URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Забудская Я.Л., Муханова В.В.; Забудская Я.Л. КОМПЛЕКТ: 1. УЧЕБНИК ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА: Начальный курс для студентов филологических и других гуманитарных специальностей. 2. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей Обложка Забудская Я.Л., Муханова В.В.; Забудская Я.Л. КОМПЛЕКТ: 1. УЧЕБНИК ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА: Начальный курс для студентов филологических и других гуманитарных специальностей. 2. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей
Id: 317716
1329 р.

КОМПЛЕКТ:
1. УЧЕБНИК ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА: Начальный курс для студентов филологических и других гуманитарных специальностей. 2. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей

URSS. 2024. 472 с.

Аннотация

1. Учебник древнегреческого языка: Начальный курс для студентов филологических и других гуманитарных специальностей. Мягкая обложка. 312 стр.

Пособие предназначено для изучения древнегреческого языка в рамках краткого курса и представляет собой компактное изложение грамматики аттического диалекта эпохи классики (для формирования более ясного понимания фактов языка в некоторых случаях приводятся сведения из исторической грамматики древнегреческого... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
От авторов6
Список сокращений8
Слова, часто встречающиеся в текстах12
Урок 1. Алфавит, правила чтения, дифтонги и другие буквосочетания, диакритика, правила постановки ударений13
Урок 2. Проклитики. Артикль. II склонение (мужской и средний род). Прилагательные II склонения. Dativus instrumenti22
Урок 3. Энклитики. Глагол εἰμί (настоящее время). II склонение (женский род). Синтаксис простого предложения. Отрицание. Частицы μέν и δέ. Dativus Possessivus. Знаки препинания29
Урок 4. Глагол. I (тематическое) спряжение (indicativus, imperativus, infinitivus praesentis activi). Личные местоимения. Определительное местоимение αὐτός, αὐτή, αὐτό. Синтаксические функции инфинитива. Винительный падеж с инфинитивом (Accusativus cum infinitivо). Предлоги35
Урок 5. Исторические времена глагола. Вторичные окончания. Приращение. Imperfectum аctivi I спряжения, Приставочные глаголы. Имперфект глагола εἰμί. Относительное местоимение ὅς, ἥ, ὅ. Accusativus duplex43
Урок 6. II (атематическое) спряжение: Praesens и Imperfectum activi. Глаголы сложные с εἰμί. Genitivus partitivus50
Урок 7. I склонение. Прилагательные I–II склонения. Прилагательные μέγας и πολύς. Указательное местоимение ὅδε, ἥδε, τόδε. Числительные 1–12. Dativus temporis56
Урок 8. Медиальный и пассивный залог. Praesens, Imperfectum medii et passivi I и II спряжения. Причастие среднего залога. Отложительные глаголы. Страдательная конструкция. Dativus instrumenti. Genitivus auctoris. Nominativus cum infinitivo. Nominativus duplex66
Урок 9. Категория наклонения. Сослагательное наклонение. Coniunctivus в независимых и придаточных предложениях. Придаточные цели, изъяснительные, при глаголах боязни, итеративные. Постпозитивные предлоги74
Урок 10. Желательное наклонение. Optativus в независимых и придаточных предложениях. Модальная частица ἄν. Косвенная речь и косвенный вопрос. Указательное местоимение οὗτος, αὕτη, τοῦτο81
Урок 11. Слияние гласных. I, II слитное склонение. Слитные глаголы тематического (I) спряжения. Genitivus originis. Genitivus Absolutus88
Урок 12. III склонение. Основы на сонорные λ, ρ, ν (существительные, прилагательные, местоимения τις, τι, ὅστις, οὐδείς, числительное εἷς, μία, ἕν). Придаточные предложения следствия. Genitivus temporis100
Урок 13. III склонение. Основы на ντ (существительные, прилагательные, местоимения, причастие активное). Образование наречий. Accusativus relationis110
Урок 14. Первичная основа глагола. Система аориста. Аорист I сигматический. Значение аористных форм. Придаточные времени с союзом πρίν118
Урок 15. Аорист II тематический. Синтаксические функции причастия. Accusativus absolutus127
Урок 16. Будущее время. Futurum I activi et medii. Futurum II activi et medii. Способы выражения цели в греческом языке. Винительный внутреннего объекта134
Урок 17. Степени сравнения прилагательных и наречий. Отглагольные прилагательные. Dativus auctoris143
Урок 18. III склонение. Основы на смычные. Accusativus temporis149
Урок 19. III склонение. Основы на дифтонги. Aoristus I activi et medii глаголов с основами на сонорный (неявносигматический). Условный период155
Урок 20. III склонение. Гласные основы. Аорист II атематический (корневой). Dativus causae. Dativus relationis161
Урок 21. III склонение. Основы на -σ. Степени сравнения прилагательных на -έστερος, -έστατος170
Урок 22. Aoristus et futurum passivi175
Урок 23. Перфект и плюсквамперфект I активный181
Урок 24. Перфект и плюсквамперфект II активный188
Урок 25. Перфект и плюсквамперфект среднего и страдательного залога. Будущее завершенное (третье)194
Хрестоматия201
Грамматический справочник209
Древнегреческо-русский словарь275
Русско-древнегреческий словарь296
Грамматический указатель299

От авторов
top

Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие предназначено для изучения древнегреческого языка в рамках краткого курса – до 100 часов (возможно и меньше). Главная его концепция – простота изложения грамматического материала при сохранении филологической точности. Понимая, что все нюансы древнегреческой грамматики в диахронии (от греческого языка микенского периода до эллинистической койне) и синхронии (различные диалектные формы) охватить невозможно, авторы видели своей целью компактное изложение грамматики аттического диалекта классического периода.

В качестве образца мы взяли известный многим поколениям фило-логов учебник латинского языка В. И. Мирошенковой и Н. А. Федорова и выстроили материал по той же модели: грамматика и синтаксис, текст и упражнения. Еще одним образцом – не в структуре, а в идее – была французская серия Sans peine, предполагающая насколько возможно простое изложение грамматики. Конечно, избежать некоторой упрощенности при таком подходе не удалось, поэтому отдельные темы представлены более подробно в Грамматическом справочнике. Кроме того, несмотря на все наше стремление к краткости, для формирования более ясного понимания фактов языка в некоторых случаях приводятся сведения из исторической грамматики древнегреческого языка.

Мы использовали как привычные многим поколениям классиков тексты Ф. А. Вольфа и Г. Лёве, с дополнениями и изменениями, так и тексты собственного сочинения. Однако, мы старались эту часть на-сколько возможно сократить и максимально привлекать оригинальный материал: «крылатые» фразы, поговорки, выдержки из Ксенофонта, Платона, трагиков, а в качестве цельных тестов – басни. Приведенные тексты сопровождаются указаниями на источники в традиционной для классической филологии сокращенной форме. В каждом уроке в каче-стве «виньетки» используется крылатое выражение, включающее в себя пример употребления новой грамматической темы. Закрепление грамматического и синтаксического материала проводится с помощью упражнений и переводов с русского на древнегреческий. Обязательная часть каждого урока – лексический минимум (рекомендуется к заучи-ванию) и дериваты.

В конце учебника добавлена Хрестоматия, включающая небольшие тексты, представляющие основные жанры древнегреческой словесности (эпос, драма, лирика и проза), включая тексты Нового завета и византий¬ской эпохи.

Для помощи в переводе текстов учебника и выполнения упражнений помимо поурочных словарей в конце учебника даны древнегреческо-русский и русско-древнегреческий словари, а также перед уроками отдельно приводится список часто встречающихся слов (в основном одно-двухсложных частиц, союзов и местоимений).

Мы надеемся, что нам удалось совместить краткость и доступность с объемным и сложным материалом, каким является грамматика древне-греческого языка.

Предлагая данное пособие на суд студентов и коллег, мы хотим, прежде всего, выразить нашу признательность и безграничное уважение нашим учителям – преподавателям кафедры классической филологии филологического факультета МГУ.


Об авторах
top
photoЗабудская Яна Леонидовна
Доцент кафедры классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доцент филологического факультета Совместного университета МГУ-ППИ (г. Шэньчжэнь, КНР). В 2001 году под руководством выдающегося филолога-классика, профессора Азы Алибековны Тахо-Годи защитила кандидатскую диссертацию «Функциональное значение хора в жанровой структуре греческой трагедии». Читает лекционные курсы по истории античной литературы и рецепции античного наследия, ведет занятия по древнегреческому и латинскому языкам. Область научных интересов: история античной драмы, теория художественного перевода, рецепция Античности в русской и зарубежной культуре. Автор более 80 статей и книг, среди которых: «Древнегреческая литература: Учебное пособие для иностранных студентов», «Римская литература: Учебное пособие для иностранных студентов», «Древнегреческий язык в таблицах и схемах: Учебно-методические материалы» (в соавторстве с О. В. Осиповой), «Латинский язык для юристов в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие», «История античной литературы: Краткий курс для студентов гуманитарных специальностей» (URSS).
photoМуханова Вита Витальевна
Старший преподаватель кафедры классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Читает лекционные курсы по истории древнегреческого языка и истории античного искусства, ведет занятия по древнегреческому и латинскому языкам. Область научных интересов: древнегреческий синтаксис, жанр экфрасиса в литературе, методика преподавания древних языков.