Об Ориентационном подходе Йорама Кауфманна я услышала от американского аналитика, основателя Института Ассизи (Assisi Institute) Майкла Конфорти. Мне захотелось узнать о нем побольше, и я не раздумывая купила книгу «The Way of the Image. The Orientational Approach to the Psyche». Книга, как и сам метод, оказалась очень компактной — я прочитала ее за выходные. И сразу же возникло желание перевести ее на русский язык — настолько Ориентационный подход показался мне тем, что называется «гениальной простотой». Но хочу сразу оговориться: я совершенно единодушна с автором в том, что эта простота обманчива, потому что она требует широкого кругозора, ювелирной точности работы с образами, смирения и беспрекословного поклонения Объективной Психе в юнгианском понимании. Тем не менее я была абсолютно уверена, что и книга, и сам подход найдут своих читателей в России. Я не профессиональный переводчик, но какой-то внутренний толчок заставил меня отложить все дела и заняться переводом этой книги. Но прежде мне захотелось узнать больше о жизни самого автора. К сожалению, Йорам Кауфманн ушел из жизни в 2009 году. Но остались его ученики и последователи, беседы с которыми помогли мне еще лучше понять личность этого неординарного аналитика. Каждое интервью все больше приоткрывало дверь в Ориентационный подход и позволяло еще лучше понять то, что сам Йорам Кауфманн называл «кристаллизацией» идей Юнга об Объективной Психе. Выражаю особую благодарность американскому аналитику Дэвиду Роттману, ученику и преданному последователю своего учителя, который поведал мне историю создания книги: «В 2008 году мне приснился сон, что Йорам Кауфманн не дал мне что-то, что должен был дать. Я рассказал ему об этом сне, и он ответил, что единственное, что приходит ему в голову, это лекционные записи. И он мне их отдал. Я сказал, что из них необходимо сделать книгу. Мы вместе работали над книгой около шести месяцев. У него тогда диагностировали рак поджелудочной железы четвертой стадии, поэтому мы спешили. Я попросил его дописать некоторые главы, и он передал мне эссе об ангелах. С главой „Что я говорю (и что — нет)“ у нас возникли некоторые трудности, я настаивал: „Читателям нужны положительные примеры того, о чем вы говорите“. На что он ответил: „Мне сейчас ничего не приходит в голову“. Тогда я сказал: „Я сам напишу их, это непременно вызовет у вас какую-то реакцию, и тогда вы сможете написать то, что необходимо“. Он согласился: „Хорошо, давайте попробуем так“. Я написал несколько положительных примеров, и он сказал: „Все это очень хорошо, но я ничего не хочу из этого использовать“. А потом взял и написал свои положительные примеры. Его самочувствие все ухудшалось, поэтому я позвонил в типографию и сказал: „Если вы не поставите эту книгу в приоритет на производство, это будет преследовать вас всю оставшуюся жизнь! Человек умрет, так и не увидев свой труд“. Они сказали: „Хорошо-хорошо, сделаем, раз дела обстоят так критично…“ Они поставили книгу первой на верстку и печать, и за восемь дней до смерти Йорам держал ее в руках. Накануне смерти он увидел рекламу „The Way of the Image. Orientational Approach to the Psyche“ на Amazon и сказал: „С публикацией этой книги моя профессиональная миссия завершена. К тому же я 40 лет прожил с женщиной, которую люблю. Кому еще так повезло? Я спокоен, я умиротворен“. Он умер на следующий день». Когда я перечитываю эти строки, у меня снова стоит комок в горле, я не могу сдержать слез. Все мы хотим оставить свой след в истории, такова природа человека. Но еще ценнее, когда твои идеи продолжают жить и помогать другим людям сделать свою жизнь лучше. Не обязательно счастливой, потому что счастье — это очень субъективно. Скорее, наполненной смыслом. То, что Ориентационный подход помогает сделать жизнь осознанной и гармоничной, — это факт, проверенный на множестве примеров реальных пациентов в разных странах. А значит, он достоин того, чтобы о нем узнало как можно больше заинтересованных и неравнодушных людей и в России. Лилия Куликова, аналитический психолог Москва — Кипр, 2019 г
Кауфманн Йорам
Родился в Тель-Авиве. Его родители бежали из нацистской Германии в 1936 г., чудом избежав ужасов Холокоста, и обосновались в Палестине. Был очень способным ребенком, обладающим феноменальной памятью; например, английский язык выучил, слушая программы британской радиовещательной компании Би-Би-Си. Причем, как вспоминают его коллеги и ученики, уровень владения языком был настолько высок, что о том, что английский не является его родным языком, можно было догадаться только по своеобразному акценту. Получив образование в области теоретической физики в Университете Бар-Илана, несколько лет работал по специальности в Израиле, пока не познакомился с трудами выдающегося швейцарского психолога Карла Густава Юнга. Осознав, что его истинное призвание — психология, отправился в США, где получил степень доктора философии по клинической психологии в Нью-Йоркском университете одновременно с продолжением своей аналитической подготовки в Институте К. Г. Юнга. Целью всей его жизни была «кристаллизация» идей Юнга, которая стала основой для создания его собственного ориентационного подхода. Был многосторонне увлеченным человеком: прекрасно разбирался в классической музыке, в течение многих лет изучал мастерство владения голосом с известным вокальным тренером Джозефом Раффом, плавал с дельфинами, разводил орхидеи и был настоящим гурманом. Ему повезло встретить прекрасную женщину, пианистку, психолога, которая стала его женой. Он не дожил несколько месяцев до своего 70-летия. За день до своей смерти Йорам сказал другу: «С публикацией книги „Путь образа. Ориентационный подход к психе“ моя профессиональная миссия завершена. К тому же, я прожил 40 лет с женщиной, которую всегда любил и люблю. Кому еще дано больше? Я готов и умиротворен».
Челпанов Георгий Иванович Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.
Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие. |