Автор настоящей книги ставил перед собой цель ознакомить будущих и уже работающих менеджеров с существующими методами моделирования и принятия решений в различных проблемах управления, а также научить их технологии и методике самостоятельной постановки управленческих проблем, проведению их анализа и структурирования, построению математической модели и принятию научно-обоснованных оптимальных решений. Поэтому основной упор в книге сделан на то, чтобы максимально ясно и просто донести до будущих менеджеров существо и содержательный смысл моделирования и принятия наилучших решений, а также ознакомить их с различными математическими моделями, которые адекватно описывают разнообразные управленческие операции и проблемы. На протяжении всей книги изучаются математические методы и модели принятия решений в задачах, связанных с производством продукции и оказанием услуг, инвестициями, торговлей, финансами, денежным обращением и кредитами, поиском оптимальных решений стратегических, тактических и оперативных задач организационного управления. Эти методы и модели составляют главный инструментарий современного менеджера, без которого эффективное осуществление им своих функций невозможно. Автор надеется, что изучение материала книги поможет менеджерам – и тем, кто еще обучается своей профессии, и тем, кто уже работает в ней, – осознать тот факт, что в современных условиях рыночной конкурентной экономики эффективный менеджмент может быть реализован только на основе знания и владения всем арсеналом количественных методов, используемых в менеджменте. К сожалению, будущие и уже работающие менеджеры не всегда понимают смысл и значение для своей практической деятельности математических методов моделирования и принятия решений в проблемах управления. Попытаемся поэтому объяснить, почему без этих инструментов невозможно вырабатывать оптимальные управляющие воздействия и принимать наилучшие решения, которые собственно и составляют сущность менеджмента. В основе существования как отдельного человека, так и коллективов людей и организаций лежит деятельность, в ходе которой совершается преобразование имеющихся ресурсов в соответствии с поставленными целями в конечный результат или продукт. Реальные условия и окружающая обстановка, в которых совершается та или иная деятельность, характеризуются большим количеством факторов, с самых разных сторон воздействующих на процесс предпринятой деятельности. Влияние этих факторов приводит к отклонению осуществляемой деятельности от оптимальной траектории, которая ведет к поставленной цели, так что в итоге можно прийти к прямо противоположным результатам. Поэтому для достижения поставленных целей процесс деятельности необходимо постоянно направлять, корректировать и "подталкивать" к желаемому результату. Другими словами, на ход практической реализации деятельности необходимо оказывать управляющее воздействие, то есть управлять ею. Профессиональные менеджеры знают, что если не направлять деятельность людей в нужное русло, то они, как правило, будут выполнять свою работу, руководствуясь собственными представлениями о том, какие задачи решать в первую очередь и в каком порядке, своим прошлым опытом, далеко не всегда пригодным в новых условиях, и будут выполнять в первую очередь те задачи, которые им больше нравятся или с которыми они лучше справляются. Воздействовать на процесс деятельности и тем самым управлять ею можно различными способами. Одни способы управления могут быть неудачными и не приводить к поставленной цели, другие – приводить к достижению поставленной цели, но неэффективно, с большими материальными, финансовыми и людскими затратами или за неприемлемое время. Среди различных управлений есть и такие, которые являются наиболее эффективными и ведут к достижению поставленной цели наилучшим, оптимальным, в некотором смысле, образом. Выбор того или иного варианта управления из множества возможных представляет собой управленческое решение, а сам процесс выбора – принятие решения. Таким образом, управлять – значит принимать решение, а принимать решение – значит осуществлять выбор некоторого, желательно наилучшего, варианта действий. Сущность менеджмента и состоит в управлении человеческой деятельностью, направленном на достижение поставленных целей. Менеджмент – это управление любым видом деятельности, в какой бы сфере жизни человека и общества эта деятельность не совершалась – социальной, экономической, духовной, политической, религиозной, правовой, научной, образовательной, военной, спортивной и других. Поскольку менеджмент – это управление деятельностью, а управление означает принятие решения, то основная работа менеджера заключается в принятии решений на всех этапах осуществления управления. Можно сказать, что менеджмент – это совокупность управленческих решений. Причем эффективность работы менеджера напрямую зависит от эффективности и качества принимаемых им решений. Как уже было сказано выше, любой вид деятельности, в отношении которой необходимо осуществлять управление и принимать решения, испытывает воздействие огромного количества факторов. Некоторые из них известны и достаточно точно определены, другие – известны лишь с определенной вероятностью, но есть и такие факторы, которые оказывают существенное влияние, но предвидеть и предсказать их появление не представляется возможным. Очевидно, что учесть воздействие на объект изучения и управления всех факторов и установить всевозможные связи между ними невозможно. Поэтому возникает закономерный вопрос: каким образом вырабатывать управляющие воздействия и принимать решения при воздействии огромного числа факторов, многие из которых к тому же неизвестны или известны лишь приблизительно. Естественное решение этой проблемы лежит на пути обоснованного упрощения объекта управления и принятия решения, окружающих его условий и взаимодействий между ними, когда из всего множества воздействий и связей учитываются только самые существенные, определяющие наиболее значимые для поставленных целей свойства, характеристики и поведение объекта. Упрощение проблемы посредством сохранения в ней только самых существенных факторов и причинных связей и отбрасывание всего малозначащего и несущественного открывает возможность для вырабатывания необходимых управлений и принятия наилучших решений. В основе этой возможности лежит модель управленческой проблемы и процесс ее моделирования на построенной адекватной модели. Моделирование позволяет решать управленческие проблемы, используя только математические средства и информационные технологии, "проигрывать" различные варианты сценариев развития событий в различных условиях, вырабатывать различные управления и смотреть, к каким последствиям приведут те или иные решения. Моделирование экономит материальные, финансовые и людские ресурсы и, кроме того, в отличие от осуществления реальных испытаний и исследований, свободно от рисков и катастрофических последствий. Без построения адекватной модели и проведения моделирования, управление реальной деятельностью будет осуществляться по наитию, вслепую и, скорее всего, такое управление закончится незапланированным исходом и напрасными затратами ресурсов. Недопонимание значения количественных методов в отечественном менеджменте обусловливается многими причинами. Если в США и развитых странах Европы менеджмент как вид практической деятельности, система знаний и наука, со своим объектом и предметом исследования стал складываться уже на рубеже XIX и XX вв., то в России предпосылки для его возникновения появились лишь в конце 80-х гг. XX в. с развитием и становлением рыночных отношений. Бурное развитие рыночной экономики в России породило огромный спрос на новые эффективные методы и подходы к управлению и принятию решений, составляющих существо деятельности менеджера. В ответ на это в сфере профессионального образования возникло активное предложение по подготовке менеджеров, сопровождающееся появлением нового направления образования, новых учебных дисциплин, а также огромного количества литературы по менеджменту. Значительная часть этой литературы носит описательный характер и не содержит необходимых современному менеджеру сведений о количественных подходах к управлению и принятию решений. Неудивительно поэтому, что многие из тех, кто только приступает к изучению менеджмента, искренне полагают, что менеджмент заключается в руководстве всем, чем только можно, а разбираться при этом в конкретной профессиональной сфере, управление которой поручено менеджеру, совсем не обязательно. В одном из учебников по менеджменту так прямо и написано: "Можно ли руководить тем, в чем не разбираешься? – ответ очевиден – конечно, да". Качество такого управления образно сформулировано в бессмертной фразе: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Вместе с тем в менеджменте, как и в любой другой области научных знаний, существуют и разрабатываются общие принципы, концепции и методы, которые находят применение в управлении любой сферой деятельности, независимо от ее специфики. Именно к ним относятся количественные методы в моделировании и принятии решений, знание которых позволяет менеджерам осуществлять эффективное управление в различных областях человеческой деятельности в условиях динамично развивающейся и конкурентной рыночной экономики. Настоящая книга посвящена последовательному, подробному и достаточно полному рассмотрению вопросов, связанных с моделированием и принятием решений в управленческих проблемах и ситуациях, возникающих в практике работы менеджера. В книге всесторонне рассмотрены самые разнообразные модели задач управления, методы их решения, методы принятия решений в условиях риска и неопределенности, многокритериальные проблемы, а также элементы финансовой математики, без которой невозможно принимать оптимальные инвестиционные решения. Количество вопросов, относящихся к моделированию и принятию решений в менеджменте, огромно, поэтому перед автором стояла непростая задача отобрать для книги материал, изучив который менеджер получил бы в свои руки эффективный и готовый к применению инструмент для решения практических управленческих проблем. При отборе материала автор руководствовался следующими соображениями. 1. Исторически сложилось так, что в отечественном высшем образовании направление подготовки в области менеджмента относится к гуманитарному блоку, что неизбежно накладывает дополнительные и довольно специфические требования к подаче математического материала как с точки зрения содержания и методологии, так и с точки зрения уровня строгости и глубины, ориентированной на восприятие студентами-гуманитариями. Главный методический упор автора направлен на ясное понимание будущими менеджерами математических понятий и конструкций, используемых в моделировании управленческих проблем, а также на практическое овладение ими при решении реальных задач менеджмента. Поэтому изложение математических методов проводится на "идейном" уровне с использованием везде, где это возможно, наглядных геометрических образов. 2. Современные тенденции в образовании характеризуются повсеместной компьютеризацией и использованием информационных технологий. Поэтому современный менеджер должен владеть методами компьютерного моделирования управленческих проблем и принятия решений, для которых разработаны мощные и эффективные пакеты программ для персональных компьютеров. В качестве среды компьютерного моделирования в настоящей книге принята программная среда Microsoft Excel, как наиболее распространенная и доступная в настоящее время в управленческой практике. Методы же "ручного" счета, созданные еще в "докомпьютерные" времена для задач частного вида (например, табличный симплекс-метод, методы северо-западного угла, минимального элемента, Фогеля – для решения транспортных задач, метод меток в сетевых моделях и многие другие), в настоящее время не актуальны и в образовании менеджеров излишни. Это обусловило включение в книгу только универсальных и эффективных методов моделирования, с помощью которых могут быть решены достаточно сложные и трудоемкие практические задачи управления. 3. Включение в книгу некоторых безусловно важных вопросов, встречающихся в практике управления, таких как управление запасами, сетевые графики, динамическое программирование, теория массового обслуживания, представляется нам нецелесообразным, поскольку они подробно и с привязкой к объекту изучения рассматриваются в соответствующих дисциплинах. Так, управление запасами достаточно полно излагается в курсе логистики, сетевые графики – в управлении проектами, динамическое программирование входит в госстандарт курса по математике для менеджеров, а основы теории массового обслуживания лучше включить в спецсеминар или в "дисциплины по выбору". Поскольку цель менеджеров состоит в том, чтобы решать управленческие проблемы и тем самым обеспечивать эффективное и наилучшее управление данным конкретным видом деятельности, то очевидно, что оценить собственный прогресс в изучении материала можно только с помощью решения задач. Поэтому решение задач, приведенных в конце каждой главы, является необходимым этапом для подготовки будущих менеджеров к самостоятельной работе. Большинство задач требует для своего решения применения компьютерных технологий MS Excel, которые подробно рассмотрены в книге. Передавая сложные и трудоемкие вычисления компьютеру, будущие менеджеры получают возможность более эффективно осваивать изучаемые модели и методы и сосредоточиться на более глубоком осмыслении материала и анализе полученных результатов. Все задачи, требующие численного решения, снабжены ответами и указаниями, однако главным при их решении является не только получение правильного ответа, но и понимание полученных численных результатов. Все освещаемые в книге вопросы проиллюстрированы большим количеством содержательных примеров, связанных с задачами, которые могут встретиться при решении проблем управления в практике менеджмента. Отметим, что решение задач, требующих применения методов компьютерного моделирования в среде MS Excel, служит хорошим лабораторным практикумом и способствует более осмысленному и глубокому освоению материала. В основу книги положены лекции по курсу "Математические модели в управлении", которые автор читал на протяжении ряда лет в Российском государственном гуманитарном университете на факультете менеджмента. Преподавательский опыт автора показал, что материал лекций совместно с решением задач и выполнением лабораторного практикума по компьютерному моделированию хорошо усваивается студентами управленческих специальностей. Книга предназначена для студентов и бакалавров управленческих специальностей "Менеджмент", "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом", "Менеджмент организации" и "Маркетинг", а также магистрантов, обучающихся по различным магистерским программам по направлению "Менеджмент" и слушателей программ МВА и второго высшего образования по менеджменту. Книга будет интересна и полезна преподавателям, которые могут использовать материал книги для обучения студентов и проверки их знаний, а также для формирования курсов (одно- или двухсеместровых) с названиями "Математические модели в управлении", "Математические модели в теории управления и исследование операций", "Математические методы и компьютерные технологии в менеджменте" и аналогичных им. Различные части книги будут полезны для самой широкой аудитории – научным сотрудникам, аспирантам, менеджерам, практикам в области менеджмента и предпринимателям. Доктор технических наук,
профессор А. Г. Мадера
Александр Георгиевич МАДЕРА Доктор технических наук, профессор, академик Нью-Йоркской академии наук. Активно работает в таких областях, как математическое моделирование процессов различной физической природы, моделирование и оптимизация технических и экономических систем, разработка методов принятия решений в менеджменте и логистике. Профессор А. Г. Мадера возглавляет отдел математического моделирования процессов в сложных технических системах в Научно-исследовательском институте системных исследований Российской академии наук; преподает в качестве профессора в ряде московских университетов, читает лекции по моделированию систем и математическому моделированию в менеджменте. Создал новую магистерскую программу "Менеджмент логистических систем" в УМО РФ по направлению "Менеджмент", которая открыта на факультетах менеджмента отдельных российских университетов. Является автором более ста научных работ, опубликованных как в России, так и за рубежом, в том числе нескольких книг. |