РАЗДЕЛ I. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗУМ. МОДЕЛИ СОЗНАНИЯ |
Глава 9. Теория высших функций головного мозга: модель Эделмена |
| 9.1. | Несколько общих замечаний о моделях сознания |
| 9.2. | Теория высших функций головного мозг |
| 9.3. | Принципиальные основы селекции |
| 9.4. | Требования к селекции групп |
| 9.5. | Вырожденная селекция групп |
| 9.6. | Особенности процессов распознавания |
| 9.7. | Обсуждение основных идей модели Эделмен |
| Библиография |
Глава 10. Концепция рабочей памяти: модели Бэдэли и Брэйвера, Коэна и их коллег |
| 10.1. | Несколько общих замечаний |
| 10.2. | Модель Бэдэли |
| | 10.2.1. Основные принципы |
| | 10.2.2. Нейрофизиологические предпосылки модели |
| | 10.2.3. Структура рабочей памяти |
| | 10.2.4. Компоненты рабочей памяти |
| | 10.2.5. Обсуждение основных идей модели Бэдэли |
| 10.3. | Расширение понятия "рабочая память" |
| 10.4. | Модель Брэйвера и Коэн |
| | 10.4.1. Несколько общих замечаний и определений |
| | 10.4.2. Основные теоретические предпосылки модели |
| | 10.4.3. Организация управления познанием |
| | 10.4.4. Основные компоненты кортекса, осуществляющие управление познанием |
| | 10.4.5. Обсуждение основных идей модели Брэйвера и Коэн |
| Библиография |
Глава 11. Глобальное рабочее пространство: теория Баарса и модель Франклин |
| 11.1. | Основные принципы, лежащие в основе теории Баарса |
| 11.2. | Теория осознанных переживаний Баарса |
| | 11.2.1. Осознанные и бессознательные процессы и глобальное рабочее пространство |
| | 11.2.2. Основные свойства осознанных переживаний в глобальном рабочем пространстве |
| | 11.2.3. Общие свойства специализированных процессоров |
| | 11.2.4. Нейронный базис осознанных переживаний |
| | 11.2.5. Роль контекста в осознанных переживаниях |
| | 11.2.6. Процессы обучения и адаптации |
| | 11.2.7. Целевой контекст, волевые действия и внимание |
| | 11.2.8. Обсуждение основных идей теории Баарса |
| 11.3. | Модель Франклин |
| | 11.3.1. Несколько общих замечаний и определений |
| | 11.3.2. Архитектура программной системы, реализующей модель |
| | 11.3.3. Когнитивный цикл |
| | 11.3.4. Обсуждение основных идей модели Франклина |
| Библиография |
Глава 12. Относительный и цивилизованный разум: модель Тэйлора и модель Голдбэрга |
| 12.1. | Модель Тэйлор |
| | 12.1.1. Несколько общих замечаний и определений |
| | 12.1.2. Основные предположения и принципы |
| | 12.1.3. Процессы, реализующие пассивное сознание |
| | 12.1.4. Управление процессами, ассоциированными с сознанием |
| | 12.1.5. Реализация квали |
| | 12.1.6. Процессы, реализующие активное сознание |
| | 12.1.7. Осознание самого себя |
| | 12.1.8. Модель управления сознанием, основанная на внимании |
| | 12.1.9. Обсуждение основных идей модели Тэйлора |
| 12.2. | Цивилизованный разум: модель Голдбэрга |
| 12.3. | Другие модели интеллектуальной деятельности |
| | 12.3.1. Модели Алексэндера и Мортэна, Денэта, Грэя и Шектэра |
| | 12.3.2. Модели Сона, Эндэрсона и их коллег |
| Библиография |
РАЗДЕЛ II. МОЖЕТ ЛИ РОБОТ ЛЮБИТЬ, СТРАДАТЬ И ИМЕТЬ ДРУГИЕ ЭМОЦИИ? |
Глава 13. Может ли машина иметь разум? |
| 13.1. | Несколько общих замечаний |
| 13.2. | Разум, сознание и интеллект |
| 13.3. | Имеют ли животные разум? |
| 13.4. | Возможно ли машинное сознание, может ли машина иметь разум? |
| 13.5. | Основные требования, предъявляемые к машинному разуму, и проблемы, возникающие при его создании |
| Библиография |
Глава 14. Общая структура системы, реализующей машинный разум, и представление знаний в ней |
| 14.1. | Общая структура системы, реализующей машинный разум |
| 14.2. | Представление знаний |
| | 14.2.1. Общее описание базы знаний о состоянии мир |
| | 14.2.2. Особенности организации подобласти базы знаний, отображающей внешний мир |
| | 14.2.3. Особенности организации подобласти базы знаний, отображающей структуру, понятия и техническое состояние внутреннего мир |
| 14.3. | База правил |
| | 14.3.1. Общее описание базы правил |
| | 14.3.2. Примитивы |
| | 14.3.3. Команды |
| | 14.3.4 | Процессы |
| 14.4. | Программно-аппаратные механизмы |
| | 14.4.1. Ядро системы |
| | 14.4.2. Механизмы интерпретатор |
| | 14.4.3. Механизмы генерации нейроподобных сетевых структур Библиография |
Глава 15. Особенности функционирования системы, реализующей машинный разум |
| 15.1. | Базовый, суббазовые и регулярные процессы |
| 15.2. | Связывание и синхронизация |
| 15.3. | Взаимодействие областей памяти с разными характеристиками длительности хранения информации |
| 15.4. | Режимы функционирования |
| 15.5. | Механизмы, реализующие рассудочное поведение |
| 15.6. | Механизмы, реализующие обучение |
| 15.7. | Двухуровневая структура системы, реализующая разные виды сознания |
| Библиография |
Глава 16. Ассоциация различных структур системы, реализующей машинный разум, с регионами мозг |
| 16.1. | Некоторые общие соображения |
| 16.2. | Структуры, осуществляющие функции хранения информации |
| 16.3. | Структуры, осуществляющие функции нижнего уровня управления |
| 16.4. | Структуры, осуществляющие функции высшего уровня управления |
| | 16.4.1. Структурные аналоги супервизор |
| | 16.4.2. Структурные аналоги базы правил |
| | 16.4.3. Структурные аналоги базы знаний, отображающей прошлый опыт и состояния мир |
| | 16.4.4. Структурные аналоги диспетчер |
| | 16.4.5. Структурные аналоги операционных полей |
| Библиография |
Глава 17. Ментальные представления и процессы в системе, реализующей машинный разум |
| 17.1. | Некоторые методические соображения |
| 17.2. | Общие интеллектуальные свойства системы |
| 17.3. | Распределение функций, реализуемых системой, по отдельным ее архитектурным уровням |
| 17.4. | Структурирование информации в отдельные короткие компоненты |
| 17.5. | Организация и планирование совместной работы исполнительных органов системы. Процессы обучения |
| | 17.5.1. Обучение и планирование работы исполнительных органов на реактивном уровне при наличии минимальной информации о внешнем мире |
| | 17.5.2. Организация работы исполнительных органов на реактивном уровне в регулярном режиме |
| 17.6. | Решение проблем, связанных с природой сознания |
| | 17.6.1. Врожденность. Какова степень знаний, получаемых системой генетически и приобретаемых в процессе обучения? |
| | 17.6.2. Кодирование информации и язык мышления. На каком языке оперирует система: на языке, подобном коду, или на языке нейросети? |
| | 17.6.3. Восприятие информации и управление вниманием |
| | 17.6.4. Дедуктивные рассуждения |
| | 17.6.5. Эмоции и аффектные состояния и процессы |
| | 17.6.6. Самоосознание и свобода воли |
| 17.7. | Решение проблемы квалиа в системе, реализующей машинный разум |
| 17.8. | Индивидуальность и общность поведения |
| Библиография |
Глава 18. Мысле-мозговое соответствие. В какой степени сознание зависит от материала, реализующего мозг |
| 18.1. | Основные факторы, определяющие зависимость сознания от материала носителя интеллекта: самовоспроизводство и саморазвитие |
| 18.2. | Генная система и внутриутробное развитие как уникальный механизм, реализующий самовоспроизводство интеллектуальных систем |
| 18.3. | Некоторые соображения о возможности создания искусственного мозга на небелковой основе |
| 18.4. | В какой мере искусственный мозг может быть адекватен мозгу на биологической основе? Может ли робот любить, страдать и иметь другие эмоции? |
| Библиография |
Приложение. Глоссарий для читателей-небиологов |