От pедакторов | v
|
Как пользоваться учебником | xi
|
Язык | 1
|
Часть I. Теория языка | 11
|
Глава 1. Фонетика и фонология | 11
|
1.1. Фонетика
|
1.1.1. Введение | 12
|
1.1.2. Артикуляторная фонетика | 13
|
1.1.2.1. Артикуляция. Строение речевого аппарата | 13
|
1.1.2.2. Артикуляторные признаки речевых звуков | 14
|
1.1.2.3. Артикуляторные возможности гортани | 21
|
1.1.2.4. Коартикуляция | 23
|
1.1.2.5. Инструментальные методы исследования артикуляции | 23
|
1.1.3. Акустическая фонетика | 25
|
1.1.3.1. Звуковые колебания в речи | 25
|
1.1.3.2. Акустические свойства основных классов звуков. Форманты | 29
|
1.1.3.3. Спектральное представление звуков речи | 31
|
1.1.4. Перцептивная фонетика | 37
|
1.1.4.1. Слуховой аппарат человека | 37
|
1.1.4.2. Экспериментальные методы исследования восприятия | 38
|
1.1.4.3. Психоакустические шкалы | 39
|
1.1.5. Супрасегментная фонетика | 41
|
1.1.5.1. Ударение | 41
|
1.1.5.2. Слоговые тоны | 42
|
1.1.5.3. Фразовая просодия | 42
|
1.1.6. Фонетическая транскрипция | 45
|
1.2. Фонология | 49
|
1.2.1. Введение: что такое фонология и зачем она нужна | 49
|
1.2.2. Фонология и морфология. Правила, уровни представления | 51
|
1.2.3. Порядок правил | 58
|
1.2.4. Единицы фонологии | 62
|
Ответы и решения | 71
|
Глава 2. Морфология | 77
|
2.1. Эмпирическая область морфологии | 78
|
2.1.1. Морфологические единицы | 78
|
2.1.2. Морфологические операции | 89
|
2.1.2.1. Аффиксация | 89
|
2.1.2.2. Словосложение | 95
|
2.1.2.3. Клитизация | 100
|
2.1.3. Морфологические контрасты | 103
|
2.2. Морфологические модели | 111
|
2.3. Морфология и другие лингвистические дисциплины | 122
|
2.3.1. Морфология и фонология | 122
|
2.3.2. Морфология и синтаксис | 127
|
2.3.3. Морфология и семантика | 133
|
Ответы и решения | 136
|
Глава 3. Синтаксис | 139
|
3.1. Синтаксис и другие языковые модули | 140
|
3.1.1. Уровневая, генеративная и параллельная архитектура грамматики | 140
|
3.1.2. Синтаксис и морфология | 146
|
3.1.3. Синтаксис и семантика | 147
|
3.1.4. Синтаксис и фонология | 149
|
3.2. Специфика синтаксических объектов и структура синтаксической модели | 153
|
3.2.1. Свойства синтаксических объектов: бесконечное количество, рекурсия, контекстная свобода | 153
|
3.2.2. Общая структура синтаксической модели | 164
|
3.2.3. Модель зависимостного синтаксиса | 165
|
3.2.4. Модель непосредственных составляющих | 169
|
3.3. Основные синтаксические домены | 175
|
3.3.1. Глагольная область | 176
|
3.3.2. Область функциональной структуры клаузы | 179
|
3.3.3. Область типирования клауз | 181
|
3.3.4. Именная группа | 183
|
Ответы и решения | 185
|
Глава 4. Теория дискурса | 191
|
4.1. Введение | 192
|
4.2. Краткая история и современные направления теории дискурса | 195
|
4.3. Таксономия дискурса | 203
|
4.3.1. Модус | 203
|
4.3.2. Жанр | 211
|
4.4. Структура дискурса | 216
|
4.4.1. Глобальная структура | 218
|
4.4.2. Локальная структура | 223
|
4.4.3. Теория риторической структуры как интерфейс между локальной и глобальной структурой | 227
|
4.5. Дискурсивные факторы относительно мелких языковых явлений (грамматика, лексика, просодия, жесты) | 231
|
4.6. Когнитивное и социальное измерения дискурса | 237
|
Ответы и решения | 241
|
Глава 5. Семантика и прагматика | 243
|
5.1. Значение и его типы | 245
|
5.1.1. Знаки, их классификация и структура | 245
|
5.1.2. Типы значений знаков языка по характеру заключенной в них . информации | 248
|
5.2. Лексическая семантика | 253
|
5.2.1. Лексическое vs. грамматическое значение | 253
|
5.2.2. Лексическое значение vs. понятие | 255
|
5.2.3. Системные семантические отношения между словами | 257
|
5.2.4. Методы выявления и представления значения слова | 259
|
5.2.5. Лексико-синтаксическая информация | 262
|
5.2.5.1. Семантические валентности слова | 262
|
5.2.5.2. Сочетаемость слова | 266
|
5.2.6. Лексическая многозначность | 268
|
5.2.6.1. Виды неоднозначности | 270
|
5.2.6.2. Когнитивные механизмы появления у слова нового значения | 272
|
5.3. Лексикография | 275
|
5.3.1. Типология словарей | 275
|
5.3.1.1. Словари, различающиеся по типу описываемых единиц языка | 275
|
5.3.1.2. Типы словарей, различающиеся по характеру информации, сообщаемой в них о единицах словаря | 277
|
5.3.1.3 Типы словарей, выделяемые по их адресату | 281
|
5.3.2. Структура словаря | 282
|
5.3.3. Связь лексикографии с фундаментальными лингвистическими дисциплинами | 284
|
5.4. Семантика словосочетания | 284
|
5.5. Семантика предложения-высказывания | 286
|
5.5.1. Пропозициональный компонент значения предложения | 286
|
5.5.2. Коммуникативный компонент значения предложения | 289
|
5.6. Прагматика | 291
|
5.6.1. Введение | 291
|
5.6.2. Теория речевых актов | 293
|
5.6.2.1. Три аспекта речевого акта | 294
|
5.6.2.2. Перформативные предложения | 296
|
5.6.2.3. Классификация иллокутивных актов | 298
|
5.6.2.4. Иллокутивная функция высказывания как кластер условий его успешности | 301
|
5.6.3. Теория импликатур П. Грайса | 305
|
5.6.3.1. Составляющие смысла высказывания | 306
|
5.6.3.2. Принцип сотрудничества и максимы П. Грайса | 309
|
5.6.3.3. Вычисление коммуникативных импликатур | 311
|
5.7. Формальная семантика | 315
|
5.7.1. Семантика на маленьком примере | 315
|
5.7.2. Означаемое, домены, логические типы, функции | 316
|
5.7.3. Интерпретация и композициональность | 325
|
5.7.4. Дальнейшие действия | 328
|
Ответы и решения | 336
|
Часть II. Язык и познание | 357
|
Глава 6.Лингвистика в контексте когнитивных наук | 357
|
6.1. «Когнитивная революция» | 358
|
6.2. Основные подходы в когнитивной науке | 361
|
6.2.1. Символьный подход | 361
|
6.2.2. Модульный подход | 363
|
6.2.3. Коннекционизм | 365
|
6.3. Методология когнитивной науки | 368
|
6.4. Междисциплинарное взаимодействие: случай рабочей памяти | 369
|
Ответы и решения | 371
|
Глава 7. Психолингвистика | 373
|
7.1. Введение | 374
|
7.2. Методология психолингвистики | 374
|
7.2.1. Исследовательский цикл | 375
|
7.2.2. Методы психолингвистики | 376
|
7.2.3. Дизайн эксперимента | 377
|
7.2.4. Валидность и надежность эксперимента | 378
|
7.3. История психолингвистики | 380
|
7.3.1. История по Лефельту: дохомскианская эра | 380
|
7.3.2. История после «когнитивной революции» | 382
|
7.3.3. Современность. Две традиции по Кларку | 382
|
7.4. Порождение речи. Модель В. Лефельта | 384
|
7.5. Понимание речи | 389
|
7.5.1. Восприятие и распознавание речи | 389
|
7.5.2. Основные этапы понимания речи | 392
|
Ответы и решения | 400
|
Глава 8. Усвоение родного языка | 403
|
8.1. Вопрос о врожденности языка | 404
|
8.1.1. «Природа или воспитание». Современные концепции усвоения языка | 404
|
8.1.2. Дети-маугли и гипотеза критического периода | 405
|
8.1.3. Речь, обращенная к ребенку. Проект Деба Роя | 408
|
8.1.4. Различия между нативистским и конструктивистским подходами | 410
|
8.2. Этапы усвоения языка | 410
|
8.2.1. Пренатальный период | 413
|
8.2.2. Доречевой период | 413
|
8.2.3. Речевой период | 414
|
8.3. Методология изучения детской речи | 417
|
8.4. История изучения детской речи | 419
|
8.4.1. Западная история изучения детской речи | 419
|
8.4.2. Отечественная история изучения детской речи | 422
|
Ответы и решения | 423
|
Глава 9. Усвоение второго языка | 425
|
9.1. Введение | 426
|
9.2. Критический период в усвоении второго языка | 426
|
9.3. Этапы процесса усвоения второго языка и их характеристики | 431
|
9.3.1. Промежуточный язык и фоссилизация | 433
|
9.4. Могут ли люди, изучающие второй язык, достичь уровня компетенции носителя? | 435
|
9.4.1. Гипотеза интерпретируемости | 435
|
9.4.2. Исследование индивидуальных различий | 436
|
9.5. Методология изучения усвоения второго языка | 437
|
9.6. Современность и направления будущих исследований | 438
|
Глава 10. Нейролингвистика | 441
|
10.1 История нейролингвистики | 442
|
10.2. Патология речи | 447
|
10.2.1. Афазиология | 447
|
10.2.2. Аутизм и другие психические расстройства | 456
|
10.3. Межполушарная асимметрия | 459
|
10.4. Открытия и направления XXI века | 466
|
10.4.1. Ген языка и специфические нарушения развития речи | 466
|
10.4.2. Зеркальные нейроны | 467
|
Ответы и решения | 470
|
Именной указатель | 471
|
Указатель языков | 474
|
Литература | 478
|
Сведения об авторах | 507
|
Источники иллюстраций | 524
|
Об этой книге
Читатель держит в руках первый том второго издания учебника «Введение в науку о языке». Он подготовлен коллективом авторов и редакторов, в который входят сотрудники и выпускники отделения теоретической и прикладной лингвистики (ОТиПЛ) филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова — старейшего профильного отделения по этой специальности в нашей стране.
Идею учебника придумал Александр Евгеньевич Кибрик (1939-2012), возглавлявший отделение и одноименную кафедру с 1992 года до своей кончины. Она выросла из курса «Введение в специальность», который он много лет читал первокурсникам. В последние годы жизни Александр Евгеньевич начал работу над книгой, но завершить ее не успел. Это сделали его ученики и коллеги в 2019 году, когда было опубликовано первое издание.
Содержание и структура книги в большой степени определяется содержанием и структурой образовательной программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» на ОТиПЛе. Эта программа, формирование которой продолжается с момента основания отделения и которая практически одновременно с первым изданием учебника претерпела радикальное обновление, отражает наши представления о существе высшего профессионального лингвистического образования.
Это прежде всего фундаментальная теоретическая подготовка по всем дисциплинам, образующим сумму знаний об основных модулях языка — фонетике и фонологии, морфологии, синтаксисе, дискурсе и семантике. Успешное усвоение программы требует ознакомления со всеми имеющимися в современной лингвистике направлениями теоретизирования и приемами описания и объяснения языковых фактов. Программа не предполагает ориентации на ту или иную теоретическую систему в качестве единственно верной. Напротив, у студентов есть возможность ознакомиться с разными системами, оценить аргументы за и против каждой из них и добиться осознанного теоретического самоопределения. Поэтому главы этой книги, посвященные теории языка, — центральные в этом учебнике.
Это, далее, междисциплинарная ориентация программы, которая в первую очередь предполагает изучение дисциплин, где языкознание соприкасается с когнитивной наукой. Язык — важнейшая когнитивная система, которой его носители обладают в силу принадлежности к биологическому виду Homo sapiens и которая тесно взаимодействует с другими когнитивными системами.
Изучению этого аспекта языка и в программе ОТиПЛа, и в этой книге отводится исключительно важная роль; ему посвящены сразу несколько дисциплин — от усвоения языка до нейролингвистики.
Это, кроме того, представление о лингвистике как об эмпирической науке, которая генерирует новое знание, исследуя данные конкретных языков, обнаруживая в этих данных закономерности и предлагая им объяснение. Такой подход требует наличия двух взаимодополняющих компонентов образовательной программы, которые также нашли отражение в нашем учебнике. Во-первых, студент должен составить представление об эмпирической сложности и многообразии предмета — естественного языка. Этой цели служат дисциплины, описывающие языковое разнообразие, исторические аспекты существования языка, его функционирование в социальной среде. Во-вторых, важнейшее значение приобретает освоение методологии лингвистики как эмпирической науки, которой необходимы выверенные процедуры работы с данными, принципы моделирования исследуемого объекта и экспериментальные приемы проверки теоретических гипотез.
Наконец, это ориентация на изучение современных приложений лингвистической науки, которые позволяют исследовать язык как объект математического моделирования, разрабатывать технологии его автоматической обработки и многое другое. Эта область лингвистики образует естественное целое с соответствующими областями математики, которые традиционно играют ключевую роль в подготовке специалистов рассматриваемого профиля (теория множеств, математическая логика, теория вероятностей, статистика, теория алгоритмов, основы программирования, машинное обучение и т. д.). Ей также посвящены самостоятельные главы учебника.
Таким образом, программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика», введение в которую предлагает настоящий учебник, стремится охватить все существенные аспекты современного языкознания и обеспечить студента необходимыми знаниями и навыками для плодотворной научной и практической деятельности.
О втором издании
После первого издания, опубликованного весной 2019 года, прошло четыре с лишним года. За это время опыт практического использования учебника позволил составить более ясное представление как о его сильных сторонах, так и о том, что нуждается в дополнении и усовершенствовании.
Перечислим, что изменилось во втором издании.
Во-первых, все главы были существенно обновлены, а многие, кроме того, расширены и дополнены. Лингвистика — динамично развивающаяся дисциплина, и мы стремимся к тому, чтобы и само изложение и упоминаемая в тексте литература отвечали современному состоянию науки.
Во-вторых, в структуре учебника появился новый элемент — справки. Это небольшие — до одной страницы — блоки текста, в которых излагается материал о языковом явлении, лингвистической теории или биографии ученого, дополняющий основное изложение. Мы надеемся, что это новшество сделает материал учебника более содержательным, а его чтение — более интересным и познавательным.
В-третьих, в новом издании теперь есть отсутствовавшие прежде вопросы и упражнения. Мы надеемся, что они, с одной стороны, помогут студенту закрепить представленный в тексте материал, а с другой — сделать первые самостоятельные шаги в анализе многообразных языковых явлений.
Благодаря всем перечисленным дополнениям и изменениям объем издания значительно вырос. Учебник перестал помещаться в единственный том, и мы решили разделить его на части. Это предисловие открывает первый том второго издания, состоящий из двух частей — «Теория языка» и «Язык и познание».
Часть I «Теория языка» содержит описание «уровневых» языковых явлений — звуковой стороны языка и речи (глава 1 «Фонетика и фонология»), различных аспектов внутренней структуры слова (глава 2 «Морфология»), правил образования языковых единиц, больших, чем слово, — словосочетаний и предложений (глава 3 «Синтаксис»), свойств дискурса и его частей (глава 4 «Теория дискурса»). Глава 5 «Семантика и прагматика» посвящена описанию того, как при помощи естественного языка осуществляется передача информации.
Часть II «Язык и познание» объединяет пять глав, которые описывают когнитивное измерение языка. Глава 6 «Лингвистика в контексте когнитивных наук» знакомит читателя с областью междисциплинарных исследований познания, понимаемого как совокупность процессов приобретения, хранения, преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами. Глава 7 «Психолингвистика» посвящена описанию процессов порождения и понимания речи. Механизмы усвоения языка рассматриваются в главах 8 и 9 — «Усвоение родного языка» и «Усвоение второго языка». В главе 10 «Ней-ролингвистика» описываются мозговые механизмы речевой деятельности.
Учебник, впервые увидевший свет накануне 80-летия Александра Евгеньевича Кибрика в 2019 году, посвящается его памяти.