URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Купарашвили М.Д. Семь лекций по систематической философии Обложка Купарашвили М.Д. Семь лекций по систематической философии
Id: 317950
499 р.

Семь лекций по систематической философии

2024. 120 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Учебное пособие представляет собой краткое изложение основных тем систематической философии, читаемой на разных факультетах в рамках общеобразовательного курса. Изложенная в учебнике тематика раскрывает особенности философского знания, его специфику и демонстрирует востребованность этого знания в повседневной и профессиональной жизни любого человека. Основной упор в лекциях делается на формирование методологии мышления через знакомство... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Предисловие6
Тема 1. Предмет и специфика философского знания8
1. Основные вопросы8
2. Системы ценностей9
3. Специфика философского знания11
4. Функции философии13
Необходимо знать!18
Литература к семинарскому занятию21
Тема 2. Бытие как фундаментальная категория философии22
1. Формы бытия24
2. Проблема субстанции в философии25
3. Движение как неоднородный способ связи29
4. Амбивалентность пространства и времени31
5. Отражение как взаимопроникновение37
Необходимо знать!38
Литература к семинарскому занятию42
Тема 3. Сущность и происхождение сознания43
1. Сравнительный анализ: психика, мышление, сознание44
2. Свойства сознания46
3. Возникновение сознания в филогенезе46
4. Возникновение сознания в онтогенезе48
Необходимо знать!51
Литература к семинарскому занятию54
Тема 4. Полная структура познавательной деятельности55
1. Структура познавательной деятельности59
2. Мышление60
3. Сферы познания64
4. Форматы мышления65
5. Истина и критерии истинности68
Необходимо знать!72
Литература к семинарскому занятию77
Тема 5. Философская антропология78
1. Что нам известно о себе?78
2. Креационизм. Божественное происхождение80
3. Теория Дарвина (эволюция) плюс теория трудовой деятельности Ф. Энгельса81
4. Инопланетная версия (панспермия)82
5. Сущность человека83
6. Понятие личности и свобода87
7. Свобода как богоподобие89
Необходимо знать!90
Литература к семинарскому занятию94
Тема 6. Социальная философия95
1. Экономическая подсистема96
2. Социальная подсистема97
3. Политическая подсистема101
4. Духовная подсистема102
Необходимо знать!105
Литература к семинарскому занятию108
Тема 7. Культура и цивилизация109
1. Функции культуры111
2. Цивилизация и ее виды112
3. Виды цивилизаций113
4. Противоречия современной цивилизации115
Необходимо знать!117
Литература к семинарскому занятию119

Предисловие
top
Молодые люди, поступающие как на естественные, так и гуманитарные факультеты, имеют весьма смутное представление о роли философских размышлений в их собственной жизни. Философское знание, которое не совпадает с определенной суммой теоретического и фактуального материала в ограниченной области, плохо распознается как предмет представления и научной рефлексии. В действительности редкий человек не расположен к философствованию, так как вопросы о «чтойности» мироздания, о путях попадания человека в него: откуда и куда «я» идет — неизменно сопровождает даже самое «заурядное» индивидуальное бытие. Доморощенная философия нередко выступает основанием более серьезного отношения не только к философии, но и ответственного отношения к собственному способу существования.

Постсоветская, модная, современная западная интерпретация специфики философского знания как живого, противопоставляет его к сумме готовых знаний в других дисциплинах. Философия не обладает подобной суммой, так как не содержит готовых стереотипов и образцов. В ней знания настолько живые, что при фиксации в тексте они сразу умирают, что живая философия — это всегда живые рассуждения учителя с учеником, что философии нельзя учить в вузах, что на философа нельзя учиться. Указанный контекст отношения к философии рождает множество почти риторических вопросов: как назвать огромное наследие философских систем и концепций, если это не сумма готовых знаний? Разве это не готовые философские модели стереотипов и образцов рассуждений и размышлений древних и не очень древних авторов? Почему фиксированные в мертвых языках философские мысли до сих пор имеют чрезвычайную ценность? Что может помешать с ними знакомиться, научиться их анализировать, кроме установки на то, что философское знание должно быть только «живым»? Может ли философ их не знать и каждый раз начинать с нуля? В вузах философов не делают, это правда, но в этом смысле, в вузах и математиков не делают. Если исходить из того, что любой философ должен быть Сократом, чтобы называться философом, то Г. Перельман может считаться единственным математиком за последнее столетие! Так почему же на математика все-таки можно учиться? Философии вполне можно учить, а вот философами, как и физиками и математиками становятся по другим параметрам!

Безусловно, философия требует со-участия с экзистенциальными началами человечности, со-отнесение собственной самости с идентичностью совокупного человечества, однако для трансцензуса в более сущностные пласты человеческого бытия необходим орудийный аппарат, средства, механизмы, которые позволят совершить подобный интеллектуальный эксперимент, а эти вещи вполне поддаются трансляции и обучению. Несмотря на то, что научный статус философии весьма сомнительный с точки зрения современных критериев научности, в качестве вузовской дисциплины философия вполне им соответствует (предмет, терминология, разделы, проблемы, законы — все, как везде).

А что до специфики, то философия — это почти единственный способ высочайшего уровня абстракции, с удивительной способностью к заземлению на конкретные случаи и отдельные предметы. Широта проблем, вечная актуальность необходимых, но безответных вопросов создает нужное пространство для личных интеллектуальных и духовных опытов, благодаря которым происходит выработка принципов идентичности, интеллектуальной стабильности и ответственности за собственное мировоззрение. Навык восприятия философских текстов, экспликации научных и обыденных понятий с необходимостью переводят личность с уровня понимания к уровню постижения и самостоятельной рефлексии духовного наследия.

Сумма полученного в стенах вуза знания весьма недолговечна, невозможно снабдить готовыми ответами на всю жизнь. Зато можно постараться формировать привычку думать, научить техникам размышления, помочь выработать собственную методологию мыследеятельности. Отсюда, основная задача философского курса — заложить фундамент правильной методологии мышления и оформить главные блоки мировоззрения личности.


Об авторе
top
photoКупарашвили Мзия Джемаловна
Доктор философских наук, профессор кафедры теологии, философии и культурологии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. М. Д. Купарашвили — автор монографий «Бессознательные основы человеческого мышления», «Сумма трансценденталий», «Структурализм — начало новой эры», а также учебников «Неклассическая логика», «Лекции по современной философии. Модернизм».