URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Розин В.М. Анализ художественных и философских произведений и затронутых в них проблем: Опыт гуманитарного исследования Обложка Розин В.М. Анализ художественных и философских произведений и затронутых в них проблем: Опыт гуманитарного исследования
Id: 318849
969 р. Новинка недели!

Анализ художественных и философских произведений и затронутых в них проблем:
Опыт гуманитарного исследования

2025. 320 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Новая книга философа Вадима Розина состоит из двух основных частей. В первой части автор продолжает свои исследования искусства, произведений искусства, сделав акцент на осмыслении новелл известного философа и медиевиста С.С.Неретиной, а также опыта собственного поэтического творчества. Во второй части книги В. Розин излагает опыт реконструкции произведений философского и научного мышления. Здесь представлен анализ работ Мартина Хайдеггера, прогностических... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение5
Часть 1. Искусство7
Новелла 1. Особенности поэтики средневекового сборника прозы «Римские деяния» (читаем новую книгу Светланы Неретиной «„Ни одно слово не лучше другого“: Философия и литература»)7
Новелла 2. Опыт уяснения сущности искусства и художественного творчества (продумывая исследование С. С. Неретиной «Трагедия Гёте „Фауст“»)19
Новелла 3. Реальность «ничто» как основание художественного мышления М. Ю. Лермонтова (отклик на новеллу С. С. Неретиной «Лермонтов: семантика повторов»)33
Новелла 4. Тропология или учение о реальностях?44
Новелла 5. Опыт анализа поэтического творчества, художественного мышления и переживания (концепты, схемы, метафоры)50
Новелла 6. Три концепции психологии искусства (соотношение психологического, искусствоведческого и философского дискурсов)65
Новелла 7. Опера в зеркалах эмоциональных переживаний, репрезентаций и философских осмыслений76
Новелла 8. «Барышня-крестьянка»: экзистенциальный выбор, сверхтрудный в жизни, но возможный в искусстве102
Новелла 9. Реконструкция логики и процесса построения художественного образа (на материале образа Сары в романе Меира Шалева «Эсав»)112
Новелла 10. Музыкальное движение: образ жизни, реальность нетрадиционного искусства, пространство обучения и самообразования (три комментария к концепции Аиды Айламазьян)121
Новелла 11. Художественное творчество сквозь призму личности автора (на материале реконструкции известной новеллы Ивана Бунина «Легкое дыхание»)132
Новелла 12. Образ российской жизни 90-х сквозь завесу детектива Александры Марининой «Иллюзия греха»151
Часть 2. Философско-методологическое и научное мышление161
Новелла 1. Методология: историческое понимание и новый старт161
Новелла 2. Справедливы ли обвинения в адрес методологов? (полемические заметки)181
Новелла 3. Феноменологическое осмысление М. Хайдеггером техники (на материале статьи «Вопрос о технике»)198
Новелла 4. Пролегомены к построению понятия техники, отвечающего вызовам современности216
Новелла 5. Два смысловых уровня категории бытия М. Хайдеггера230
Новелла 6. Образовательная культурно-семиотическая и приватная среда жизнедеятельности развивающегося человека (к построению смысловой реальности и предельной онтологии для сферы нового образования)242
Новелла 7. Романы А. Богданова: утопия или художественная рефлексия грядущей социальности?255
Новелла 8. Вопросы и ответы как условие мышления и усвоения (культурный старт в работах Платона и св. Августина)272
Новелла 9. Понятие и феномен травмы: биологический, психологический и социокультурный аспекты285
Новелла 10. К различию искусственного и естественного интеллекта303

Об авторе
top
photoРозин Вадим Маркович
Российский философ, методолог и культуролог. Родился в Москве в 1937 г. Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Работает в Институте философии РАН. Член редколлегии журналов «Мир психологии» и «Философские науки», член редакционного совета журналов «Идеи и идеалы» и «Психология ВШЭ», главный редактор журнала «Культура и искусство».

Один из первых учеников Г. П. Щедровицкого и активный участник Московского методологического кружка, а сейчас — методологического движения. Начиная с середины 1970-х гг. развивает свое направление методологии, основанное на идеях и принципах гуманитарного подхода, семиотики и культурологии.

Путь В. М. Розина в философию был не совсем обычным. Философское образование он получил в процессе самообразования и участия в семинарах Московского методологического кружка. Для большинства его работ характерны высокая методологическая культура, глубокое знание материала, изощренность в теоретических построениях. При всем том пишет он предельно ясно и понятно. В. М. Розиным опубликовано более 650 научных работ, в том числе боле 100 книг и учебников.