|
|
ПРЕДИСЛОВIЕ |
ГЛАВА I. Воспитанiе въ ХVI и XVII столетiяхъ |
| Домострой.-Безграничный произволъ главы семейства.-Положение детей.-Какiе примеры имели они передъ глазами. - Аскетические идеалы и ихъ значенiе.-Положенiе женщины.-Теремъ и его влiянiе.-Грубость нравовъ и жестокость. - Семейныя дрязги и развратъ.-Отношенiя къ рабамъ и друзьямъ.-Ссоры, Сквернословiе и драки.-Доносы.-Грубыя развлеченiя: пиры, обжорство, пьянство,звериныя травли, охота, кулачные бои, скоморохи.-Взяточничество.- Суеверiя-Кликуши.-Нищiе и отношенiе къ нимъ.-Презренiе высшаго сословiя къ труду.-Отсутствiе интеллигенции. - Византiйское влiянiе и продолжительное отчужденiе Россiи отъ Западной Европы |
ГЛАВА II. XVIII векъ |
| Вторженiе государственной власти въ семейную жизнь и его последствiя.-Отсутствiе иницiативы въ характере русскаго человека.-Раздоры и разногласiе между отцами и детьми.-Образованiе въ первой половине Х?Ш в. - Вносило-ли оно обновленiе въ умственную жизнь.-Наука, семейные нравы и воспитанiе подчиняются государственной опеке.-Отсутствiе умственной самодеятельности и воспитательной практики-Чиновничье тщеславiе и его значенiе.- Взгляды Посошкова на воспитанiе. - Крепостное право и его растлевающее влiянiе.-Дворянская спесь.-Жизнь дворянъ и ихъ удовольствiя.-Стремленiе къ светской жизни. - Сутяжничество.-Преклоненiе предъ богатствомъ и знатностью.-Внешнее благочестiе и ханжество. - Физическое, умственное и нравственное воспитанiе юношества того времени,-Телесныя наказанiя и ихъ пагубныя последствiя |
ГЛАВА III. Идеалы воспитанiя на западе со времени реформацiи |
| Значенiе реформацiи. - Принципы воспитанiя Амоса Коменскаго.-Его "Великая Дидактика".-Идея материнской школы.-Джонъ Локкъ.-Его книга "Мысли о воспитанiи": ея достоинства и недостатки.-Педагогическiе взгляды Фенелона. - Поразительное влiянiе "Эмиля" на умы всего света и причины этого явленiя. - Идеалы Руссо; ихъ значенiе.въ воспитанiи въ прошлое и настоящее время.- Песталоцци; его деятельность, произведения и принципы воспитанiя |
ГЛАВА IV. Какъ осуществлялись у насъ въ царствованiе Екатерины II западные идеалы воспитанiя |
| Новыя идеи, внесенный въ русское общество литературою и правительствомъ.-Новыя педагогическiя воззренiя.-Ихъ влiянiе и практическое примененiе.-Система воспитанiя "новой породы людей".-Закрытия учебныя заведенiя. - Чтенiе для детей. - Значенiе новыхъ идей въ воспитанiи.-Причина неприменимости къ русской жизни многихъ западныхъ идеаловъ |
ГЛАВА V. Первая половина XIX века |
| Общественное движенiе въ начале царствованiя Александра I.- Влiянiе интеллигентныхъ кружковъ и литературы на умственное разBHTie русскаго общества.-Положенiе общества после 1825 г. - Умственное движенiе сосредоточивается преимущественно въ среднемъ классе общества.-Влiянiе Гоголя и Белинскаго. - Сороковые годы и влiянiе реакцiи после 1848 г.-Нравы русскаго общества.-Что видело вокругъ подрастающее поколенiе.-Молодечество и преклоненiе передъ физической силой. - Взяточничество. - Интриги изъ-за власти–Праздная жизнь помещиковъ.-Отсутствие общественныхъ идеалавъ, чувствадшiгаигуманныхъпринциповъвъ массе общества. - Люди высшаго и средняго сослошя. - Развлеченiя. - Воспитанiе въ казенныхъ заведенiяхъ.-Характеръ институтскаго воспитанiя. - Разладъ между старымъ и молодымъ поколенiями усиливается.-Отсутствие педагогическаго опыта.-Домашнее воспитанiе-Все отъ детей и ничего отъ родителей. - Господство родительскаго авторитета.- Раздоръ между супругами и его влiянiе на детей.-Физическое, умственное и нравственное воспитанiе. - Телесныя наказанiя.-Характеръ обученiя. - Крестьянскiе ребята, прислуга, гувернантки. - Ихъ влiянiе на детей |
ГЛАВА VI. Шестидесятые годы |
| Оживленiе общества после 1855 г. - Восторгъ, вызванный статьею Пирогова"Вопросы жизни".-Ея достоинства и недостатки.- Пробужденiе въ, обществе интереса къ вопросамъ воспитанiя.-Возрожденiе идей сороковыхъ годовъ.-Шестидесятые годы.-Умственное движенiе общества.-Раздоръ между отцами и детьми. - Причина этого явленiя-Страстное стремление молодежи къ самостоятельности и. самообразованию.-Идеалы и требованiя людей 60-хъ г.г.- Примененiе ихъ къ воспитанiю.-Достоинства и недостатки воспитанiя того времени - "Господа дети" и ихъ первенствующая роль въ семье"-Все для детей и ничего отъ детей.-Причина этого явленiя и его последствiя.-Детская и ея обстановка.-Свобода детей, какъ ее понимали въ то время и какъ следуетъ применять ее въ воспитанiи вообще.. - Результаты утрированно-деликатнаго отнощенiя къ душевному мiру детей.-Влiянiе на воспитанiе утилитарнаго, направления-Его вредъ и важное значенiе эстетическаго развитая.-Умственное воспитанiе детей того времени: его достоинства и недостатки.-Пренебрежительное отношенiе къ развитiю памяти.-Сближенiе съ народомъ.-Заимствованiя у немцевъ, доведенныя до абсурда.-Почему изгоняли изъ употребленiя сказки.-Вредъ педантичнаго примененiя какихъ бы то ни было методовъ. - Итоги воспитания шестидесятыхъ годовъ |
ГЛАВА VII. Современное воспитанiе |
| Воспитанiе въ конце XIX ст. - Отсутствие интереса къ вопросамъ педагогическимъ.-Отсутствiе умственнаго и нравственнаго развитiя детей.-Значенiе товарищества.-Начало XX столетiя.-Царство свободнаго ребенка.-Возможна-ли въ воспитанiи детей дошкольнаго возраста безконтрольная свобода.-Необходимость совместнаго воспитанiя мальчиковъ съ девочками.-Половой вопросъ.-Отношенiе къ нему въ Германiи.-Руководства для объяснения детямъ вопроса о происхожденiи человека.-Что должны делать воспитатели, чтобы любознательность къ половой сфере пробуждалась какъ можно позже.–Какъ устроить для ребенка интересную и полезную жизнь.-Наблюденiя и работы |
ГЛАВА VIII. Наследственность |
| Значенiе и влiянiе наследственности. - Примеры наследственной передачи.-Атавизмъ.-Какое значенiе имеетъ воспитанiе при могущественномъ влiянiи наследственности |
ГЛАВА IX. Могущественное значенiе привычекъ |
| Задачи воспитанiя.-Органы чувствъ дитяти. - Ихъ значенiе для физическаго, нравственнаго и умственнаго воспитанiя.-Влiянiе привычекъ въ развитiи этихъ органовъ.-Навыки при развитiи органовъ зренiя и слуха. - Значенiе привычки въ области осязанiя. - Практическiя упражненiя.-Вкусъ и обонянiе.-Какую опасную роль можетъ играть привычка при неправильномъ развитiи органовъ этихъ чувствъ.-Какъ родители должны относиться къ процессу развитiя речи ребенка.-Капризы и раздражительность, прививаемые въ раннемъ детстве-Ихъ причины, последствiя и обыденныя правила для избежанiя ихъ.-Привычки для развитiя правдивости.-Важное значенiе аккуратности, чистоплотности и трудолюбiя-Подражанiе: какъ воспитатели должны относиться къ этой склонности детей. - Необходимость навыка къ труду.-Благотворное значенiе для детей радости и веселья.-Важное значенiе послушанiя.-Значенiе памяти въ сфере умственной и нравственной.-Влiянiе привычки на правильное развитiе памяти. - Какимъ образомъ следуетъ ее усовершенствовать. - Значенiе вниманiя. - Какую роль играетъ привычка въ развитiи вниманiя,-Вниманiе непроизвольное и произвольное.-Какимъ образомъ развиваются побужденiя къ вниманiю характера узкаго и эгоистическаго.-Развитiе вниманiя у детей дошкольнаго возраста |
ГЛАВА X. Нервность |
| Усиленiе нервности и нервныхъ болезней во всехъ классахъ общества, среди взрослыхъ и детей. - Величайшая опасность этихъ недуговъ для современнаго общества и ихъ последствiя. - Самоубiйства детей. - При какихъ обстоятельствахъ воспитанiе влiяетъ на развитiе нервности и нервныхъ болезней. - Злоупотребленiе возбуждающими средствами и ихъ пагубное влiянiе.-Чрезмерное физическое напряженiе.-Вредъ умственнаго переутомленiя.–Однообразiе труда и его влiянiе.-Какимъ должно быть воспитанiе при вредныхъ условiяхъ соцiальной жизни.-Гигiена отдыха.-Правильно организованный трудъ. - Движенiе, какъ одно изъ важнейшихъ условiй физическаго, умственнаго и нравственнаго воспитанiя.-Необходимость безмятежнаго сна. - Отъ какого рода развлеченiй необходимо устранять ребенка.-Охраненiе ребенка отъ душевныхъ потрясенiй.-Гибельное влiянiе страха, испуга, гнева и горя на кровообращенiе, пищеваренiе, деятельность сердца и дыханiя, на нервную систему и нравственность.-Влiянiе угрозъ и дурной привычки щекотать ребенка.- Вредъ испуга и страха передъ сномъ.-Какъ предохранять детей отъ нервности и нервныхъ заболеванiй |
ГЛАВА XI. Нравственное воспитанiе |
| Какимъ долженъ быть нравственный человекъ. - Высшая цель воспитанiя. - Строгое выполненiе обязанностей. - Воспитанiе воли.-Влiянiе воли на тело и духъ. - Упражненiе воли не требуетъ дрессировки, а должно вытекать изъ законныхъ требованiй жизни.- Вера въ свои силы и ея значенiе. - Ослабленiе воли. - Признаки и причины этого явленiя.-Въ чемъ заключается воспитанiе характера.- Необходимость пробуждать сочувствiе, состраданiе, интересъ и любовь къ ближнему.-Подавленiе низменныхъ инстинктовъ. - Воспрещенiе детямъ мучить животныхъ. - Подавленiе власТолюбiя и жадности.-Необходимость удовлетворять природному стремленiю ребенка къ деятельности.-На какiя занятiя должно направлять деятельность ребенка дошкольнаго возраста. - Возможно ли при воспитанiи обойтись безъ наказанiй. - Сущность теорiи естественныхъ наказанiй.- Насколько состоятельна эта теорiя.-Примеръ воспитанiя семьи изъ действительной жизни |
ГЛАВА XII. Воспитанiе ума |
| О воспитанiи, которое получаютъ у насъ маленькiя дети-Могутъ ли они усвоить школьныя знанiя, когда до школы имъ не даютъ правильнаго умственнаго развитiя.-Къ чему ребенокъ выказываетъ умственное тяготенiе съ ранняго возраста.-Важнейшiя правила при развитiи детскаго ума.-Какъ и что следуетъ наблюдать въ природе и жизни.-Необходимая последовательность въ наблюденiяхъ.-Ребенокъ долженъ наблюдать не только природу, но и человека. - Необходимо вспоминать наблюдаемое и пересказывать наблюденiя. - Практическiя указанiя для развитiя наблюдательности. - Почему умственно развитые люди далеко не всегда бываютъ нравственными.- Можетъ ли правильное умственное развитiе не способствовать нравственному совершенствованiю человека. - Большая часть пороковъ маленькихъ детей происходитъ отъ отсутствiя соответственная ихъ возрасту развитiя |
| Примеры практическихъ задачъ для наблюденiй |
| | I. | Задачи для наблюденiй въ летнее время |
| | II. | Задачи для наблюденiй въ зимнее время |
ГЛАВА XIII. Система Фребеля |
| Развитiе идей о дошкольномъ воспитанiи.-Система Фребеля.- Ея достоинства и недостатки. - Въ чемъ состоитъ главная заслуга Фребеля |
ГЛАВА XIV. Воспитанiе ребенка съ перваго проявленiя въ немъ сознанiя до трехъ-четырехъ летняго возразста |
| Цветные мячики. - Пригодны ли фребелевскiя упражненiя съ мячикомъ для маленькихъ детей.-Практическiе примеры того, какъ мы, русскiе воспитатели, можемъ пользоваться идеями Фребеля. - Игры для укрепленiя мышцъ-Чемъ и какъ можемъ мы занимать ребенка въ первые годы его жизни.-Песни, игры и наблюденiя, которыми могутъ воспитатели занимать детей въ первомъ возрасте. - Какъ изменить фребелевскiя занятiя съ мячикомъ для 3- 4-хъ-летнихъ детей. - Какiя занятiя более всего соответствуютъ этому возрасту.-Когда дети могутъ начинать учиться счету.-Какого метода следуетъ придерживаться при ари?метическихъ упражненiяхъ съ маленькими детьми. - Примеры такихъ упражненiй для детей 4- 5-ти летъ.-Второй даръ: шаръ, кубъ, цилиндръ. - Беседы при упражненiяхъ со вторымъ даромъ. - Беседы и разсказы для детей 4-хъ-5-ти-летняго возраста |
ГЛАВА ХV. Воснитанiе ребенка съ четырехъ до шести летъ |
| Третiй даръ Фребеля-кубъ, разделенный на 8 кубиковъ и четвертый даръ-кубъ, разделенный на 8 плитокъ.-Беседы, которыми можно сопровождать занятiя по этимъ дарамъ.-Необходимое условiе при постройкахъ. - Загадки, пригодныя для детей этого возраста.- На что следуетъ обращать вниманiе детей во время прогулокъ.- Вырезанiе отъ руки. - На сколько воспитатель можетъ принимать участiе въ самостоятельныхъ играхъ ребенка во время отдыха.-Примеры арифметическихъ упражненiй въ этомъ возрасте. - Значенiе сказокъ для детей. - Наблюдения надъ растенiями, разведенными въ комнате самимъ ребенкомъ. - Беседы съ детьми при раскладыванiи лучинъ, при постройкахъ изъ кубиковъ и плитокъ |
ГЛАВА ХVI. Беседы, сказки, разсказы и загадки для детей отъ 5-ти до 8-ми летняго возраста |
ГЛАВА XVII. Воспйтанiе ребенка съ 6-ти до 8-ми, 9-ти летъ |
| Пятый даръ Фребеля - кубъ, разделенный на 27 кубиковъ, и шестой даръ, разделенный на 27 плитокъ. - Какъ следуетъ руководить постройками этого рода-Соответственныя беседы.- Значенiе басенъ для детей. - Книги, которыми воспитатели могутъ пользоваться для чтенiя и пересказа детямъ дошкольнаго возраста |
ГЛАВА XVIII. Подвижныя игры и ритмическая гимнастика |
| Комнатная гимнастика.-Подвижныя игры. - Значенiе игры въ
жизни ребенка.-Какое направленiе следуетъ давать играмъ.-12-ть
подвижныхъ игръ.-Задача и цель ритмической Гимнастики Далькроза |
ГЛАВА XIX. Методъ воспитанiя и обученiя Монтессори |
| Женщина-врачъ Марiя Монтессори. - "Дома ребенка" и педагогическiе методы, применяемые въ нихъ. - Ихъ достоинства и недостатки. - Заимствованiе у Итара, Сегена и Фребеля. - Необходимость прiучать детей къ чистоплотности и аккуратности. - Значенiе классной мебели.-У праздней iе наградъ и наказанiй.- Дисциплина въ свободе.-Воспитанiе въ послушанiи.-Упражненiе въ приличiи и грацiи. - Беседы съ детьми. - Воспитанiе мускуловъ. - Вольная и образовательная гимнастика.-Воспитанiеоргановъ чувствъ зренiя, слуха, обонянiя, осязанiя и вкуса.-Работы, принятыя въ "Домахъ ребенка".-Лепка изъ глины.-Гончарное искусство.-Выделка кирпичиковъ.-Фигуры изъ картона.-Новый методъ первоначальнаго обученiя и его громадное значенiе |
ГЛАВА XX. Обзоръ развивающихъ занятiй и работъ |
| Объясненiе таблицъ I-IХ-Значенiе строительнаго матерiала Фребеля-Примеры беседъ при постройкахъ, указанныхъ на таблицахъ.-Разсказъ по поводу памятника Фребеля.-О плоскостяхъ:квадратъ, треугольники и цветная мозаика.-Рисованiе красками.-Сгибанiе бумаги.-Переплетанiе бумажныхъ тесемокъ.-Раскладыванiе и переплетанiе лучинъ.-Тканье или плетенье.-Работы изъ гороха.- Выкалыванiе.-Вышиванiе.-Вырезанiе и наклеиванiе.-Вырезанiе теней.-Работы изъ семянъ.-Отпечатыванiе листьевъ. - Работы изъ соломы.-Какое занятiе можно придумать со стеариновымъ огаркомъ? - Гипсовыя работы. - Выкладыванiе палочекъ или спичекъ.-Выкладыванiе колецъ и полуколецъ,-Работы изъ бичевокъ.- Силуэты.-Лепка изъ глины.-Рисованiе и его громадное значенiе |
ГЛАВА XXI. Обзоръ наиболее пояезныхъ детсшхъ игрушекъ |
| Таблицы |
Водовозова Елизавета Николаевна Российский педагог, детская писательница, мемуаристка. Родилась в Смоленской губернии. В 1862 г. окончила Смольный институт в Санкт-Петербурге, где с 1859 г. занималась у известных педагогов К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова (за последнего в 1862 г. вышла замуж). С 1863 г. сотрудничала в печати; дебютировала в журнале "Библиотека для чтения" статьей "Что мешает женщине быть самостоятельной?", которая была написана по поводу романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?". В конце 1860-х гг. изучала в Германии и Швейцарии детские сады, работавшие по системе немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания Ф. Фрёбеля. В 1870-е гг. публиковалась в педагогических изданиях "Детское чтение", "Народная школа", "Голос учителя", "Семья и школа" и других. Автор книг для детей, многие из которых были неоднократно переизданы.
В области дошкольной педагогики Е. Н. Водовозова была последовательницей К. Д. Ушинского. В своем главном труде "Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста" (1871; книга неоднократно переиздавалась), отдавая должное основным идеям Ф. Фрёбеля, она убедительно показала недостатки его системы и предложила родителям и работникам детских садов свои оригинальные разработки для проведения игр и занятий с детьми. Подбор игр и планирование занятий она осуществляла таким образом, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему миру. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр, посильного труда детей и т. д. Широкой известностью пользовалась ее книга "Жизнь европейских народов" (в 3 т.; СПб., 1875–1883), в которой был показан общественный и экономический уклад народов Европы.
Челпанов Георгий Иванович Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.
Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие.
|
|
|
|