URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Цыбова И.А.; Челпанов Г.И. КОМПЛЕКТ: 1. Знакомство с ЯЗЫКОЗНАНИЕМ: Путеводитель по ВОСХИТИТЕЛЬНОМУ МИРУ ЛИНГВИСТИКИ. 2. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти Обложка Цыбова И.А.; Челпанов Г.И. КОМПЛЕКТ: 1. Знакомство с ЯЗЫКОЗНАНИЕМ: Путеводитель по ВОСХИТИТЕЛЬНОМУ МИРУ ЛИНГВИСТИКИ. 2. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти
Id: 318062
699 р.

КОМПЛЕКТ:
1. Знакомство с ЯЗЫКОЗНАНИЕМ: Путеводитель по ВОСХИТИТЕЛЬНОМУ МИРУ ЛИНГВИСТИКИ. 2. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти

URSS. 2024. 296 с.
  • Мягкая обложка

Аннотация

1. Знакомство с ЯЗЫКОЗНАНИЕМ: Путеводитель по ВОСХИТИТЕЛЬНОМУ МИРУ ЛИНГВИСТИКИ. (Язык и мышление. Семиотика. Речь. Классификации языков. Уровни структуры языка. Письмо. Психолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика. Коммуникация. Когнитивная лингвистика. Терминоведение. Переводоведение. Методы изучения языка). Мягкая обложка. 144 стр.

Предлагаемая читателю книга — краткий экскурс по разнообразным темам лингвистики: от вопросов языка... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение. Что такое язык. О происхождении языка6
1. Сущность и функции языка
Язык и мышление ● Язык как знаковая система ● Семиотика ● Языковой знак ● Асимметрия языкового знака ● Язык — общественное явление10
2. Язык (langue), речь (parole), речевая деятельность (langage)
Синхрония и диахрония ● Парадигматические и синтагматические отношения18
3. Классификации языков. Языковые универсалии. Лакунарность и потенциальность22
4. Уровни структуры языка
Фонетика и фонология ● Морфология ● Грамматическая категория ● Части речи ● Слово как лексический знак ● Словообразование ● Морфемный и словообразовательный анализ ● Словообразовательный синтез ● Синтаксис ● Тема и рема ● Семантика ● Сигнификативное, денотативное, коннотативное значения слова ● Семантические поля ● Компонентный анализ35
5. Письмо. Типы письма56
6. Психолингвистика. Социолингвистика. Нейролингвистика61
7. Коммуникация
Коммуникативные схемы ● Высказывание (процесс — énonciation и результат — énoncé) ● Два типа высказывания ● Пресуппозиция ● Подразумеваемое (sous-entendu) ● Контекст лингвистический и экстралингвистический ● Текст и дискурс ● Характеристики текста ● Прагматика ● Речевые акты69
8. Основные понятия когнитивной лингвистики
Концепт и концептуализация ● Категория и категоризация ● Прототип ● Инференция ● Когнитивно-дискурсивная парадигма80
9. Терминоведение
Предмет ● Методы ● Структура92
10. Переводоведение
Предмет ● Методы96
11. Соотношение между лингвистикой и методикой обучения языкам98
12. Методы изучения языка100
Приложение 1 Генеалогическая классификация языков102
Приложение 2 Схема размещения языковых семей и объединений110
Приложение 3 Примеры разных типов письма112
Приложение 4 Развитие письменности124
Библиография130

Введение
top
Что такое язык. О происхождении языка

Язык интересовал ученых еще со времен глубокой древности, и этому есть множество примеров: описание грамматики шумерского языка 4000 лет назад, лингвистические традиции древней Индии и античной Греции (Платон, Аристотель — IV в. до н. э.), труды арабских лексикографов в Средние века, достижения науки в эпоху Возрождения и век Просвещения.

Что такое язык? Является ли он таким же естественным биологическим феноменом как, например, ходьба? Судьба детей, выросших вместе с животными — без социализации, позволяет ответить на этот вопрос отрицательно, т. е. Маугли, к сожалению, вернувшись в человеческое общество, не смог бы уже овладеть человеческим языком, так как время (от 2 до 7 лет) уже прошло. Можно привести также в пример Ивана Антоновича, сына императрицы Анны Леопольдовны, который, находясь с младенчества в тюрьме, не имел возможности начать говорить. Следовательно, язык, вопреки мнению Р. Декарта и Н. Хомского, не свойственен человеку от рождения, но приобретается в человеческом обществе в процессе общения индивидов. Поэтому языкознание является общественной наукой. Языкознание связано с такими общественными науками, как филология (литературоведение), история , этнография, археология, антропология, психология, философия, социология, а также с некоторыми естественными науками: физиологией, акустикой, математикой, логикой, информатикой, семиотикой. «Языкознание — это научное изучение человеческого языка» [Martinet 1961: 9].

Вопрос о происхождении языка поднимался неоднократно. Лейбниц, Руссо, Нуаре, Леви-Стросс предлагали различные версии появления языка . Поскольку язык возник в обществе и одна из главных его функций — коммуникативная, то наиболее адекватной представляется теория происхождения языка, предложенная Ф. Энгельсом: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» [Энгельс 1952: 135]. Таким образом, возникновение языка вызвано необходимостью общения в процессе труда. Однако, отображая картину мира, человеческий мозг вырабатывает понятия и концепты, придавая им языковую форму и выполняя тем самым когнитивную функцию языка. Следовательно, становление языка связано с развитием мышления у человека.

Исследователи коммуникативной системы человекообразных обезьян отмечают, что «языковое поведение антропоидов — это некий „прото-язык“» [Зорина 2008: 166]. Однако «язык говорящего антропоида качественно уступает полноценному человеческому языку» [Кошелев 2008: 213], «большинство авторов не спешат приписать наличие естественной языковой системы даже таким высокосоциальным животным, как приматы и дельфины» [Резникова 2008: 311]. Однако ни один из общающихся приматов не владеет языком, похожим на человеческий. В их языке отсутствуют сложный синтаксис и интенциональность, т. е. способность говорить о вещах абстрактных, о прошлом или будущем [Le langage 2010: 119]. «Полноценный язык возник в промежутке между 100 и 150 тыс. лет назад у Homo sapiens sapiens» [Черниговская 2008: 403].


Об авторах
top
photoЦыбова Ирина Александровна
Доктор филологических наук, профессор МГИМО МИД Российской Федерации. Признанный специалист в области лексикологии французского языка. Во время работы в Университете г. Шецин (Польша) в 1999–2005 гг. читала на французском языке курсы лекций по введению в языкознание, общему языкознанию, лексикологии и истории французского языка, истории Франции, сопоставительной грамматике французского и польского языков, введению в литературоведение.

И. А. Цыбова — автор более 180 научных работ, в том числе 5 монографий и 14 пособий. 32 ее работы были опубликованы за рубежом. Она была официальным оппонентом на защите трех докторских и пяти кандидатских диссертаций, участвовала в качестве докладчика во многих международных конференциях и в XXIV Международном конгрессе по романскому языкознанию и филологии (Великобритания, 2004).

photoЧелпанов Георгий Иванович
Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.

Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие.