URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. Труды института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН) Обложка Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. Труды института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН)
Id: 31824
Предварительный заказ!  Букинист. 999 р.

Социальные инвестиции российского бизнеса:
механизмы, примеры, проблемы, перспективы. Труды института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН). Т.18

URSS. 2005. 184 с. ISBN 5-484-00273-7.
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей книге автор обобщает российский опыт социального инвестирования со стороны крупного и среднего бизнеса страны. Вводится и поясняется ряд ключевых понятий и терминов, охватывающих тематику корпоративной социальной ответственности и социально ответственного инвестирования, обсуждаются проблемы

измерения социальных инвестиций. Монография содержит обширный обзорный, статистический и аналитический материал, подводящий итоги социально-экономической... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Вместо введения
1Последствия социально-экономической трансформации России: 1990–2005
 1.1.До основанья! А зачем..?
 1.2.Демографические последствия трансформации
 1.3.Ухудшение качества и уровня жизни подавляющего большинства населения России в результате трансформации
 1.4.Катастрофическое снижение уровня доходов и последствия для здоровья населения
 1.5.О влиянии потребления алкоголя и наркотиков на демографический кризис и сверхсмертность
 1.6.До основанья! А затем..?
2Социальные инвестиции бизнеса
 2.1.Концепция. История. Зарубежный опыт. Терминология
 2.2.Два направления – СО-инвестирование и социальное инвестирование
 2.3.Три стратегии социально ответственного инвестирования
  2.3.1.Стратегия А – Отбор или просеивание инвестиционного портфеля (Screening)
  2.3.2.Стратегия Б – Отстаивание интересов акционеров (Shareholder Advocacy)
  2.3.3.Стратегия В – инвестиции в развитие местных сообществ (Community Investing)
 2.4.Перспективы развития СО-инвестирования
 2.5.Возможности развития СО-инвестирования в России
 2.6.Социальное инвестирование
3Механизмы социального инвестирования бизнеса в России
 3.1.Определение механизма социального инвестирования
 3.2.Классификационные признаки механизмов СИ и примеры
 3.3.Морфологическая таблица механизмов социальных инвестиций
4Построение нефондового индекса социальных инвестиций бизнеса в России (случай социального инвестирования)
 4.1.Два проекта создания индекса социальных инвестиций (ИСИ) в 2004 году
 4.2.Две методики построения Индекса СИ
  4.2.1.Комплексный индекс Группы ИЭГ
  4.2.2.Методика измерения индекса социальных инвестиций Группы АМР-ПРООН
 4.3.Проблемы построения ИСИ российского бизнеса
 4.4.Конфликты в случае социального инвестирования и пути их разрешения
Заключение
Литература
Приложение 1. Сайты по тематике социальных инвестиций и корпоративной социальной ответственности
Приложение 2. Результаты исследования социальной ответственности бизнеса в России
Об авторе

Предисловие
top
Моим любимым братьям Валерию, Виталию, Сергею Якимцам, нашим женам, детям и внукам, которые действиями недальновидных политиков Беловежской пущи, вопреки результатам всенародного референдума и нашим желаниям, были разделены между Россией и Украиной.

В течение 2004 г. довольно большая группа специалистов работала над первым национальным докладом о социальных инвестициях бизнеса в России. Помимо 9 российских исследователей, представлявших разные отечественные организации (4 из Ассоциации менеджеров России и по одному от Института системного анализа РАН, Института макроэкономических исследований, Московской межбанковской валютной биржи, Фонда "Институт экономики города", Межрегионального общественного центра "Судебно-правовая реформа") в работе приняли участие два преподавателя из Бизнес-школы Ноттингемского университета (Великобритания).

Эта деятельность осуществлялась в рамках совместного проекта Программы развития ООН и Ассоциации менеджеров России. Основная задача состояла в том, чтобы, используя материалы, накопленные со-авторами и организациями, в которых они трудятся, дать читателю в компактном виде более-менее систематизированное представление о роли отечественного бизнеса в общественном развитии.

В окончательном виде доклад был опубликован в формате А4 на 80 с. Он был разбит на две примерно равные части – содержательно-аналитическую (около 40 с.) и различные приложения (около 30 с.). Первая часть включала описание понятийно-терминологического аппарата, вводила в тематику корпоративной социальной ответственности (КСО), имела сравнительный материал по развитию КСО в Европе, Северной Америке и России, освещала суть проблематики измерений социальных инвестиций в России и связанных с этим методологических и информационных сложностей, а также впервые в России содержала структурированную оценку социальной активности отечественного бизнеса, основанную на предложенной в рамках данного проекта Методике измерения социальных инвестиций российского бизнеса.

В ходе реализации проекта каждым из участников был наработан интересный материал. Однако в силу ограничения на размер публикации никому не удалось в полном объеме использовать эти заготовки. Значительная часть текстов автора также не вошла в опубликованный доклад. Эти материалы, подвергшиеся серьезной переработке, а также дополненные результатами новых исследований, и составили основу данной книги.

Монография состоит из четырех глав.

В первой главе содержится обширный обзорный, статистический и аналитический материал, характеризующей последствия социально-экономической трансформации России за последние пятнадцать лет.

Вторая глава посвящена характеристике темы социального инвестирования бизнеса. Здесь излагаются концептуальные вопросы, вводятся основные определения, выделяются и достаточно подробно описываются два направления: СО-инвестирование и социальное инвестирование. Очерчены проблемы и перспективы развития данного направления в России.

В третьей главе рассматриваются механизмы социального инвестирования (СИ), развитые и используемые российскими предпринимателями. Дана дефиниция механизма социального инвестирования (МСИ). Описаны типологии моделей СИ, предложенные разными авторами. Подробно охарактеризованы классификационные признаки и построена оригинальная классификация МСИ. Приведены примеры.

В четвертой главе изложены подходы к построению Индекса социальных инвестиций, включая и предложенный в ходе реализации указанного выше национального доклада.

Помимо приложений, приводимых в завершении монографии, в отдельных главах содержится много примеров социального инвестирования российских компаний, описанных в материалах Ассоциации менеджеров России, Агентства социальной информации, Фонда "Институт экономики города", представленных на сайтах этих и ряда других организаций (РСПП, "Деловая Россия" и др.). Автор выражает глубокую признательность за возможность использования этих данных.


Вместо введения
top

За последнее десятилетие в России не только выросло число негосударственных некоммерческих организаций (ННКО), но резко увеличилось, по сравнению с организациями, имеющими государственную и муниципальную формы собственности, количество коммерческих организаций (с частной формой собственности).

Крупный и средний бизнес России сегодня находятся в динамичной фазе своего развития. Пройдены этапы первоначального накопления капитала. Завершены сделки ваучерной и залоговой приватизации. В основном прекращены корпоративные войны. Создан скелет более-менее цивилизованной нормативной и правовой базы. Сложились устойчивые команды (особенно на крупных предприятиях). Многие постсоветские компании стали сами по себе брендами, признанными в мире (Газпром, Лукойл, Норникель, Северсталь и т.д.). Сформировались бизнес – союзы, – альянсы и – ассоциации, призванные защищать и отстаивать интересы предпринимателей из разных отраслей и коммерческого сектора в целом.

Кроме того, население страны – в растущем большинстве – стало спокойнее относиться к итогам приватизации, понимая, за исключением ярых политиканов, что на новый передел собственности, из каких бы соображений он ни происходил, экономика страны и, что важнее, уровень жизни простых граждан среагируют негативно.

В такой обстановке и крупные и средние российские бизнесмены, особенно те, чей бизнес не только имеет хоть какую-то долю экспортно-импортной ориентации, но и стремится сформировать стабильные внутренние рынки, все сильнее осознают значимость улучшения социально-экономических показателей развития России. Практически все из них отвергают образ "цветущего оазиса" своего бизнеса на фоне "выжженной пустыни" территории пребывания своих компаний. И – по-разному – стремились и стремятся сделать вклад в улучшение социально-экономического положения своих сотрудников, населения территории, уязвимых слоев граждан.

Естественно, что делают они это каждый по-своему.

Одни – постоянно откликаются на призывы регионального и местного руководства помочь в решении тех или иных проблем, перечисляя запрашиваемые средства или оказывая техническую или иную помощь.

Другие, беспокоясь об эффективности использования вложенных средств, начинают создавать и применять структурированные и прозрачные механизмы межсекторного социального партнерства, организуя конкурсные схемы поддержки социально-значимых проектов, подписывая соглашения о социальном партнерстве с местными властями, образуя именные фонды развития местного сообщества и т.д.

Третьи, прошедшие упомянутый выше опыт социально-значимого инвестирования, начинают всерьез разбираться с зарубежными моделями социально ответственного бизнеса, корпоративного гражданства и корпоративной социальной ответственности, пытаясь осмыслить возможность построения российских аналогов. Так, в стане российских корпораций появились компании, выработавшие и принявшие кодексы корпоративной этики. Так, под эгидой Ассоциации менеджеров России родилась идея разработки и реализации Социальной программы российского бизнеса. Корпорации, разделяющие цели и задачи этой программы, стали упорядочивать создание и осуществление своих внутренних корпоративных, а также внешних социальных программ.

Естественный вопрос, возникающий в связи с этим – Кому и зачем это надо?

Обыватели, злопыхатели и политиканы, как правило, отвечают на этот вопрос просто – эти бизнесмены хотят обелить себя в глазах населения. Более грамотные говорят – Это есть ничто иное, как PR-активность бизнеса.

Как это ни странно звучало бы, но в таких ответах есть доля истины. Ведь действительно же те предприниматели, которые расходуют достаточно большие средства на внутренние корпоративные социальные программы, на оказание поддержки действиям власти по решению проблем социальной сферы, на различные благотворительные и спонсорские акции, наконец, хотели бы, чтобы население было осведомлено о такой стороне их деятельности. И такое публичное освещение "социальной" стороны деятельности российских компаний на местном, региональном и федеральном уровнях должно быть устроено цивилизованным образом, а не так, как это имеет место сегодня.

Но, как мы полагаем, эта социальная активность корпораций и отдельных бизнесменов не ограничивается такими – краткосрочными и прагматичными намерениями.

Наш опыт изучения процессов разработки и реализации социальных программ российских корпораций, общение с представителями крупных и средних компаний на конференциях и мероприятиях, организованных Ассоциацией менеджеров в 2002–2005 гг., позволяют сделать иной вывод. Он состоит в том, что в сообществе отечественных бизнесменов идет осознанный поиск приемлемой для нашей страны модели корпоративной социальной ответственности, которая имела бы позитивные стратегические последствия для социально-экономического развития страны в целом, российского коммерческого сектора и конечно же для граждан России.

Лучшие представители отечественного бизнеса всерьез решили разобраться с непростой проблемой, имеющей непосредственное отношение к теме корпоративной социальной ответственности, корпоративного гражданства, а также к вопросу о роли и вкладе бизнеса в социально-экономическое развитие страны. Постепенно приходит понимание того, что это направление, как и любой другой вид корпоративной деятельности, требует системного подхода. От разовых благотворительных проектов следует переходить к созданию целостной системы взаимодействия с обществом: инвестировать средства в развитие регионов (особенно в местах пребывания компаний), менять систему отношений внутри компании, вести целенаправленную работу со СМИ и вместе с государственными органами участвовать в решении социальных вопросов различных общественных групп. Мировая практика свидетельствует, что бизнес может и должен решать проблемы общества – грамотная социальная стратегия приносит определенные дивиденды и обществу, и корпорации.

В последние годы происходит процесс переосмысления понятия социальной ответственности бизнеса и связанных с ним новых для России терминов – корпоративная социальная ответственность, корпоративное гражданство, социальные инвестиции бизнеса.

Естественно, что этот дискурс ведется с максимальным использованием языка, принятого в бизнес-среде.

В частности, в последнее время в России широкое распространение получил термин "социальные инвестиции". Нередко его ассоциируют с понятием "социально ответственные инвестиции". Это калька с английского языка, за которой скрываются несколько различных по смыслу и по содержанию понятий, так или иначе связанных с концепцией социально ответственного инвестирования:

Определение

"Социально ответственное инвестирование (socially responsible investing, social investing, socially aware investing, ethical investing, mission-based investing, natural investing) – процесс принятия инвестиционных решений, учитывающий в рамках традиционного финансового анализа социальные и экологические последствия инвестиций. В его основе лежит изучение и выделение в качестве приемлемых объектов для инвестирования компаний, удовлетворяющих определенным критериям корпоративной ответственности (corporate social responsibility), под которой понимается открытая и прозрачная деловая практика, базирующаяся на этических ценностях, уважении к своим сотрудникам, акционерам и потребителям, а также заботе об окружающей среде".

Как следует из приведенной цитаты в английском языке существует несколько, строго говоря, различающихся по смыслу терминов.

Нам представляется существенным прежде всего разобраться с ключевыми словами и словосочетаниями, которые используются в рамках корпоративного управления.

Перечень ключевых терминов, понятных и принятых в деловом сообществе, в широком смысле слова связан с процессом принятия инвестиционных решений, с оценкой эффективности инвестиционных проектов.

Поэтому, приближаясь к уточнению сути пока загадочного понятия "социальные инвестиции", начнем с краткой характеристики таких ключевых терминов как (далее будем называть этот перечень списком А):

  • инвестиции;
  • различные типы (виды) инвестиций – капитальные вложения, финансовые инвестиции, реальные инвестиции, прямые инвестиции, портфельные инвестиции и пр.;
  • классификации инвестиций;
  • инвестирование (решение об инвестировании);
  • инвестор;
  • инвестиционный проект;
  • значимость инвестиционного проекта;
  • категории значимости проектов;
  • реализуемость и эффективность инвестиционных проектов;
  • экономическая эффективность инвестиционных проектов, ее виды и показатели;
  • общественная (социально-экономическая) эффективность инвестиционных проектов и ее показатели;
  • коммерческая эффективность инвестиционных проектов и ее показатели;
  • эффективность участия в инвестиционном проекте;
  • принципы оценки инвестиций.
  • Прояснив смысл и суть указанных понятий, можно будет, переходя к главному для нас термину "социальные инвестиции" не только позиционировать его место среди обычных и принятых в среде бизнесменов-практиков и теоретиков предпринимательства понятий, но и выделить (наверное, скорее наметить) общее и особенное.

    При этом можно пойти следующими тремя путями:

    1. Исследовать, как происходит изменение или уточнение смысла понятия "инвестиции", когда к нему добавляется слово "социальные", исходя из того, что первое из них (инвестиции) является ключевым;

    2. Изначально принять за основу новое словосочетание "социальные инвестиции" и по отношению к нему применить термины из вышеприведенного списка;

    3. Доказать, что "социальные инвестиции" – это совершенно самостоятельное понятие, имеющее отношение не только к принятию инвестиционных решений относительно развития и управления тем или иным бизнесом, связанных с социальной сферой, но и к тематике взаимоотношений корпораций с ключевыми и прочими заинтересованными лицами (stakeholders) в области выработки и реализации внутрикорпоративной социальной политики и территориальной (региональной, местной, др.) социальной политики, не относящейся напрямую к сфере компетенции компании, но затрагивающей интересы ключевых заинтересованных лиц корпорации и, значит, косвенно, и интересы самой корпорации.

    Строго говоря, каждый из трех вариантов имеет право на существование. Не отдавая пока предпочтения ни одному из них, разберемся сначала со списком А.

    1. Инвестиции

  • "1. Приобретение средств производства, таких как машины и оборудование, для предприятия, с тем чтобы производить товары для будущего потребления. Обычно такое приобретение называется капитальными вложениями (capital investment)". "2. Приобретение активов (assets), например ценных бумаг (security), произведений искусства, депозитов в банках или строительных обществах и т.п., прежде всего в целях получения финансовой отдачи в виде прибыли или увеличения капитала. Такой вид финансовых инвестиций (financial investment) есть средство сбережения";
  • "использование денег для извлечения дохода, или достижения прироста капитала, либо для того и другого";
  • "долгосрочные вложения капитала в материальное производство (в расширение существующего производства, в его модернизацию, в капитальный ремонт, в новое производство, в том числе посредством ценных бумаг. При этом выделяют:

    реальные инвестиции – вложения капитала в реальные активы, т.е. непосредственно в средства производства (производственные мощности предприятий материальной сферы, включая недвижимость, строительство) и предметы потребления;

    финансовые инвестиции – вложения капитала в ценные бумаги предприятий сферы материального производства, а также помещения капитала в банковские учреждения;

    интеллектуальные инвестиции – вложения капитала в производство путем покупки патентов, лицензий, ноу-хау, оплаты НИОКР, финансирования подготовки и переподготовки персонала".

  • "Реальные (капиталообразующие) инвестиции – это средства, направляемые на увеличение основных средств и/или оборотного капитала с целью последующего возможного получения каких-либо результатов (чаще всего – дохода)". "Прямые инвестиции – это инвестиции в данное предприятие, объем которых составляет не менее 10% акционерного капитала этого предприятия". "Портфельные инвестиции – это инвестиции в ценные бумаги данного предприятия, объем которых составляет менее 10% акционерного капитала". Прочие инвестиции – это инвестиции, не связанные с предприятием (вложения капитала в ГКО, ОФЗ и пр.).
  • 2. Имеются и иные классификации инвестиций:

  • "по государственной принадлежности инвестора (внутренние инвестиции, иностранные инвестиции);
  • по организационно-правовой форме инвестора (государственные инвестиции, муниципальные инвестиции, инвестиции юридических лиц, инвестиции физических лиц);
  • по размещению объекта инвестирования (инвестиции в NНю область, инвестиции в экономику России, инвестиции в экономику страны X и т.п.);
  • по характеру объекта инвестирования (инвестиции в здания, инвестиции в оборудование, инвестиции в нематериальные активы и т.п.);
  • по степени влияния инвестирования на управление предприятием (инвестиции, обеспечивающие полную собственность инвестора на объект инвестирования; инвестиции, обеспечивающие частичную собственность, но полный контроль над управлением объектом инвестирования; инвестиции, не позволяющие контролировать управлением объектом инвестирования, и т.п.)".
  • 3. Инвестирование

    "есть акт вложения денежных средств (именуемых инвестициями) с целью получения дохода в будущем";

    "представляет собой акт обмена сегодняшнего удовлетворения определенной потребности на ожидание удовлетворить ее в будущем с помощью инвестированных благ"

    4. "Инвестиционный проект – проект, предусматривающий (в числе других действий) осуществление инвестиций".

    5. "Инвестор – участник инвестиционного проекта, в числе действий которого предусмотрено осуществление инвестиций".

    6. "Значимость инвестиционного проекта определяется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из (внутренних или внешних) рынков: финансовых, товаров и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку".

    7. Категории значимости инвестиционных проектов

    "В зависимости от значимости проекты подразделяются на:

  • глобальные (global), реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;
  • народнохозяйственные (national), реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране и не оказывает существенного влияния на ситуацию в других странах;
  • крупные или крупномасштабные (large-scale), реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны, на цены отдельных ресурсов, но не оказывает существенного влияния на ситуацию в других регионах или отраслях и на цены других ресурсов;
  • локальные (local), реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках".
  • 8. Реализуемость и эффективность инвестиционных проектов

  • "Говорить об эффективности проекта можно лишь, когда содержащаяся в проектных материалах информация подтверждает реализуемость проекта. Реализуемость проекта может оцениваться с разных точек зрения – технической, технологической, оборонной, экологической и т.п... Финансовая реализуемость (financial feasibility) – свидетельство наличия финансовых возможностей реализации проекта. Финансовая реализуемость имеет место при достаточных объемах финансирования инвестиционного проекта"..."В общем случае эффективность проекта, в том числе инвестиционного, – это категория, выражающая соответствие результатов и затрат проекта целям и интересам его участников, включая в необходимых случаях государство и население".
  • 9. Экономическая эффективность инвестиционных проектов, ее виды и показатели

    "Как категория эффективность проекта имеет много разных видов. В общем случае она включает:

  • экономическую эффективность, отражающую соответствие затрат и результатов проекта целям и интересам его участников в денежной форме;
  • социальную эффективность, отражающую соответствие затрат и социальных результатов проекта целям и социальным интересам его участников (включая государство и общество);
  • экологическую эффективность, отражающую соответствие затрат и экологических результатов проекта целям и интересам государства и общества;
  • оборонную эффективность, отражающую соответствие затрат и результатов проекта интересам безопасности страны".
  • "Эффективность проекта в целом подразделяется на общественную (социально-экономическую) и коммерческую. Показатели общественной эффективности проекта учитывают допускающие стоимостное измерение последствия осуществления инвестиционного проекта для рассматриваемой общественной системы, включая затраты и результаты в смежных областях, в предположении, что все результаты инвестиционного проекта используются этой общественной системой и за счет ее ресурсов производятся все затраты, необходимые для реализации проекта. Показатели коммерческой эффективности проекта в целом учитывают финансовые последствия его осуществления для реализующей его коммерческой структуры и определяются в предположении, что все необходимые для реализации проекта затраты производятся за счет ее средств". 10. Эффективность участия в инвестиционном проекте

    "Эффективность участия в проекте может определяться по отношению к различным типам участников:

  • эффективность участия предприятий в реализации проекта;
  • эффективность проекта для акционеров акционерных предприятий – участников инвестиционного проекта;
  • эффективность (инвестиций) для структур более высокого уровня по отношению к предприятиям – участникам проекта (народного хозяйства, регионов, отраслей);
  • бюджетная эффективность проекта, отражающая эффективность проекта с точки зрения бюджетов различных уровней".
  • Этот краткий терминологический обзор убедил нас в том, что первый из подходов к уточнению понятия "социальные инвестиции" вряд ли приемлем. Скорее всего, мы, так или иначе, будем действовать в формате второго и третьего подхода, имея в виду дефиниции, приведенные выше.

    Цели и задачи монографии:

  • дать краткий анализ социальных последствий российской трансформации за последние 15 лет;
  • описать процессы социального инвестирования и социально ответственного инвестирования;
  • изложить подходы к выстраиванию модели социального инвестирования российским бизнесом;
  • дать анализ механизмов социального инвестирования в России;
  • обрисовать подходы к построению индексов социальных инвестиций российских компаний;
  • проанализировать особенности социально-ответственного поведения российских бизнес-структур;
  • привести примеры работающих в России механизмов социального инвестирования;
  • описать типологии механизмов.

  • Об авторе
    top
    Якимец Владимир Николаевич – доктор социологических наук, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН, зам. зав. кафедрой "Управление развитием высоких и информационных технологий" МФТИ, профессор Государственного университета управления, специалист в области многокритериальной оптимизации, методологии экспертных оценок, моделирования сложных социально-экономических и экологических систем, теории и методов межсекторного взаимодействия, корпоративной социальной ответственности, управления социальными программами компаний.

    Автор более 450 публикаций, 16 монографий, 6 учебников и учебно-методических пособий, 19 брошюр, около 350 научных статей в отечественных и зарубежных изданиях. Автор 6 изобретений. Научный редактор и соавтор "Ядерной энциклопедии" (1996).

    Опубликованные им монографии и книги, изданные в со-авторстве, включают: "Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем" (1986), "Социальное партнерство" (1996), "Социальная реформа: путь к гражданскому обществу" (1997), "Гражданские инициативы и будущее России" (1997), "Смутные времена социальной политики в России" (1999), "Межсекторные взаимодействия в России. Настольная книга-1999", "Особенности социального партнерства в индустриальном регионе России" (2000), "Гражданское общество в реформируемой России" (2002), "Управление социальными программами компании" (2003), "Межсекторное социальное партнерство" (2004), "Теория и практика межсекторного социального партнерства в России" (2004), "Доклад о социальных инвестициях в России" (2004).

    В.Н.Якимец читает лекции и спецкурсы студентам Факультета государственного управления МГУ им.Ломоносова, Факультета проблем физики и энергетики МФТИ, а также студентам Государственного университета управления.

    Лауреат премии Ленком в области науки и техники за 1978 г. По указу Президента РФ трижды удостаивался Государственной научной стипендии. В 1997 г. награжден медалью РФ "В память 850-летия Москвы". В 2001 г. награжден орденом Дружбы Республики Казахстан. Один из основателей и член Центра экологической политики России, член Совета Ассоциации "Профессионалы за сотрудничество", эксперт ряда отечественных и зарубежных организаций.