Дорогой друг! С запуском Советским Союзом первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года и с полётом Ю. А. Гагарина в космос наступила космическая эра человечества. Интерес к изучению космоса продолжает неуклонно расти, астрономия начинает захватывать юные умы с ранних лет. Всероссийская олимпиада по астрономии начала проводиться с 1994 года. Правда, и через четверть века с начала старта астрономической олимпиады продолжают оставаться недоработки в формулировках, понятийном аппарате, используемых формулах. Так, например, довольно сильно не доработан вопрос о блеске светил. В тексте условий задач всё еще может встретиться вопрос: «какая из двух звёзд ярче?», хотя имеется в виду: «блеск какой звезды больше для земного наблюдателя?». Настоящую книгу мы написали как пособие для подготовки заинтересованных школьников к олимпиадам по астрономии и астрофизике. В этих олимпиадах ребята начинают участвовать с 7–8 классов, хотя многие вопросы по физике изучаются (даже на профильном уровне) годами позже. Поэтому в нашей книге содержится много вопросов из физики для опережающего обучения. Теоретические вопросы, особенно понятия, мы стараемся сформулировать строго и чётко. Основное внимание уделяем примерам решения задач: лёгких, трудных и очень трудных. Первая группа задач расположена в текстах параграфов при изучении новых тем. Вторая группа задач – в упражнениях в конце каждый главы. Третья группа – это задачи в последней главе. Многие из них предлагались на региональном и заключительном этапах олимпиады по астрономии. Решения задач мы старались адаптировать для школьников с сохранением научности изложения. Создавая эту книгу, мы многое для себя открыли. В феврале 2021 года нам повезло открыть для себя и наших читателей теорему об угловой скорости и радиус-векторе планеты: угловая скорость планеты обратно пропорциональна квадрату её радиус-вектора в любой момент времени. Получилась изящная формулировка II закона Кеплера в стиле III закона Кеплера. Про тёмную материю мы написали, а вот про тёмную энергию пока воздержались. Слишком экзотичны её свойства, чтобы сформулировать в голове её модель. Если Вы хотите виртуозно считать, смотреть на космос далеко за пределы Земли и Солнечной системы, ориентироваться в колоссальной разности температур, давлений и концентраций частиц, то цифровая астрономия – это для Вас. Вы будете ощущать себя гораздо более свободными и мудрыми благодаря разностороннему развитию от занятий астрономией и астрофизикой. В. П. Дельцов
![]() Окончил физический факультет Дагестанского университета в 1971 г. Работал учителем физики и астрономии в лицеях № 3 и № 44 г. Чебоксары, открытых по его инициативе в 1977 и 2003 гг. Заслуженный учитель Чувашии. Почетный работник общего образования России. Участник энциклопедии «Лучшие люди России». Подготовил призера Всесоюзной олимпиады по физике (1991 г.), победителя II Международной олимпиады юниоров по естественным наукам (2005 г.) и более 45 призеров и победителей Всероссийской олимпиады по физике и астрономии. Работа для него была основным удовольствием в жизни, а счастье состояло в радости познания. В учениках он стремился развивать светлый ум, усердие и результативность на основе доброты, скромности и честности.
![]() Окончил аспирантуру Московского физико-технического института (государственного университета). Программист, ведущий системный аналитик в «Лаборатории новых информационных технологий» («ЛАНИТ»). Удостоился дипломов всех степеней на заключительных этапах Всероссийской олимпиады по физике в школе. В качестве хобби участвует в подготовке учащихся к олимпиадам по физике и в работе над созданием учебников для углубленного изучения физики и астрономии. Первостепенное значение придает добросовестной работе, порядочности и самосовершенствованию через углубление знаний и изучение новых технологий. В программировании больше всего любит задачи по оптимизации.
![]() Профессор астрофизики, доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Окончил астрономическое отделение физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; 10 лет работал в Институте космических исследований. Основное направление исследований: теория взаимодействия излучения и релятивистской плазмы в интенсивных космических источниках излучения — квазарах, пульсарах и ядрах активных галактик, мазерных источниках. Работает на физическом факультете МПГУ, читает лекции по астрономии, астрофизике, космологии и др. Занимается теорией и практикой преподавания астрономии в современной школе. Руководит единственной в России аспирантурой по направлению "Методика преподавания астрономии". Под его руководством защищено 6 кандидатских и одна докторская диссертации. Член организационного комитета Всероссийской астрономической олимпиады школьников; председатель жюри творческого тура Международной космической олимпиады (Space Olympic), г. Королев. Автор около 300 научных работ, книг, брошюр, учебников для вузов и школ. Член редколлегии и автор журнала "Физика". В течение 20 лет читал популярные лекции по линии Всесоюзного и Российского обществ "Знание", читал лекции в Московском планетарии.
![]() Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (URSS).
Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г. |