Молодые люди, поступающие как на естественные, так и гуманитарные факультеты, имеют весьма смутное представление о роли философских размышлений в их собственной жизни. Философское знание, которое не совпадает с определенной суммой теоретического и фактуального материала в ограниченной области, плохо распознается как предмет представления и научной рефлексии. В действительности редкий человек не расположен к философствованию, так как вопросы о «чтойности» мироздания, о путях попадания человека в него: откуда и куда «я» идет — неизменно сопровождает даже самое «заурядное» индивидуальное бытие. Доморощенная философия нередко выступает основанием более серьезного отношения не только к философии, но и ответственного отношения к собственному способу существования. Постсоветская, модная, современная западная интерпретация специфики философского знания как живого, противопоставляет его к сумме готовых знаний в других дисциплинах. Философия не обладает подобной суммой, так как не содержит готовых стереотипов и образцов. В ней знания настолько живые, что при фиксации в тексте они сразу умирают, что живая философия — это всегда живые рассуждения учителя с учеником, что философии нельзя учить в вузах, что на философа нельзя учиться. Указанный контекст отношения к философии рождает множество почти риторических вопросов: как назвать огромное наследие философских систем и концепций, если это не сумма готовых знаний? Разве это не готовые философские модели стереотипов и образцов рассуждений и размышлений древних и не очень древних авторов? Почему фиксированные в мертвых языках философские мысли до сих пор имеют чрезвычайную ценность? Что может помешать с ними знакомиться, научиться их анализировать, кроме установки на то, что философское знание должно быть только «живым»? Может ли философ их не знать и каждый раз начинать с нуля? В вузах философов не делают, это правда, но в этом смысле, в вузах и математиков не делают. Если исходить из того, что любой философ должен быть Сократом, чтобы называться философом, то Г. Перельман может считаться единственным математиком за последнее столетие! Так почему же на математика все-таки можно учиться? Философии вполне можно учить, а вот философами, как и физиками и математиками становятся по другим параметрам! Безусловно, философия требует со-участия с экзистенциальными началами человечности, со-отнесение собственной самости с идентичностью совокупного человечества, однако для трансцензуса в более сущностные пласты человеческого бытия необходим орудийный аппарат, средства, механизмы, которые позволят совершить подобный интеллектуальный эксперимент, а эти вещи вполне поддаются трансляции и обучению. Несмотря на то, что научный статус философии весьма сомнительный с точки зрения современных критериев научности, в качестве вузовской дисциплины философия вполне им соответствует (предмет, терминология, разделы, проблемы, законы — все, как везде). А что до специфики, то философия — это почти единственный способ высочайшего уровня абстракции, с удивительной способностью к заземлению на конкретные случаи и отдельные предметы. Широта проблем, вечная актуальность необходимых, но безответных вопросов создает нужное пространство для личных интеллектуальных и духовных опытов, благодаря которым происходит выработка принципов идентичности, интеллектуальной стабильности и ответственности за собственное мировоззрение. Навык восприятия философских текстов, экспликации научных и обыденных понятий с необходимостью переводят личность с уровня понимания к уровню постижения и самостоятельной рефлексии духовного наследия. Сумма полученного в стенах вуза знания весьма недолговечна, невозможно снабдить готовыми ответами на всю жизнь. Зато можно постараться формировать привычку думать, научить техникам размышления, помочь выработать собственную методологию мыследеятельности. Отсюда, основная задача философского курса — заложить фундамент правильной методологии мышления и оформить главные блоки мировоззрения личности.
Купарашвили Мзия Джемаловна Доктор философских наук, профессор кафедры теологии, философии и культурологии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. М. Д. Купарашвили — автор монографий «Бессознательные основы человеческого мышления», «Сумма трансценденталий», «Структурализм — начало новой эры», а также учебников «Неклассическая логика», «Лекции по современной философии. Модернизм».
|