
1.2. Мышление и инстинкт эусоциальности133
2. Резюме: рождение цивилизации141
Итоги раздела 1143
Раздел 2 Эпоха социализма145
Глава 1 Аграрный социализм145
1. К определению социализма145
2. Цивилизации аграрного социализма150
3. Эволюциярелигий157
4. Резюме172
Глава 2 Утопический социализм174
1. Идеология марксизма174
2. Контрреволюция утопического социализма182
3. Краткий век марксистской утопии187
4. Резюме194
Итоги раздела 2197
Итоги части 2198
III. Преадаптация в эволюции культуры200
Часть 3 Эволюция сознательного200
Раздел 1 Эпоха демократии207
Глава 1 Феномен античной демократии207
Глава 2 Рождение умозрительной науки216
Глава 3 Особенности античного капитализма225
1. О понятии частной собственности225
1.1. Существовала ли частная собственность в древнем Египте?226
1.2. Проблема собственности в Шумере227
1.3. Собственность в Иньском Китае228
1.4. О происхождении частной собственности229
2. Рождение античного капитализма232
Итоги раздела 1238
Раздел 2 Эпоха либерализма241
Глава 1 Античный либерализм241
Глава 2 Современный либерализм250
1. Либерализм и политика250
2. Либерализм и экономика254
3. Этика собственности262
4. Либерализм и право269
5. Рождение эмпирической науки271
5.1. Первые шаги271
5.2. Формирование коллективного разума278
Итоги раздела 2285
Итоги части 3287
IV. Эволюция культуры в контексте САП289
Часть 4 Гуманизм как альтернатива289
1. Гуманизм и государство289
2. Гуманизм и культурный отбор294
Заключение299
Summary301

Введение
top

Мудрость в том, чтобы знать все как одно.

Гераклит

Эксперименты в космосе, осуществленные в XXI веке, придали импульс революции в господствующих представлениях о структуре и динамике Вселенной. Они настолько противоречат устоявшейся за последних сто лет доктрине, что бóльшая часть сообщества космологов все еще пытается найти аргументы для ее оправдания. Каноническая модель Вселенной основывается на идее материальности пространства и времени, вызывавшей возражения уже со времен формулировки апорий Зенона Элейского. Последние эксперименты доказали обратное — пространство (как и время) не существует физически. Это открытие влечет за собой необходимость пересмотра множества традиционных понятий и представлений.

В частности, становится очевидным, что Природа дуалистична: пребывает во взаимодополняющих друг друга начал — небытия (несуществующего пространственно-временного континуума) и бытия (наличествующего материально-идеального Космоса). В свою очередь, Космос также дуалистичен, разделяясь на две взаимозависимые сущности: а) на циклически преходящее материальное (массу-энергию) и неизменное, непреходящее идеальное (законы, принципы и алгоритмы бытия материи); б) на бесчисленное множество дискретных по массе-энергии эволюционирующих (в режиме онтогенеза) Малых Вселенных. Совместно они составляют одну неограниченную по массе-энергии стационарную (вечную) Большую Вселенную. А материальное и идеальное совместно образуют четыре взаимосвязанных звена, составляющих замкнутый круг Космоса: а) мир элементарных частиц; б) мир галактик, звезд и планет; в) сферу органики; г) сферу культуры.

Необходимость культуры для существования Космоса вызвана необратимым ухудшением качества энергии звезд и угасанием их жизненного цикла. Однако в настоящее время физике неизвестен ни один естественный процесс, способный регенерировать массу-энергию стареющих звезд и возрождать их активность. Следовательно, для искусственного возобновления жизнедеятельности Малых Вселенных, фактически — для поддержания вечного бытия Большой Вселенной необходим разум, подобный человеческому. Или, говоря иначе, человек представляет интерес не только для самого себя, но и для Космоса. (Подобный аспект существования Homo sapiens еще никем не рассматривался. Известные интерпретации антропного принципа (Б. Картер, Р. Дикке) видят в нем пассивного наблюдателя процессов, происходящих во Вселенной, не предпринимающего попыток осознать место и роль мыслящего разума как ее активного демиурга.)

Открытие всеобщей зависимости всех четырех составляющих «горизонтов» Природы требует переосмысления феномена эволюции теперь уже как глобального процесса, происходящего в едином, целостном объекте. Соответственно, возникает необходимость пересмотра также множества представлений, касающихся, в том числе, эволюции человека и общества. Поскольку в процессе развития тех или иных научных дисциплин, они сложились независимо друг от друга, не подозревая о существовании общего алгоритма и закономерностей как существования Природы, так и проявления деятельности человека. Вместе с тем, в процессе пересмотра различных сфер индивидуального и общественного бытия, оказалось, что многие вопросы, остававшиеся спорными или казавшиеся неразрешимыми, получают свое логичное и непротиворечивое решение при учете фактора всеобщей связи вещей.

Таким образом то, что еще вчера представлялось лишь гипотезой, сегодня приобретает статус полноценной Общей теории эволюции (ОТЭ), точнее — ее первый черновой набросок, открытый, однако, для дальнейшей коррекции и развития. Цель нижеследующего исследования — уточнить наиболее значимые закономерности, связывающие между собой все четыре горизонта Природы, а также попытаться найти решения проблем и противоречий, казавшихся нерешаемыми в рамках существующих концепций. Насколько автору удалось осуществить замысел, судить читателю.


Об авторе
top
photoГивишвили Гиви Васильевич
Доктор физико-математических наук. Вице-президент Российского гуманистического общества. Автор теории универсального гуманизма. Научные интересы — физика околоземного космического пространства.