Оглавление | 3
|
Введение | 5
|
Часть 1. Искусство | 7
|
Новелла 1. Особенности поэтики средневекового сборника прозы «Римские деяния» (читаем новую книгу Светланы Неретиной «„Ни одно слово не лучше другого“: Философия и литература») | 7
|
Новелла 2. Опыт уяснения сущности искусства и художественного творчества (продумывая исследование С. С. Неретиной «Трагедия Гёте „Фауст“») | 19
|
Новелла 3. Реальность «ничто» как основание художественного мышления М. Ю. Лермонтова (отклик на новеллу С. С. Неретиной «Лермонтов: семантика повторов») | 33
|
Новелла 4. Тропология или учение о реальностях? | 44
|
Новелла 5. Опыт анализа поэтического творчества, художественного мышления и переживания (концепты, схемы, метафоры) | 50
|
Новелла 6. Три концепции психологии искусства (соотношение психологического, искусствоведческого и философского дискурсов) | 65
|
Новелла 7. Опера в зеркалах эмоциональных переживаний, репрезентаций и философских осмыслений | 76
|
Новелла 8. «Барышня-крестьянка»: экзистенциальный выбор, сверхтрудный в жизни, но возможный в искусстве | 102
|
Новелла 9. Реконструкция логики и процесса построения художественного образа (на материале образа Сары в романе Меира Шалева «Эсав») | 112
|
Новелла 10. Музыкальное движение: образ жизни, реальность нетрадиционного искусства, пространство обучения и самообразования (три комментария к концепции Аиды Айламазьян) | 121
|
Новелла 11. Художественное творчество сквозь призму личности автора (на материале реконструкции известной новеллы Ивана Бунина «Легкое дыхание») | 132
|
Новелла 12. Образ российской жизни 90-х сквозь завесу детектива Александры Марининой «Иллюзия греха» | 151
|
Часть 2. Философско-методологическое и научное мышление | 161
|
Новелла 1. Методология: историческое понимание и новый старт | 161
|
Новелла 2. Справедливы ли обвинения в адрес методологов? (полемические заметки) | 181
|
Новелла 3. Феноменологическое осмысление М. Хайдеггером техники (на материале статьи «Вопрос о технике») | 198
|
Новелла 4. Пролегомены к построению понятия техники, отвечающего вызовам современности | 216
|
Новелла 5. Два смысловых уровня категории бытия М. Хайдеггера | 230
|
Новелла 6. Образовательная культурно-семиотическая и приватная среда жизнедеятельности развивающегося человека (к построению смысловой реальности и предельной онтологии для сферы нового образования) | 242
|
Новелла 7. Романы А. Богданова: утопия или художественная рефлексия грядущей социальности? | 255
|
Новелла 8. Вопросы и ответы как условие мышления и усвоения (культурный старт в работах Платона и св. Августина) | 272
|
Новелла 9. Понятие и феномен травмы: биологический, психологический и социокультурный аспекты | 285
|
Новелла 10. К различию искусственного и естественного интеллекта | 303
|
Розин Вадим Маркович Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».
Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас — методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.
Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 650 научных работ, в том числе боле 100 книг и учебников.