Лекция первая.
|
Общее представление о предмете физиологии. — Пищеварение. — Структура пищеварительного канала. — Пищевые вещества. — Ферменты | 11
|
Лекция вторая.
|
Слюнные железы. — Химический состав слюны. — Методика изучения деятельности слюнных желез | 22
|
Лекция третья.
|
Отделение слюны на различные пищевые и непищевые вещества | 28
|
Лекция четвертая.
|
Анализ состава слюны, отделяемой на различные вещества | 35
|
Лекция пятая.
|
Значение различного состава слюны в работе околоушной и слизистых желез | 40
|
Лекция шестая.
|
Роль нервной системы в работе слюнных желез. — Анализ рефлекторного пути | 49
|
Лекция седьмая.
|
Химические воздействия на центры слюнных желез. — Зависимость работы слюнных желез от характера и условных рефлексов | 61
|
Лекция восьмая.
|
Понятие условного рефлекса как временной связи. — Значение условных рефлексов. — Условия образования условных рефлексов | 71
|
Лекция девятая.
|
Характеристика условных рефлексов. — Уга-шение. — Натуральные условные рефлексы. — Передача условных рефлексов по наследству. — Инстинкты как сложные безусловные рефлексы | 77
|
Лекция десятая.
|
Физиологические и гистологические данные о работе клеток слюнных желез. — Секреторное давление | 89
|
Лекция одиннадцатая.
|
Процесс отделения слюны. — Образование органических веществ. — Физиология слюнных желез как введение в курс физиологии. — Методика получения чистого желудочного сока | 94
|
Лекция двенадцатая.
|
Опыт мнимого кормления. — Химический состав желудочного сока | 105
|
Лекция тринадцатая.
|
Переваривающие свойства желудочного сока. — Действие сока на фибрин и молоко. — Операция маленького желудочка по Гейденгайну | 108
|
Лекция четырнадцатая.
|
Операция маленького желудочка по Павлову. — Отделение желудочного сока на мясо, хлеб и молоко. — Состав желудочного сока, отделяемого на различные вещества | 116
|
Лекция пятнадцатая.
|
Химические возбудители работы пепсиновых желез | 129
|
Лекция шестнадцатая.
|
Действие жира на работу пепсиновых желез. — Мыла как возбудители сокоотделения. — Значение кислотности сока. — Иннервация фундальных желез | 135
|
Лекция семнадцатая.
|
Опыт с действием жира. — Качественный анализ желудочного сока, отделяющегося на различные вещества. — Секреторная функция блуждающего нерва. — Механизм действия химических возбудителей. — Физиология железистых клеток | 145
|
Лекция восемнадцатая.
|
Секреторная деятельность пилорических желез | 156
|
Лекция девятнадцатая.
|
Секреция слизи и ее значение. — Поджелудочная железа. — Методика получения панкреатического сока. — Химический состав панкреатического сока. — Действие панкреатического сока на белки, углеводы и жиры | 162
|
Лекция двадцатая.
|
Кривые отделения поджелудочного сока при еде мяса, хлеба и молока. — Кислота как возбудитель сокоотделения | 173
|
Лекция двадцать первая.
|
Связь между отделением кислого желудочного и щелочного панкреатического соков. — Жир как возбудитель панкреатической секреции. — Механизм секреторного действия кислоты. — Секретин. — Изменения железистых клеток при секреторном процессе | 178
|
Лекция двадцать вторая.
|
Иннервация поджелудочной железы и методика исследования | 189
|
Лекция двадцать третья.
|
Методика получения желчи. — Значение желчи в пищеварительном процессе | 195
|
Лекция двадцать четвертая.
|
Желчь как фактор, вызывающий активность сгеапсина. — Образование желчи. — Возбудители выхода желчи в пищеварительный канал. — Кишечный сок и методика его получения. — Брунперовский отдел двенадцатиперстной кишки | 200
|
Лекция двадцать пятая.
|
Возбудители отделения кишечного сока. — Химический состав кишечного сока. — Возбудитель секреции киназы | 210
|
Лекция двадцать шестая.
|
Отделение плотной части кишечного сока. — Отделение киназы. — Иннервация желез кишечника | 219
|
Лекция двадцать седьмая.
|
Пищеварение в толстых кишках. — Значение микроорганизмов. — Механическая работа пищеварительного канала. — Сосание. — Глотание. — Движения пищевода. — Иннервация пищевода | 226
|
Лекция двадцать восьмая.
|
Изучение двигательной работы желудка. — Переход пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку. — Действие кислоты. — Рвота | 235
|
Лекция двадцать девятая.
|
Действие жира на переход содержимого желудка в кишечник. — Движение кишек. — Методика исследования. — Местный иннервационный прибор кишечника | 245
|
Лекция тридцатая.
|
Иннервация кишечника. — Дефекация. — Всасывание, методика исследования. — Всасывание солевых растворов и кровяной сыворотки. — Пути всасывания | 251
|
Лекция тридцать первая.
|
Лимфатическая система. — Тканевая жидкость. — Млечные сосуды. — Состав лимфы. — Теории лимфоотделения. — Движение лимфы | 265
|
Павлов Иван Петрович Выдающийся ученый-физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей физиологической школы современности; академик Петербургской академии наук (1907), Академии наук СССР (1925); лауреат Нобелевской премии (1904). Родился в Рязани, в семье священнослужителя. Под влиянием прочитанной монографии И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» стал мечтать о научной деятельности и, отказавшись от духовной карьеры, поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1875 г. блестяще завершил курс с ученой степенью кандидата естественных наук. В 1879 г. стал заведовать физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина. В 1883 г. защитил докторскую диссертацию и был командирован за границу для усовершенствования знаний. В 1890 г. был избран профессором кафедры фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1895 г. — профессором кафедры физиологии, где проработал до 1925 г. С 1891 г. и до конца жизни заведовал физиологическим отделением Института экспериментальной медицины, организованного при его участии.
И. П. Павлов — автор классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения. Он ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов он установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования И. П. Павловым физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали огромное влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. Под влиянием его идей формировались крупные школы в терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии.