К читателю | 8
|
Глава 1. Э. Г. Дюбуа-Реймон и конец классической европейской рациональности | 11
|
1. Знаменитый физиолог | 12
|
2. «Семь мировых загадок» | 17
|
3. Классический и неклассический типы рациональности | 22
|
Глава 2. Проблема истерии и идея непрозрачности сознания | 28
|
1. «Дрессированные истерички» доктора Шарко | 28
|
2. Теодор Мейнерт: «Все врут!» | 29
|
3. Теория диссоциации Пьера Жане | 32
|
4. Ипполит Бернгейм: постгипнотическое внушение | 35
|
5. Рождение психоанализа | 36
|
Глава 3. Споры о предмете психологии и проблема психологизма | 40
|
1. Вильгельм Вундт: психология между «науками о природе» и «науками о духе» | 40
|
2. Франц Брентано: интенциональность сознания | 42
|
3. Вильгельм Шуппе: точка зрения имманентности | 43
|
4. Карл Штумпф: явления и психические функции | 47
|
5. Теодор Липпс: реальное Я | 49
|
6. Рудольф Эйслер: предмет психологии — переживания как таковые | 51
|
Глава 4. Освальд Кюльпе и Вюрцбургская школа | 53
|
1. Из Лейпцига в Вюрцбург… | 54
|
2. Наследие метафизики | 57
|
3. Вильгельм Вундт: проблема субстанции и принцип актуальности души | 61
|
4. «Введение в философию». Критический реализм | 64
|
5. Новая психология мышления | 67
|
6. Познание реальности | 78
|
Глава 5. Философская психология Г. И. Челпанова | 81
|
1. Создатель первого в России Психологического института | 82
|
2. Между Кантом и Лейбницем… | 92
|
Глава 6. Алоиз Риль: критическая наука о познании | 104
|
1. Критическая наука о познании | 105
|
2. Ученики и последователи Риля | 110
|
Глава 7. В. А. Богородицкий: грамматика и психология | 114
|
1. В. А. Богородицкий — представитель Казанской лингвистической школы | 114
|
2. «Общий курс русской грамматики» | 117
|
3. Споры вокруг «естественно-логической способности ума» | 126
|
Глава 8. Проблема развития значений в языкознании и психологии | 130
|
1. П. А. Лавровский: проблема исследования коренного значения слова | 130
|
2. А. А. Потебня: слово и миф | 135
|
3. Отношения «индивид—коллектив» и развитие форм обобщения | 143
|
Глава 9. «Бессмертное овнешнение» Густава Шпета | 152
|
1. В черном цилиндре и белом крахмале… | 152
|
2. Социальный реализм Г. Шпета | 157
|
3. Внутренняя форма слова | 160
|
Глава 10. Категория одушевленности в языке и проблема активности субъекта | 165
|
1. А. И. Томсон: почему и как родительный падеж сделался винительным? | 166
|
2. Кто же все-таки действует?! (Проблема активности субъекта в психологии) | 171
|
3. Структура действия и децентрация субъекта | 178
|
Глава 11. Мысль и слово | 184
|
1. Л. С. Выготский: теория развития высших психологических функций | 184
|
2. Проблема соотношения языка (речи) и мышления | 188
|
3. Служит ли слово для именования «готового» предмета? | 189
|
4. Квазиобъект, номинация и экспликация признаков предмета | 194
|
5. «Хитрость» разума | 197
|
6. Образ сознания и его связь с языком | 198
|
7. Социальность психики и единство мышления и речи | 201
|
Глава 12. Становление теории деятельности | 204
|
1. Картезианская онтология и возможности ее преодоления | 204
|
2. Деятельность и сознание | 209
|
3. Теория речевой деятельности (отечественная психолингвистика) | 216
|
Журавлев Игнатий Владимирович Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Отдела психолингвистики Института языкознания РАН, преподаватель ряда вузов Москвы, врач-психиатр, практикующий психотерапевт. В 2002–2014 гг. читал поточный курс психиатрии на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Автор около 150 научных публикаций, включая книги «Как доказать, что мы не в матрице? Сознание, коммуникация и психические расстройства» (URSS), «Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности» (URSS), «Психология и психопатология восприятия: Пролегомены к теории „зонда“» (URSS), «Сознание и миф: Что мы делаем, чтобы быть сознательными существами» (URSS), «От Фрейда к Выготскому: Очерки истории психологии в ее связях с философией и лингвистикой» (URSS).