URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Афанасьев В.Г. Основы философских знаний: Марксистская философия в общедоступном изложении Обложка Афанасьев В.Г. Основы философских знаний: Марксистская философия в общедоступном изложении
Id: 318479
799 р.

Основы философских знаний:
Марксистская философия в общедоступном изложении. Изд. 15, доп.

URSS. 2024. 408 с. ISBN 978-5-9519-4687-4.
Типографская бумага

Аннотация

Настоящая книга написана для читателя, впервые приступающего к изучению марксистско-ленинской философии. В общедоступной форме излагаются основы марксистских философских знаний. В первых трех главах показано, как в борьбе материализма и идеализма, диалектики и метафизики зарождалось и развивалось диалектико-материалистическое мировоззрение. Далее рассматриваются главные вопросы диалектического и исторического материализма.

Книга,... (Подробнее)


Содержание
top
К читателю3
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I Философия как наука6
1. Основной вопрос философии. Противоположность материализма и идеализма6
2. Понятие о методе. Диалектика и метафизика10
3. Предмет марксистской философии12
4. Теоретическое оружие пролетариата16
Глава II Борьба материализма и идеализма в домарксистской философии18
1. Борьба материализма и идеализма в рабовладельческом обществе18
2. Метафизический материализм XVII—XVIII веков21
3. Борьба материализма и идеализма в немецкой философии XVIII—XIX веков29
4. Достижения русской материалистической философии XIX века33
Глава III Возникновение и развитие философии марксизма38
1. Условия и предпосылки возникновения марксистской философии38
2. В чем существо революции, произведенной марксизмом в философии41
3. Творческий характер марксистско-ленинской философии45
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ50
Глава IV Материя и формы ее существования50
1. Что такое материя50
2. Движение — форма существования материи58
3. Пространство и время65
Глава V Материя и сознание70
1. Сознание — свойство высокоорганизованной материи70
2. Сознание — продукт развития материи. Происхождение и развитие сознания75
Глава VI Марксистская диалектика как учение о развитии и всеобщей связи84
1. Диалектика — учение о развитии84
2. Диалектика — учение о всеобщей связи87
3. Значение марксистской диалектики91
Глава VII Основные законы материалистической диалектики93
Закон единства и борьбы противоположностей93
1. Единство и борьба противоположностей93
2. Многообразие противоречий98
3. Противоречия социалистического общества и пути их преодоления104
Закон перехода количественных изменений в качественные108
1. Понятие о качестве и количестве109
2. Переход количественных изменений в качественные — закон развития111
3. Многообразие форм перехода от старого качества к новому116
4. О характере качественных изменений в процессе продвижения от социализма к коммунизму118
Закон отрицания отрицания121
1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии121
2. Прогрессивный характер развития124
3. Действие закона отрицания отрицания в условиях социализма127
Глава VIII Категории материалистической диалектики132
1. Происхождение и общие особенности категорий диалектики133
2. Единичное и общее135
3. Содержание и форма139
4. Сущность и явление143
5. Причина и следствие148
6. Необходимость и случайность152
7. Возможность и действительность156
8. Система и ее компоненты, структура и функции160
Глава IX Теория познания диалектического материализма167
1. Что такое познание167
2. Практика — исходный пункт и основа процесса познания169
3. От живого созерцания к абстрактному мышлению171
4. Марксистское учение об истине180
5. Практика — критерий истины186
6. Приемы и способы научного познания188
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ197
Глава X Что изучает исторический материализм197
1. Возникновение исторического материализма — революционный переворот во взглядах на общество197
2. Предмет исторического материализма200
3. Историческая необходимость и свобода человека202
4. Антинаучный характер современной буржуазной социологии205
Глава XI Общественно-экономическая формация210
1. Естественные условия жизни общества210
2. Способ производства — главная, определяющая сила общественного развития214
3. Экономический базис и надстройка общества и их взаимодействие220
4. Общественно-экономическая формация как сложный социальный организм224
5. История общества как история развития и закономерной смены общественно-экономических формаций228
6. Коммунистическая общественно-экономическая формация236
Глава XII Народные массы — решающая сила общественного развития. Общество и личность246
1. Народ—подлинный творец исторического процесса, решающая сила общественного развития246
2. Общество и личность251
3. О роли личности в истории255
Глава XIII Классы и классовая борьба260
1. Сущность и происхождение классов260
2. Классовая борьба — источник развития классово антагонистических обществ261
3. Классовая борьба в капиталистическом обществе264
4. Классы и классовая борьба в переходный период от капитализма к социализму274
5. Классовая структура социалистического общества278
6. Пути преодоления классовых различий280
Глава XIV Исторические формы общности людей284
1. Род, племя, народность, нация284
2. Нации и национальные отношения в капиталистическом обществе286
3. Социализм и нации291
4. Семья296
Глава XV Государство300
1. Происхождение и сущность государства300
2. Государство в эксплуататорском обществе302
3. Диктатура пролетариата307
4. Государство в социалистическом обществе317
5. Об отмирании государства324
Глава XVIСоциальная революция326
1. Социальная революция — закон развития классово антагонистического общества326
2. Социалистическая революция329
3. Торжество ленинской теории социалистической революции в современную эпоху334
Глава XVII Общественное сознание и его роль в развитии общества350
1. Общественное сознание — отражение общественного бытия350
2. Индивидуальное и общественное сознание. Общественная психология и идеология355
3. Марксистско-ленинская идеология359
Глава XVIII Формы общественного сознания. Наука364
1. Политические и правовые идеи364
2. Мораль369
3. Религия376
4. Искусство381
5. Наука386
ЗАКЛЮЧЕНИЕ395

К ЧИТАТЕЛЮ
top

В этой книге в общедоступной форме излагаются основы марксистских философских знаний. Она написана для читателя, впервые приступающего к изучению марксистско-ленинской философии.

Что же дает изучение философии марксизма?

Марксистская философия представляет собой стройную систему взглядов на окружающий человека мир, на законы его развития, на пути его познания. А потому, изучив философию, мы получим связное представление о том, что такое мир и как он развивается, каково место человека в мире и способен ли он познать и преобразовать действительность, почему изменяется общественная жизнь и как ее лучше устроить и т. д.

Какое же практическое значение имеют эти общие вопросы, какую пользу они приносят человеку в его непосредственной жизни, труде?

Практическое значение марксистской философии огромно. Являясь составной частью марксизма-ленинизма, раскрывая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, показывая необходимость и неизбежность социалистической революции, победы социализма и коммунизма, она оказывает неоценимую помощь трудящимся в их борьбе за лучшее будущее человечества.

Веками люди мечтали о коммунизме — новом обществе, в котором навсегда будет покончено с эксплуатацией и всякого рода гнетом, в котором трудящийся человек в полной мере будет пользоваться творением своих рук и разума и подлинное равенство, изобилие и счастье станут достоянием каждого члена великого содружества людей труда. Долгий и трудный путь титанической борьбы, славных побед и временных поражений прошло человечество, прежде чем коммунизм из мечты стал непосредственной перспективой исторического развития, величайшей силой современности. Для советского народа продвижение к коммунизму составляет практическую задачу, которую уже сегодня решает дружная семья народов СССР.

Строительство коммунизма предполагает не только создание материально-технической базы и формирование коммунистических общественных отношений, но и всестороннее и гармоническое развитие личности. А для этого члену общества недостаточно знать только свою производственную специальность. Важно овладеть всей суммой человеческих знаний, а главное — научиться применять эти знания на практике. Чтобы в поведении каждого человека, его труде и жизни коммунистические идеи органически сочетались с коммунистическими делами, необходимо овладеть научным мировоззрением. Формирование у всех тружеников советского общества научного мировоззрения на основе марксизма-ленинизма как цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов приобретает в современных условиях первостепенное значение.

Человек коммунистического общества — это человек глубоких идейных убеждений, высоких моральных принципов, обширных знаний, это человек, который не мыслит своей жизни без труда на благо общества. Философия марксизма и является одним из важных средств воспитания в советских людях этих высоких качеств. Органически связанная с жизнью, вобравшая в себя духовный и практический опыт многих поколений, марксистская философия учит советских людей любви к труду и знаниям, воспитывает в них высокую идейность, преданность народу и партии, непримиримость к социальному злу и несправедливости.

Философия марксизма помогает строителям коммунизма глубоко понимать ход и перспективы мирового развития, правильно разбираться в событиях внутри страны и за рубежом, убеждает в правоте революционного дела, в необходимости победы социализма и коммунизма во всем мире. Она вооружает на борьбу с реакционной идеологией империализма, пережитками старого, способствует выявлению и преодолению трудностей, мешающих успешному строительству коммунизма, учит жить и работать по-коммунистически.

Марксистская философия воспитывает в человеке широкий, правильный взгляд на мир, умение видеть большое даже в самом малом. Она развивает мышление, делает его более гибким, проницательным, враждебным застою и рутине. А ведь хорошо известно, сколь необходим в век небывалого технического и научного прогресса, покорения атома, в век электричества, автоматов и освоения космоса острый, изобретательный ум!

Философия марксизма прививает человеку драгоценное чувство нового. Новое рождается в нашей жизни везде — на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, школах и учреждениях. Вот почему и рабочий, и колхозник, и интеллигент должны обладать этим чувством, видеть новое, уметь бороться за него, добиваться его победы.

Особенно большое значение чувство нового имеет в условиях строительства коммунизма, когда развертывается могучая творческая инициатива и самодеятельность народных масс, когда великие задачи созидания нового общества требуют исключительно гибких и эффективных форм руководства экономической, политической и идеологической жизнью Советского государства. Пронизанное духом новаторства, творчества, коммунистическое строительство несовместимо с малейшими проявлениями косности и рутины, благодушия и зазнайства. Оно требует полета мысли, неустанного поиска нового, постоянной инициативы и организованности, дисциплины и ответственности.

Ученому марксистская философия указывает правильный путь в его научных изысканиях. Писателю и художнику дает верный ориентир в их творческой работе, помогает глубоко и ярко отразить в художественных образах величие нашей жизни, подвиги советского народа, народов других стран в строительстве нового общества.

Знание марксистской философии необходимо нашей советской молодежи, оно помогает ей обрести политическую зрелость, воспитать в себе принципиальность, стойкость и мужество в борьбе с трудностями — качества, без которых создать коммунистическое будущее невозможно.

Одним словом, кто борется за социальное и национальное освобождение, кто строит социализм и коммунизм и будет жить в этом обществе, кто любит истину и стремится к ней, кто хочет проникнуть в тайны мироздания и человеческого бытия, тот должен овладеть непобедимым учением марксизма-ленинизма, его боевой и жизнеутверждающей философией.


Об авторе
top
photoАфанасьев Виктор Григорьевич
Выдающийся советский философ, академик АН СССР (РАН). С 1976 по 1989 гг. — главный редактор газеты «Правда», председатель Союза журналистов СССР. Автор около 500 печатных работ, среди которых 21 монография. В его трудах заложены основы четырех направлений в развитии общественной мысли: проблемы целостности мира; теории и практики управления обществом (программно-целевого планирования, организационной теории, теории операций); информатики; системного подхода в изучении общественных явлений. Работы В. Г. Афанасьева переведены на 60 языков мира; его монографии по проблемам управления переживают сегодня вторую волну популярности в Китае и других странах. Учебник «Основы философских знаний» в 1983 г. удостоен Государственной премии СССР. В последние годы жизни В. Г. Афанасьев занимался науковедением, и прежде всего проблемой управления наукой, политикой в сфере науки.