Пример иногда полезнее правила. И. Ньютон Из собственного опыта читатель, безусловно, знает, что неотъемлемой частью процесса изучения точных — прежде всего, математики и физики, а также многих естественных наук является решение задач. Впервые столкнувшись с задачами в школьные годы, мы затем настолько привыкаем к ним, что не утруждаем себя вопросами о том, что же представляет собой задача как таковая, в чем состоит ее познавательная роль. Более того, иные учащиеся относятся к задачам как к неизбежному злу, которое нужно просто терпеливо пережить. В связи с этим полезно отметить, что европейские наука и педагогика, история которых насчитывает не одно тысячелетие, лишь к концу XVII века пришли к выводу о том, что обучение, основанное на механическом заучивании теоретических положений, чрезвычайно неэффективно. Слова Ньютона из его учебника «Алгебра», взятые в качестве эпиграфа, удачно подчеркивают принцип, который вряд ли устареет — залогом успешного учения служит активное познавательное творчество учащегося, который получает возможность на собственном опыте увидеть теорию в действии. Учебные задачи по своей природе близки к шахматным этюдам или, скорее, к тем гаммам и арпеджио, без которых не обошелся ни один начинающий музыкант. Хорошо составленная задача несет в себе все черты небольшого научно-педагогического сочинения — ее научная тематика строго очерчена, и, что самое главное, для успешного решения задачи нужно самостоятельно сконструировать тот мыслительный алгоритм, который заранее известен педагогу и который учащийся должен продемонстрировать. Как и все на свете, метод обучения с помощью решения задач имеет собственное внутреннее ограничение: постановка задачи неизбежно беднее той реальности, к которой эта задача относится. С этим обстоятельством непременно нужно считаться, соотнося выводы теории с практикой. Как научиться решать задачи? По этому поводу написано много серьезных книг. Ни в коей мере не претендуя на обобщение, подчеркнем следующее. Во-первых, следует выработать в себе отношение к этой деятельности как к увлекательному труду, позволяющему широко раскрыть интеллектуальные способности человека. Приемы разнообразны — успешно решив задачу, подумайте, какие другие схожие задачи можно решить найденным методом. Не забудьте похвалить себя, если работа ладится. И главное, не впадайте в уныние, если задача упорно «не желает решаться». Отдохнув, принимайтесь за работу снова — настойчивость в достижении цели является непременной личностной чертой настоящего профессионала. Если не удалось справиться с трудностью самостоятельно и приходится обращаться к преподавателю, не ставьте во главу угла «рецептурную» сторону дела — ведь цель не просто получить верный ответ, а как можно глубже понять, почему надо действовать именно так, а не иначе. Во-вторых, открыв учебник, не следует сводить дело к подыскиванию формулы, которая немедленно даст нужный ответ. Формальное знание теории является необходимым, но отнюдь не достаточным условием успешного решения задачи. Самой главной мыслительной процедурой всегда была некоторая догадка, а это и есть, по сути дела, начало любого творчества. Если сразу ясно, как решать ту или иную задачу, ею все равно не следует пренебрегать. Аккуратное доведение до конца всех выкладок и расчетов очень важно для формирования навыка самостоятельной работы. Пользуюсь возможностью высказать признательность рецензенту книги — проф. М. П. Демину за полезные советы и благожелательную критику. Автор Настоящая книга содержит материал к упражнениям по курсу «Радиотехнические цепи и сигналы». Пособие образует единый комплект с учебником автора [1]. Раздел I включает в себя шестнадцать отдельных тем, которые охватывают всю программу курса. Тематические заголовки повторяют названия глав учебника. Подбор задач и их расстановка выполнены таким образом, что учащимся предлагается внутренне организованная система упражнений, отвечающая общим и частным принципам построения курса «Радиотехнические цепи и сигналы». Так, читатель найдет здесь задачи, преследующие цель закрепить теоретический материал. Имеются задачи следующей ступени сложности, когда приемы и методы познавательной деятельности должны быть обобщены учащимся для анализа более сложных ситуаций. Наконец, в пособие включены задачи, предусматривающие перенос знаний на новые объекты, выработку навыков творческого мышления. Раздел II пособия содержит указания к решению ряда задач. В разделе III приведены образцы решений. Последний раздел IV включает в себя ответы к задачам. Автор стремился написать пособие, которое активно помогало бы студенту в наиболее сложной фазе работы — в поиске плана решения задач. Для этого была проведена классификация всех помещенных в книге задач. Классификационные символы располагаются в скобках вслед за номером задачи и имеют следующий смысл: УР — к задаче приведены указания (для хорошо подготовленных студентов, намеренных решить задачу «без подсказки») и решение; Р — приведено только решение; УО — данную задачу сопровождают указания и ответ; У — приводится только указание (применительно к задачам на доказательство, когда результат формируется в условиях); О — приводится только ответ. Изучение каждой темы следует начинать с проработки установочных задач типов УР и Р. При выполнении упражнений студенту целесообразно иметь под рукой учебник по теории цепей, например, [2] и математические справочники, такие, как [3] и [4]. Желательно использовать микрокалькулятор и овладеть простейшими навыками численного анализа, используя, например, книги [5] и [7]. В пособии приведен ряд задач, предусматривающих составление программ для ЭВМ на языке БЕЙСИК. Лицам, желающим освоить этот алгоритмический язык, широко популярный среди инженеров, можно рекомендовать книгу [6]. Хочется надеяться, что настоящее пособие, в котором традиционные рамки задачника несколько расширены, принесет пользу студентам и преподавателям. Автор
Баскаков Святослав Иванович Известный ученый и педагог, специалист в области радиотехники. Родился в Москве. В 1955 г. поступил на 1-й курс радиотехнического факультета Московского энергетического института (МЭИ), который и окончил с отличием в марте 1961 г. С 1959 г., будучи еще студентом, занял должность инженера кафедры основ радиотехники МЭИ, на которой проработал свыше 41 года, пройдя путь от ассистента (1961) до доктора наук (1985) и профессора (1989). В 1997 г. был избран действительным членом Академии педагогических и социальных наук.
В круг научных интересов С. И. Баскакова входили диэлектрические волноводы, лучевые волноводы миллиметрового диапазона волн, распространение волн в турбулентной плазме, электронные пучки высоких энергий для исследования плазмы и другие темы. Многие годы он преподавал курсы «Электродинамика и распространение радиоволн» и «Радиотехнические цепи и сигналы». Его учебниками и учебными пособиями пользуются все студенты, изучающие цикл курсов по теоретическим основам радиотехники. В число его работ вошли: «Основы электродинамики», «Радиотехнические цепи и сигналы» (URSS), «Радиотехнические цепи и сигналы: Руководство к решению задач» (URSS), «Лекции по теории цепей» (URSS) и другие. |