| РАЗДЕЛ I. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗУМ. МОДЕЛИ СОЗНАНИЯ | 11
|
| Глава 9. Теория высших функций головного мозга: модель Эделмена | 12
|
| 9.1.Несколько общих замечаний о моделях сознания | 12
|
| 9.2.Теория высших функций головного мозга | 15
|
| 9.3.Принципиальные основы селекции | 16
|
| 9.4.Требования к селекции групп | 17
|
| 9.5.Вырожденная селекция групп | 18
|
| 9.6.Особенности процессов распознавания | 20
|
| 9.7.Обсуждение основных идей модели Эделмена | 22
|
| Библиография | 33
|
| Глава 10. Концепция рабочей памяти: модели Бэдэли и Брэйвера, Коэна и их коллег | 34
|
| 10.1.Несколько общих замечаний | 34
|
| 10.2.Модель Бэдэли | 35
|
| 10.2.1. Основные принципы | 35
|
| 10.2.2. Нейрофизиологические предпосылки модели | 36
|
| 10.2.3. Структура рабочей памяти | 37
|
| 10.2.4. Компоненты рабочей памяти | 38
|
| 10.2.5. Обсуждение основных идей модели Бэдэли | 41
|
| 10.3.Расширение понятия «рабочая память» | 42
|
| 10.4.Модель Брэйвера и Коэна | 49
|
| 10.4.1. Несколько общих замечаний и определений | 49
|
| 10.4.2. Основные теоретические предпосылки модели | 51
|
| 10.4.3. Организация управления познанием | 52
|
| 10.4.4. Основные компоненты кортекса, осуществляющие управление познанием | 54
|
| 10.4.5. Обсуждение основных идей модели Брэйвера и Коэна | 57
|
| Библиография | 59
|
| Глава 11. Глобальное рабочее пространство: теория Баарса и модель Франклина | 61
|
| 11.1.Основные принципы, лежащие в основе теории Баарса | 61
|
| 11.2.Теория осознанных переживаний Баарса | 64
|
| 11.2.1. Осознанные и бессознательные процессы и глобальное рабочее пространство | 64
|
| 11.2.2. Основные свойства осознанных переживаний в глобальном рабочем пространстве | 67
|
| 11.2.3. Общие свойства специализированных процессоров | 69
|
| 11.2.4. Нейронный базис осознанных переживаний | 71
|
| 11.2.5. Роль контекста в осознанных переживаниях | 73
|
| 11.2.6. Процессы обучения и адаптации | 75
|
| 11.2.7. Целевой контекст, волевые действия и внимание | 76
|
| 11.2.8. Обсуждение основных идей теории Баарса | 78
|
| 11.3.Модель Франклина | 83
|
| 11.3.1. Несколько общих замечаний и определений | 83
|
| 11.3.2. Архитектура программной системы, реализующей модель | 84
|
| 11.3.3. Когнитивный цикл | 87
|
| 11.3.4. Обсуждение основных идей модели Франклина | 90
|
| Библиография | 96
|
| Глава 12. Относительный и цивилизованный разум: модель Тэйлора и модель Голдбэрга | 98
|
| 12.1.Модель Тэйлора | 98
|
| 12.1.1. Несколько общих замечаний и определений | 98
|
| 12.1.2. Основные предположения и принципы | 99
|
| 12.1.3. Процессы, реализующие пассивное сознание | 101
|
| 12.1.4. Управление процессами, ассоциированными с сознанием | 102
|
| 12.1.5. Реализация квалиа | 103
|
| 12.1.6. Процессы, реализующие активное сознание | 105
|
| 12.1.7. Осознание самого себя | 107
|
| 12.1.8. Модель управления сознанием, основанная на внимании | 109
|
| 12.1.9. Обсуждение основных идей модели Тэйлора | 110
|
| 12.2.Цивилизованный разум: модель Голдбэрга | 111
|
| 12.3. Другие модели интеллектуальной деятельности | 115
|
| 12.3.1. Модели Алексэндера и Мортэна, Денэта, Грэя и Шектэра | 115
|
| 12.3.2. Модели Сона, Эндэрсона и их коллег | 116
|
| Библиография | 123
|
| РАЗДЕЛ II. МОЖЕТ ЛИ РОБОТ ЛЮБИТЬ, СТРАДАТЬ И ИМЕТЬ ДРУГИЕ ЭМОЦИИ? | 125
|
| Глава 13. Может ли машина иметь разум? | 126
|
| 13.1.Несколько общих замечаний | 126
|
| 13.2.Разум, сознание и интеллект | 127
|
| 13.3.Имеют ли животные разум? | 129
|
| 13.4.Возможно ли машинное сознание, может ли машина иметь разум? | 134
|
| 13.5.Основные требования, предъявляемые к машинному разуму, и проблемы, возникающие при его создании | 135
|
| Библиография | 142
|
| Глава 14. Общая структура системы, реализующей машинный разум, и представление знаний в ней | 143
|
| 14.1.Общая структура системы, реализующей машинный разум | 143
|
| 14.2.Представление знаний | 146
|
| 14.2.1. Общее описание базы знаний о состоянии мира | 146
|
| 14.2.2. Особенности организации подобласти базы знаний, отображающей внешний мир | 154
|
| 14.2.3. Особенности организации подобласти базы знаний, отображающей структуру, понятия и техническое состояние внутреннего мира | 155
|
| 14.3.База правил | 156
|
| 14.3.1. Общее описание базы правил | 156
|
| 14.3.2. Примитивы | 160
|
| 14.3.3. Команды | 161
|
| 14.3.4 Процессы | 161
|
| 14.4.Программно-аппаратные механизмы | 163
|
| 14.4.1. Ядро системы | 163
|
| 14.4.2.Механизмы интерпретатора | 167
|
| 14.4.3. Механизмы генерации нейроподобных сетевых структур | 171
|
| Библиография | 173
|
| Глава 15. Особенности функционирования системы, реализующей машинный разум | 175
|
| 15.1.Базовый, суббазовые и регулярные процессы | 175
|
| 15.2.Связывание и синхронизация | 177
|
| 15.3.Взаимодействие областей памяти с разными характеристиками длительности хранения информации | 180
|
| 15.4.Режимы функционирования | 183
|
| 15.5.Механизмы, реализующие рассудочное поведение | 184
|
| 15.6.Механизмы, реализующие обучение | 190
|
| 15.7.Двухуровневая структура системы, реализующая разные виды сознания | 194
|
| Библиография | 197
|
| Глава 16. Ассоциация различных структур системы, реализующей машинный разум, с регионами мозга | 198
|
| 16.1.Некоторые общие соображения | 198
|
| 16.2.Структуры, осуществляющие функции хранения информации | 200
|
| 16.3.Структуры, осуществляющие функции нижнего уровня управления | 201
|
| 16.4.Структуры, осуществляющие функции высшего уровня управления | 211
|
| 16.4.1. Структурные аналоги супервизора | 213
|
| 16.4.2. Структурные аналоги базы правил | 213
|
| 16.4.3. Структурные аналоги базы знаний, отображающей прошлый опыт и состояния мира | 218
|
| 16.4.4. Структурные аналоги диспетчера | 220
|
| 16.4.5. Структурные аналоги операционных полей | 223
|
| Библиография | 227
|
| Глава 17. Ментальные представления и процессы в системе, реализующей машинный разум | 230
|
| 17.1.Некоторые методические соображения | 230
|
| 17.2.Общие интеллектуальные свойства системы | 231
|
| 17.3.Распределение функций, реализуемых системой, по отдельным ее архитектурным уровням | 232
|
| 17.4.Структурирование информации в отдельные короткие компоненты | 236
|
| 17.5.Организация и планирование совместной работы исполнительных органов системы. Процессы обучения | 238
|
| 17.5.1. Обучение и планирование работы исполнительных органов на реактивном уровне при наличии минимальной информации о внешнем мире | 239
|
| 17.5.2. Организация работы исполнительных органов на реактивном уровне в регулярном режиме | 245
|
| 17.6.Решение проблем, связанных с природой сознания | 248
|
| 17.6.1. Врожденность. Какова степень знаний, получаемых системой генетически и приобретаемых в процессе обучения? | 248
|
| 17.6.2. Кодирование информации и язык мышления. На каком языке оперирует система: на языке, подобном коду, или на языке нейросети? | 250
|
| 17.6.3. Восприятие информации и управление вниманием | 259
|
| 17.6.4. Дедуктивные рассуждения | 263
|
| 17.6.5. Эмоции и аффектные состояния и процессы | 266
|
| 17.6.6. Самоосознание и свобода воли | 271
|
| 17.7.Решение проблемы квалиа в системе, реализующей машинный разум | 274
|
| 17.8.Индивидуальность и общность поведения | 275
|
| Библиография | 277
|
| Глава 18. Мысле-мозговое соответствие. В какой степени сознание зависит от материала, реализующего мозг | 280
|
| 18.1.Основные факторы,определяющие зависимость сознания от материала носителя интеллекта: самовоспроизводство и саморазвитие | 280
|
| 18.2.Генная система и внутриутробное развитие как уникальный механизм, реализующий самовоспроизводство интеллектуальных систем | 282
|
| 18.3.Некоторые соображения о возможности создания искусственного мозга на небелковой основе | 284
|
| 18.4.В какой мере искусственный мозг может быть адекватен мозгу на биологической основе? Может ли робот любить, страдать и иметь другие эмоции? | 285
|
| Библиография | 288
|
| Приложение. Глоссарий для читателей-небиологов | 290
|