Мудрость в том, чтобы знать все как одно. Гераклит Эксперименты в космосе, осуществленные в XXI веке, придали импульс революции в господствующих представлениях о структуре и динамике Вселенной. Они настолько противоречат устоявшейся за последних сто лет доктрине, что бóльшая часть сообщества космологов все еще пытается найти аргументы для ее оправдания. Каноническая модель Вселенной основывается на идее материальности пространства и времени, вызывавшей возражения уже со времен формулировки апорий Зенона Элейского. Последние эксперименты доказали обратное — пространство (как и время) не существует физически. Это открытие влечет за собой необходимость пересмотра множества традиционных понятий и представлений. В частности, становится очевидным, что Природа дуалистична: пребывает во взаимодополняющих друг друга начал — небытия (несуществующего пространственно-временного континуума) и бытия (наличествующего материально-идеального Космоса). В свою очередь, Космос также дуалистичен, разделяясь на две взаимозависимые сущности: а) на циклически преходящее материальное (массу-энергию) и неизменное, непреходящее идеальное (законы, принципы и алгоритмы бытия материи); б) на бесчисленное множество дискретных по массе-энергии эволюционирующих (в режиме онтогенеза) Малых Вселенных. Совместно они составляют одну неограниченную по массе-энергии стационарную (вечную) Большую Вселенную. А материальное и идеальное совместно образуют четыре взаимосвязанных звена, составляющих замкнутый круг Космоса: а) мир элементарных частиц; б) мир галактик, звезд и планет; в) сферу органики; г) сферу культуры. Необходимость культуры для существования Космоса вызвана необратимым ухудшением качества энергии звезд и угасанием их жизненного цикла. Однако в настоящее время физике неизвестен ни один естественный процесс, способный регенерировать массу-энергию стареющих звезд и возрождать их активность. Следовательно, для искусственного возобновления жизнедеятельности Малых Вселенных, фактически — для поддержания вечного бытия Большой Вселенной необходим разум, подобный человеческому. Или, говоря иначе, человек представляет интерес не только для самого себя, но и для Космоса. (Подобный аспект существования Homo sapiens еще никем не рассматривался. Известные интерпретации антропного принципа (Б. Картер, Р. Дикке) видят в нем пассивного наблюдателя процессов, происходящих во Вселенной, не предпринимающего попыток осознать место и роль мыслящего разума как ее активного демиурга.) Открытие всеобщей зависимости всех четырех составляющих «горизонтов» Природы требует переосмысления феномена эволюции теперь уже как глобального процесса, происходящего в едином, целостном объекте. Соответственно, возникает необходимость пересмотра также множества представлений, касающихся, в том числе, эволюции человека и общества. Поскольку в процессе развития тех или иных научных дисциплин, они сложились независимо друг от друга, не подозревая о существовании общего алгоритма и закономерностей как существования Природы, так и проявления деятельности человека. Вместе с тем, в процессе пересмотра различных сфер индивидуального и общественного бытия, оказалось, что многие вопросы, остававшиеся спорными или казавшиеся неразрешимыми, получают свое логичное и непротиворечивое решение при учете фактора всеобщей связи вещей. Таким образом то, что еще вчера представлялось лишь гипотезой, сегодня приобретает статус полноценной Общей теории эволюции (ОТЭ), точнее — ее первый черновой набросок, открытый, однако, для дальнейшей коррекции и развития. Цель нижеследующего исследования — уточнить наиболее значимые закономерности, связывающие между собой все четыре горизонта Природы, а также попытаться найти решения проблем и противоречий, казавшихся нерешаемыми в рамках существующих концепций. Насколько автору удалось осуществить замысел, судить читателю.
Гивишвили Гиви Васильевич Доктор физико-математических наук. Вице-президент Российского гуманистического общества. Автор теории универсального гуманизма. Научные интересы — физика околоземного космического пространства.
|