И.Ф.Склярову, от которого автор впервые услышал понятие
"интегративное свойство".
Ты пиши, пиши, пиши. Не сочти за честь. Потому что пародист Тоже хочет есть. А.Иванов Что общего между радиоприемником, деревом, атомом, бригадой шахтеров и текстом этой книги? Все эти объекты состоят из различных компонентов. Радиоприемник – из радиодеталей, дерево – из корней, ствола, листьев и т.д., атом – из протонов, нейтронов и электронов, бригада – из нескольких шахтеров, текст – из слов. И у всех этих объектов есть свойства, которые нельзя получить простым сложением или усреднением свойств компонентов. Свойство радиоприемника – переводить радиоволны в звуковые волны. Это свойство нельзя получить простым суммированием емкостей, сопротивлений и индуктивностей отдельных деталей. Свойство дерева – образовывать семена, из которых могут вырасти новые деревья, что не есть сумма свойств отдельных стволов, листьев, корней и т.д. Свойство атома – образовывать связи определенной энергии с другими атомами, причем энергия связей между атомами не является ни суммой, ни средним энергии связи между элементарными частицами. Бригада шахтеров может за смену выработать больше угля, чем та же группа шахтеров, работающих по отдельности. Текст этой книги вызывает эмоции, которые не являются суммой эмоций, вызванных отдельными словами. Свойство совокупности, которое не является суммой или средневзвешенным свойств отдельных компонентов совокупности называется интегративным (эмерджентным) свойством. Совокупность, обладающая интегративным свойством, называется системой. И мы сами, и окружающий нас мир – огромный набор многочисленных систем. Человек постоянно вынужден иметь дело с системами, поэтому умение предсказывать их интегративные свойства часто сильно облегчает жизнь. Между тем, интегративные свойства любой системы, как правило, совершенно неочевидны. Для того, чтобы их предсказывать или создавать, нужно владеть неким инструментом, именуемым "системный подход". Грамотное применение этого инструмента приносит плоды как в дебрях сложнейших наук (экономики, термодинамики, экологии), так и в сугубо бытовых ситуациях. Поскольку системы вездесущи, овладение этим инструментом будет полезно любому человеку, вне зависимости от его рода деятельности, возраста, образования и других качеств. Обучение работе с этим мощным инструментом и есть цель данного курса. Предлагаемый курс во многом – философский. Как и любой другой уважающий себя философский курс, он не претендует на то, чтобы быть "истиной в последней инстанции". Многие положения данного курса, в том числе и его философские основы, спорны. Однако, как сказал аббат Фариа, "философии нельзя научить – ее нужно иметь". Мы надеемся, что этот курс не только и не столько будет принят читателями как догма, как раз и навсегда данный и абсолютно совершенный набор инструментов, сколько подтолкнет читателя к созданию и совершенствованию своего набора инструментов для решения самых разнообразных задач, стоящих перед ним. Предупреждаем сразу, что данный курс насквозь антропоцентричен. Более того, он "центричен" вокруг вполне конкретного "антропа", а именно читателя, ибо призван помочь читателю решить задачи, которые стоят перед ним, и не более того. Тот, кто ищет сокровенного знания, не найдет его в этой книге. Тот, кто обуреваем идеями служения, заклеймит эту книгу позором. Прочесть ее с интересом можно только руководствуясь девизом "все во имя человека, все на благо человека... и этот человек – я". Хотелось бы также предупредить: автор полагает, что важна идея, а не ее источник, поэтому единожды уловив какую-то идею, встраивает ее в свою картину мира (при этом идея иногда изменяется), а об ее источнике нередко забывает. Автор также далеко не всегда читает первоисточники. Поэтому многие идеи, высказанные не автором, даются в тексте без ссылки на первоисточник. Чтобы скомпенсировать этот недостаток, в конце сего опуса приведен список литературы, из которой автор почерпнул основные идеи. Жилин Денис Михайлович
Кандидат химических наук. Работал в области химии окружающей среды. Автор заочного курса «Химия окружающей среды», разработчик набора «Юный химик». В настоящее время занимается химическим образованием.
Челпанов Георгий Иванович Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.
Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие. |