URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Баскаков С.И. Радиотехнические цепи и сигналы: Руководство к решению задач Обложка Баскаков С.И. Радиотехнические цепи и сигналы: Руководство к решению задач
Id: 318524
899 р.

Радиотехнические цепи и сигналы:
Руководство к решению задач. Изд. стер. (2-му, пер. и доп.)

URSS. 2024. 224 с. ISBN 978-5-9519-4690-4.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Настоящее пособие содержит задачи по всем разделам одноименного курса. В нем приведены условия задач, примеры решений, методические указания и ответы. В книге в числе прочего содержатся задачи по вейвлет-анализу сигналов и методам оценки информационных характеристик радиоканала. Предложены задачи, связанные с компьютерным анализом цепей и сигналов с помощью широко известных программных продуктов MathCAD и Electronics Workbench.... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие (ко второму изданию)4
Предисловие (к первому изданию)6
Раздел I. Задачи и упражнения8
Тема 1. Общая теория радиотехнических сигналов8
Тема 2. Спектральные представления сигналов15
Тема 3. Энергетические спектры сигналов. Принципы корреляционного анализа25
Тема 4. Модулированные сигналы28
Тема 5. Сигналы с ограниченным спектром33
Тема 6. Основы теории случайных сигналов38
Тема 7. Корреляционная теория случайных процессов43
Тема 8. Воздействие детерминированных сигналов на линейные стационарные системы47
Тема 9. Воздействие детерминированных сигналов на частотно-избирательные системы57
Тема 10. Воздействие случайных сигналов на линейные стационарные цепи60
Тема 11. Преобразования сигналов в нелинейных радиотехнических цепях67
Тема 12. Преобразование сигналов в линейных параметрических цепях75
Тема 13. Основы теории синтеза линейных радиотехнических цепей78
Тема 14. Активные цепи с обратной связью и автоколебательные системы83
Тема 15. Дискретные сигналы. Принципы цифровой фильтрации89
Тема 16. Оптимальная линейная фильтрация сигналов93
Раздел II. Указания98
Раздел III. Решения114
Раздел IV. Ответы195
Приложения217
Рекомендуемая литература218

ПРЕДИСЛОВИЕ (ко второму изданию)
top

Пример иногда полезнее правила.

И. Ньютон

Из собственного опыта читатель, безусловно, знает, что неотъемлемой частью процесса изучения точных — прежде всего, математики и физики, а также многих естественных наук является решение задач. Впервые столкнувшись с задачами в школьные годы, мы затем настолько привыкаем к ним, что не утруждаем себя вопросами о том, что же представляет собой задача как таковая, в чем состоит ее познавательная роль. Более того, иные учащиеся относятся к задачам как к неизбежному злу, которое нужно просто терпеливо пережить. В связи с этим полезно отметить, что европейские наука и педагогика, история которых насчитывает не одно тысячелетие, лишь к концу XVII века пришли к выводу о том, что обучение, основанное на механическом заучивании теоретических положений, чрезвычайно неэффективно. Слова Ньютона из его учебника «Алгебра», взятые в качестве эпиграфа, удачно подчеркивают принцип, который вряд ли устареет — залогом успешного учения служит активное познавательное творчество учащегося, который получает возможность на собственном опыте увидеть теорию в действии.

Учебные задачи по своей природе близки к шахматным этюдам или, скорее, к тем гаммам и арпеджио, без которых не обошелся ни один начинающий музыкант. Хорошо составленная задача несет в себе все черты небольшого научно-педагогического сочинения — ее научная тематика строго очерчена, и, что самое главное, для успешного решения задачи нужно самостоятельно сконструировать тот мыслительный алгоритм, который заранее известен педагогу и который учащийся должен продемонстрировать.

Как и все на свете, метод обучения с помощью решения задач имеет собственное внутреннее ограничение: постановка задачи неизбежно беднее той реальности, к которой эта задача относится. С этим обстоятельством непременно нужно считаться, соотнося выводы теории с практикой.

Как научиться решать задачи? По этому поводу написано много серьезных книг. Ни в коей мере не претендуя на обобщение, подчеркнем следующее.

Во-первых, следует выработать в себе отношение к этой деятельности как к увлекательному труду, позволяющему широко раскрыть интеллектуальные способности человека. Приемы разнообразны — успешно решив задачу, подумайте, какие другие схожие задачи можно решить найденным методом. Не забудьте похвалить себя, если работа ладится. И главное, не впадайте в уныние, если задача упорно «не желает решаться». Отдохнув, принимайтесь за работу снова — настойчивость в достижении цели является непременной личностной чертой настоящего профессионала. Если не удалось справиться с трудностью самостоятельно и приходится обращаться к преподавателю, не ставьте во главу угла «рецептурную» сторону дела — ведь цель не просто получить верный ответ, а как можно глубже понять, почему надо действовать именно так, а не иначе.

Во-вторых, открыв учебник, не следует сводить дело к подыскиванию формулы, которая немедленно даст нужный ответ. Формальное знание теории является необходимым, но отнюдь не достаточным условием успешного решения задачи. Самой главной мыслительной процедурой всегда была некоторая догадка, а это и есть, по сути дела, начало любого творчества. Если сразу ясно, как решать ту или иную задачу, ею все равно не следует пренебрегать. Аккуратное доведение до конца всех выкладок и расчетов очень важно для формирования навыка самостоятельной работы.

Пользуюсь возможностью высказать признательность рецензенту книги — проф. М. П. Демину за полезные советы и благожелательную критику.

Автор


ПРЕДИСЛОВИЕ (к первому изданию)
top

Настоящая книга содержит материал к упражнениям по курсу «Радиотехнические цепи и сигналы». Пособие образует единый комплект с учебником автора [1].

Раздел I включает в себя шестнадцать отдельных тем, которые охватывают всю программу курса. Тематические заголовки повторяют названия глав учебника.

Подбор задач и их расстановка выполнены таким образом, что учащимся предлагается внутренне организованная система упражнений, отвечающая общим и частным принципам построения курса «Радиотехнические цепи и сигналы». Так, читатель найдет здесь задачи, преследующие цель закрепить теоретический материал. Имеются задачи следующей ступени сложности, когда приемы и методы познавательной деятельности должны быть обобщены учащимся для анализа более сложных ситуаций. Наконец, в пособие включены задачи, предусматривающие перенос знаний на новые объекты, выработку навыков творческого мышления.

Раздел II пособия содержит указания к решению ряда задач. В разделе III приведены образцы решений. Последний раздел IV включает в себя ответы к задачам.

Автор стремился написать пособие, которое активно помогало бы студенту в наиболее сложной фазе работы — в поиске плана решения задач. Для этого была проведена классификация всех помещенных в книге задач. Классификационные символы располагаются в скобках вслед за номером задачи и имеют следующий смысл:

УР — к задаче приведены указания (для хорошо подготовленных студентов, намеренных решить задачу «без подсказки») и решение;

Р — приведено только решение;

УО — данную задачу сопровождают указания и ответ;

У — приводится только указание (применительно к задачам на доказательство, когда результат формируется в условиях);

О — приводится только ответ.

Изучение каждой темы следует начинать с проработки установочных задач типов УР и Р. При выполнении упражнений студенту целесообразно иметь под рукой учебник по теории цепей, например, [2] и математические справочники, такие, как [3] и [4]. Желательно использовать микрокалькулятор и овладеть простейшими навыками численного анализа, используя, например, книги [5] и [7].

В пособии приведен ряд задач, предусматривающих составление программ для ЭВМ на языке БЕЙСИК. Лицам, желающим освоить этот алгоритмический язык, широко популярный среди инженеров, можно рекомендовать книгу [6].

Хочется надеяться, что настоящее пособие, в котором традиционные рамки задачника несколько расширены, принесет пользу студентам и преподавателям.

Автор


Об авторе
top
photoБаскаков Святослав Иванович
Известный ученый и педагог, специалист в области радиотехники. Родился в Москве. В 1955 г. поступил на 1-й курс радиотехнического факультета Московского энергетического института (МЭИ), который и окончил с отличием в марте 1961 г. С 1959 г., будучи еще студентом, занял должность инженера кафедры основ радиотехники МЭИ, на которой проработал свыше 41 года, пройдя путь от ассистента (1961) до доктора наук (1985) и профессора (1989). В 1997 г. был избран действительным членом Академии педагогических и социальных наук.

В круг научных интересов С. И. Баскакова входили диэлектрические волноводы, лучевые волноводы миллиметрового диапазона волн, распространение волн в турбулентной плазме, электронные пучки высоких энергий для исследования плазмы и другие темы. Многие годы он преподавал курсы «Электродинамика и распространение радиоволн» и «Радиотехнические цепи и сигналы». Его учебниками и учебными пособиями пользуются все студенты, изучающие цикл курсов по теоретическим основам радиотехники. В число его работ вошли: «Основы электродинамики», «Радиотехнические цепи и сигналы» (URSS), «Радиотехнические цепи и сигналы: Руководство к решению задач» (URSS), «Лекции по теории цепей» (URSS) и другие.