URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века Обложка Цимбаева Е.Н. Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века
Id: 318598
576 р.

Русский католицизм:
Идея всеевропейского единства в России XIX века. Изд. стер. (2-му, испр. и доп.)

2024. 206 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Монография впервые раскрывает идейные истоки и историко-философский смысл обращения к католицизму части русского общества XIX века. Автор устанавливает взаимосвязь воззрений Александра I и М.С.Лунина, по-новому интерпретирует творчество великих мыслителей П.Я.Чаадаева и Вл.С.Соловьева. Источниковая основа — Архив Славянской библиотеки Парижа, основанной как собрание материалов русской эмиграции иезуитом кн. И.С.Гагариным.

Книга предназначена... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию5
Введение7
Пролог12
О понятии «русский католицизм»12
Обзор источников14
Обзор литературы28
Дополнение ко второму изданию37
Глава I. Пропаганда католицизма в России39
История39
Граф де Местр и маркиз де Кюстин50
Глава II. Результаты пропаганды католицизма62
Истоки русского католицизма62
Первый период обращений67
Второй период обращений. Причины смены вер81
Глава III. Идеология русского католицизма118
Теория. П. Я. Чаадаев119
Практика. И. С. Гагарин128
Слава. Вл. С. Соловьев152
Эпилог160
Заключение166
Примечания171
Приложение186
Библиография189
Именной указатель200

Введение
top

Девятнадцатый век – время серьезных перемен в российской общественной мысли. Ушла в прошлое эпоха крестьянских войн и дворцовых переворотов, радикальных выступлений после Великой французской революции и революционных начинаний декабристов – эпоха действия. Наступила пора раздумий: идейных исканий, утопических проектов, долгих теоретических споров. В спорах рождалась не просто истина – зарождалось новое общественно-политическое течение в России: либерализм. Исторические формы русского либерализма были различны, суть – неизменна (оппозиция самодержавию, борьба за свободу общества, за власть законов над произволом), методы – также неколебимы (реформы, а не революция).

Самые знаменитые либеральные движения XIX века – западники и славянофилы – хорошо известны. Однако было бы упрощением считать, что спектр общественных идей эпохи Николая I исчерпывался борьбой сторонников и противников общины и промышленного развития. В период расцвета романтизма и всемирного торжества немецкой идеалистической философии было бы странным ожидать увлечения одними экономическими и социальными проблемами. Свобода духа представляла для людей середины века не меньший интерес, чем свобода крестьян или свобода торговли.

Конечно, западники и славянофилы уделяли внимание раскрепощению умов, но на первый план выдвигали все-таки отмену крепостного права. Однако существовала и противоположная позиция: законодательное освобождение общества бессмысленно без духовного освобождения, свобода на бумаге не принесет пользы без свободы мысли и ее выражения.

Форма существования течения, представлявшего эту точку зрения, была столь своеобразна, что люди и идеалы его редко принимались всерьез современниками, потомками и историками. Лишь тень его скользит по страницам научной литературы. Тень со странным названием – "русский католицизм".

В книге предпринимается первая в историографии попытка рассмотреть "русский католицизм" как целостное направление российской либеральной мысли на всем протяжении его истории: от истоков и расцвета до полного выхолащивания заложенных в нем либеральных устремлений.

Под "русским католицизмом" в работе понимается общественно-философское течение, сложившееся в России в 1830–1840-е гг. и просуществовавшее до конца XIX века. Многочисленные обращения православных русских первого периода (1810-е гг.) являются лишь его предысторией, и только немногие русские католики этого времени могут быть отнесены к самому течению. Корни течения лежат в религиозной и идейной обстановке в России в начале века, в политике правительства в области духовного воспитания, в присутствии в стране Ордена иезуитов.

Католическая пропаганда в России в течение всей ее истории и особенно в XVIII веке сформировала традицию восприятия католицизма в русском обществе. Особое внимание в этом плане привлекают наиболее влиятельные проводники идей католицизма в конце XVIII – первой половине XIX века.

1Весьма важным для понимания истоков русского католицизма в первый период является анализ религиозной политики Александра I, приведшей к подписанию Акта о Священном союзе, где впервые были провозглашены принципы единой христианской нации. Одна из задач работы – проследить воздействие этого общеизвестного документа на процесс обращения представителей русского общества в католичество.

Как любое значительное общественное явление, русский католицизм имел различные стороны – религиозно-философскую, культурную, историческую, нравственную. Наиболее важными из его составляющих видятся религиозно-философские теории и их применение на практике. Вследствие этого стержень работы составляет изложение философских и общественных взглядов П.Я.Чаадаева, И.С.Гагарина, Вл.С.Соловьева и других, а также попыток воплотить их в жизнь. Автор не ставит целью подробно рассказать биографии даже самых известных русских католиков, а обращает внимание прежде всего на причины и обстоятельства их перехода в католичество.

Теоретическое оформление русский католицизм получил в трудах Чаадаева. Несмотря на кажущуюся известность "философического" цикла Чаадаева, его взгляды, изложенные во всем комплексе "Писем" и в последующих сочинениях, до сих пор понимаются упрощенно. Историческая традиция, созданная читателями первого "Философического письма", прочно закрепила за Чаадаевым репутацию католического мыслителя и жесткого критика прошлого и настоящего России. Анализ произведений Чаадаева, предпринимаемый в данной работе, позволяет впервые выявить в его философских построениях положительную программу, обращенную в будущее – идею Вселенской церкви во имя создания в России институтов свободного общества. Важнейшее значение имеет воздействие провозглашенного им принципа христианского всеединства на теорию и практику русского католицизма.

Экуменистические аспекты философии Чаадаева не были восприняты его современниками, повлияв практически на одного только князя И.С.Гагарина, но через него – на плеяду сподвижников Гагарина по Ордену иезуитов и парижскому центру русской печати и археографии, сложившемуся после 1856 г.

Расцвет русского католицизма приходится на 1850–1870-е гг. Основная цель исследования – показать суть и изменение общественно-политической позиции русских католиков в конце николаевского правления, в период Крымской войны, во время проведения реформ 1860-х гг. и после их свертывания. Важную роль в выявлении философских и общественных взглядов Гагарина и его соратников играет их многолетняя полемика со славянофилами, способствовавшая идейному оформлению обоих течений.

За пределами работы практически остается изучение влияния русских католиков на западноевропейскую жизнь, их роль посредников между русской и западной культурами и религиями, поскольку все внимание сосредотачивается на общественно-политических аспектах русского католицизма. Особенно существенным представляется определение места течения в спектре российских идеологических направлений XIX века и изменение этого места в различные периоды русской истории.

Продолжением философской линии Чаадаева–Гагарина является творчество Вл.С.Соловьева, который возрождает идею Вселенской церкви, прозвучавшую неожиданно остро в период социальных и идейных потрясений рубежа веков и обретшую широкий круг последователей. Вселенское христианство Вл.Соловьева становится последней вехой в истории русского католицизма, знаменуя переход течения из области социальной в область культурную.

Судьба русского католицизма в XX веке, его влияние на культурный взлет "Серебряного века" и последующее превращение в теорию интеграции России и Западной Европы выходит за установленные рамки работы и только намечается в заключении.

В работе впервые систематически и возможно полнее излагаются воззрения идеологов и представителей русского католицизма на основе источников, часть которых никогда не вводилась в научный оборот.

* * *

Приношу глубокую благодарность хранителям Архива Славянской библиотеки Парижа за предоставленную возможность изучения знаменитого комплекса материалов русских католиков, ставшего источниковой основой данной книги, и особенно директору библиотеки историку о.Франсуа Руло за его всестороннюю помощь при подготовке данной работы.

Особое чувство признательности хочу выразить сестре Натали де Лажарт, непосредственно ведающей библиотекой, за ее нелегкий труд по организации плодотворной работы читателей.

Пользуюсь случаем поблагодарить весь коллектив кафедры истории России XIX – начала XX века исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, под чьим руководством прошло мое становление как историка, а также всех тех, без чьей научной поддержки и благожелательной критики было бы невозможно написание этой монографии.


Об авторе
top
photoЦимбаева Екатерина Николаевна
Доктор исторических наук. Работает на историческом факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Автор монографий «Русский католицизм: Забытое прошлое российского либерализма» (URSS), «Русский католицизм: Идея всеевропейского единства в России XIX века» (URSS), «Исторический анализ литературного текста» (URSS), «Русский экуменизм: Поиск основ межконфессионального единства в России XIX века» (URSS), книг серии «Жизнь замечательных людей»: «Грибоедов», «Агата Кристи», «Крылов», а также множества научных и популярных статей.