Рекомендуемые маршруты чтения:
Глава 1, Глава 2 (2.1.1.1, 2.1.2.1, 2.2.1), Глава 3 (3.1.1, 3.1.2, 3.2.1). Глава 4 (4.1, 4.2.1), Глава 5 (5.1, 5.2), Глава 6 (6.1, 6.4), Глава 7 (7.1).
Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4 (4.1, 4.2, 4.3.3, 4.3.4), Глава 5, Глава 6 (6.1, 6.2, 6.4).
Глава 3, Глава 4, Глава 6, Глава 7, Дополнительные главы Д.1 и Д.2.
1.4; 2.2; 4.3.4; 5.3; 5.4; 6.4; 7.5. ![]() Кандидат физико-математических наук (1984), доцент (1991). В 1973 г. окончил МВТУ имени Н. Э. Баумана по специальности «физико-энергетические установки», в 1977 г. — механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1981 г. — аспирантуру по теоретической физике при МАИ имени С. Орджоникидзе. С 1981 г. по настоящее время — преподаватель МАИ.
Области научных интересов: классическая теория гравитации, псевдоклассическая механика над алгеброй Грассмана, уравнения движения протяженных объектов и частиц со спином во внешних электромагнитных и гравитационных полях и их связи с квантово-механическими уравнениями, композитные суперсимметричные модели фундаментальных частиц, математические модели времени. Автор ряда учебных пособий и монографий, среди которых «Введение в суперсимметричную механику» (совместно с В. В. Чередовым), «Новая школьная энциклопедия. Т. 3: Вещество и энергия» (группа авторов), «Вторжение в физику» (9 книг), «Геометрия пространства-времени и классическая механика» (совместно с В. И. Бабецким), «Тензорный анализ», «Векторы, тензоры, спиноры, твисторы, дженоры… Поиск первичного геометрического элемента» (URSS), «Супервремя: Новое следствие суперсимметрии» (URSS), «Уравнения Максвелла — вершина классической физики» (URSS), «Физика — генератор прогресса: От небесной механики до космического лифта, от демона Максвелла до квантовых чудес» (URSS), «Физика и красота» (URSS), «Современные физические теории времени» (URSS), «Методы суперсимметричной механики» (URSS), «Самая красивая теория: Можно ли не влюбиться в теорию относительности?» (URSS), «Элементы физики элементарных частиц» (URSS). Хобби — история и культура Китая. ![]() Ученик Ю. Р. Мусина. Математическое образование получил на факультете прикладной математики в Московском авиационном институте и на механико-математическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы: гомологическая алгебра, геометрия супермногообразий, некоммутативная алгебра, теория пучков, теория категорий, применение математических подходов в консервативном и феноменологическом анализе философии и психиатрии. Автор книги «Расширенная психологическая среда. Философия, анализ и метод».
![]() Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».
Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем. Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов». За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете. Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования. Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому». |