ПРЕДИСЛОВIЕ |
ГЛАВА I. Воспитанiе въ ХVI и XVII столетiяхъ |
| Домострой.-Безграничный произволъ главы семейства.-Положение детей.-Какiе примеры имели они передъ глазами. - Аскетические идеалы и ихъ значенiе.-Положенiе женщины.-Теремъ и его влiянiе.-Грубость нравовъ и жестокость. - Семейныя дрязги и развратъ.-Отношенiя къ рабамъ и друзьямъ.-Ссоры, Сквернословiе и драки.-Доносы.-Грубыя развлеченiя: пиры, обжорство, пьянство,звериныя травли, охота, кулачные бои, скоморохи.-Взяточничество.- Суеверiя-Кликуши.-Нищiе и отношенiе къ нимъ.-Презренiе высшаго сословiя къ труду.-Отсутствiе интеллигенции. - Византiйское влiянiе и продолжительное отчужденiе Россiи отъ Западной Европы |
ГЛАВА II. XVIII векъ |
| Вторженiе государственной власти въ семейную жизнь и его последствiя.-Отсутствiе иницiативы въ характере русскаго человека.-Раздоры и разногласiе между отцами и детьми.-Образованiе въ первой половине Х?Ш в. - Вносило-ли оно обновленiе въ умственную жизнь.-Наука, семейные нравы и воспитанiе подчиняются государственной опеке.-Отсутствiе умственной самодеятельности и воспитательной практики-Чиновничье тщеславiе и его значенiе.- Взгляды Посошкова на воспитанiе. - Крепостное право и его растлевающее влiянiе.-Дворянская спесь.-Жизнь дворянъ и ихъ удовольствiя.-Стремленiе къ светской жизни. - Сутяжничество.-Преклоненiе предъ богатствомъ и знатностью.-Внешнее благочестiе и ханжество. - Физическое, умственное и нравственное воспитанiе юношества того времени,-Телесныя наказанiя и ихъ пагубныя последствiя |
ГЛАВА III. Идеалы воспитанiя на западе со времени реформацiи |
| Значенiе реформацiи. - Принципы воспитанiя Амоса Коменскаго.-Его "Великая Дидактика".-Идея материнской школы.-Джонъ Локкъ.-Его книга "Мысли о воспитанiи": ея достоинства и недостатки.-Педагогическiе взгляды Фенелона. - Поразительное влiянiе "Эмиля" на умы всего света и причины этого явленiя. - Идеалы Руссо; ихъ значенiе.въ воспитанiи въ прошлое и настоящее время.- Песталоцци; его деятельность, произведения и принципы воспитанiя |
ГЛАВА IV. Какъ осуществлялись у насъ въ царствованiе Екатерины II западные идеалы воспитанiя |
| Новыя идеи, внесенный въ русское общество литературою и правительствомъ.-Новыя педагогическiя воззренiя.-Ихъ влiянiе и практическое примененiе.-Система воспитанiя "новой породы людей".-Закрытия учебныя заведенiя. - Чтенiе для детей. - Значенiе новыхъ идей въ воспитанiи.-Причина неприменимости къ русской жизни многихъ западныхъ идеаловъ |
ГЛАВА V. Первая половина XIX века |
| Общественное движенiе въ начале царствованiя Александра I.- Влiянiе интеллигентныхъ кружковъ и литературы на умственное разBHTie русскаго общества.-Положенiе общества после 1825 г. - Умственное движенiе сосредоточивается преимущественно въ среднемъ классе общества.-Влiянiе Гоголя и Белинскаго. - Сороковые годы и влiянiе реакцiи после 1848 г.-Нравы русскаго общества.-Что видело вокругъ подрастающее поколенiе.-Молодечество и преклоненiе передъ физической силой. - Взяточничество. - Интриги изъ-за власти–Праздная жизнь помещиковъ.-Отсутствие общественныхъ идеалавъ, чувствадшiгаигуманныхъпринциповъвъ массе общества. - Люди высшаго и средняго сослошя. - Развлеченiя. - Воспитанiе въ казенныхъ заведенiяхъ.-Характеръ институтскаго воспитанiя. - Разладъ между старымъ и молодымъ поколенiями усиливается.-Отсутствие педагогическаго опыта.-Домашнее воспитанiе-Все отъ детей и ничего отъ родителей. - Господство родительскаго авторитета.- Раздоръ между супругами и его влiянiе на детей.-Физическое, умственное и нравственное воспитанiе. - Телесныя наказанiя.-Характеръ обученiя. - Крестьянскiе ребята, прислуга, гувернантки. - Ихъ влiянiе на детей |
ГЛАВА VI. Шестидесятые годы |
| Оживленiе общества после 1855 г. - Восторгъ, вызванный статьею Пирогова"Вопросы жизни".-Ея достоинства и недостатки.- Пробужденiе въ, обществе интереса къ вопросамъ воспитанiя.-Возрожденiе идей сороковыхъ годовъ.-Шестидесятые годы.-Умственное движенiе общества.-Раздоръ между отцами и детьми. - Причина этого явленiя-Страстное стремление молодежи къ самостоятельности и. самообразованию.-Идеалы и требованiя людей 60-хъ г.г.- Примененiе ихъ къ воспитанiю.-Достоинства и недостатки воспитанiя того времени - "Господа дети" и ихъ первенствующая роль въ семье"-Все для детей и ничего отъ детей.-Причина этого явленiя и его последствiя.-Детская и ея обстановка.-Свобода детей, какъ ее понимали въ то время и какъ следуетъ применять ее въ воспитанiи вообще.. - Результаты утрированно-деликатнаго отнощенiя къ душевному мiру детей.-Влiянiе на воспитанiе утилитарнаго, направления-Его вредъ и важное значенiе эстетическаго развитая.-Умственное воспитанiе детей того времени: его достоинства и недостатки.-Пренебрежительное отношенiе къ развитiю памяти.-Сближенiе съ народомъ.-Заимствованiя у немцевъ, доведенныя до абсурда.-Почему изгоняли изъ употребленiя сказки.-Вредъ педантичнаго примененiя какихъ бы то ни было методовъ. - Итоги воспитания шестидесятыхъ годовъ |
ГЛАВА VII. Современное воспитанiе |
| Воспитанiе въ конце XIX ст. - Отсутствие интереса къ вопросамъ педагогическимъ.-Отсутствiе умственнаго и нравственнаго развитiя детей.-Значенiе товарищества.-Начало XX столетiя.-Царство свободнаго ребенка.-Возможна-ли въ воспитанiи детей дошкольнаго возраста безконтрольная свобода.-Необходимость совместнаго воспитанiя мальчиковъ съ девочками.-Половой вопросъ.-Отношенiе къ нему въ Германiи.-Руководства для объяснения детямъ вопроса о происхожденiи человека.-Что должны делать воспитатели, чтобы любознательность къ половой сфере пробуждалась какъ можно позже.–Какъ устроить для ребенка интересную и полезную жизнь.-Наблюденiя и работы |
ГЛАВА VIII. Наследственность |
| Значенiе и влiянiе наследственности. - Примеры наследственной передачи.-Атавизмъ.-Какое значенiе имеетъ воспитанiе при могущественномъ влiянiи наследственности |
ГЛАВА IX. Могущественное значенiе привычекъ |
| Задачи воспитанiя.-Органы чувствъ дитяти. - Ихъ значенiе для физическаго, нравственнаго и умственнаго воспитанiя.-Влiянiе привычекъ въ развитiи этихъ органовъ.-Навыки при развитiи органовъ зренiя и слуха. - Значенiе привычки въ области осязанiя. - Практическiя упражненiя.-Вкусъ и обонянiе.-Какую опасную роль можетъ играть привычка при неправильномъ развитiи органовъ этихъ чувствъ.-Какъ родители должны относиться къ процессу развитiя речи ребенка.-Капризы и раздражительность, прививаемые въ раннемъ детстве-Ихъ причины, последствiя и обыденныя правила для избежанiя ихъ.-Привычки для развитiя правдивости.-Важное значенiе аккуратности, чистоплотности и трудолюбiя-Подражанiе: какъ воспитатели должны относиться къ этой склонности детей. - Необходимость навыка къ труду.-Благотворное значенiе для детей радости и веселья.-Важное значенiе послушанiя.-Значенiе памяти въ сфере умственной и нравственной.-Влiянiе привычки на правильное развитiе памяти. - Какимъ образомъ следуетъ ее усовершенствовать. - Значенiе вниманiя. - Какую роль играетъ привычка въ развитiи вниманiя,-Вниманiе непроизвольное и произвольное.-Какимъ образомъ развиваются побужденiя къ вниманiю характера узкаго и эгоистическаго.-Развитiе вниманiя у детей дошкольнаго возраста |
ГЛАВА X. Нервность |
| Усиленiе нервности и нервныхъ болезней во всехъ классахъ общества, среди взрослыхъ и детей. - Величайшая опасность этихъ недуговъ для современнаго общества и ихъ последствiя. - Самоубiйства детей. - При какихъ обстоятельствахъ воспитанiе влiяетъ на развитiе нервности и нервныхъ болезней. - Злоупотребленiе возбуждающими средствами и ихъ пагубное влiянiе.-Чрезмерное физическое напряженiе.-Вредъ умственнаго переутомленiя.–Однообразiе труда и его влiянiе.-Какимъ должно быть воспитанiе при вредныхъ условiяхъ соцiальной жизни.-Гигiена отдыха.-Правильно организованный трудъ. - Движенiе, какъ одно изъ важнейшихъ условiй физическаго, умственнаго и нравственнаго воспитанiя.-Необходимость безмятежнаго сна. - Отъ какого рода развлеченiй необходимо устранять ребенка.-Охраненiе ребенка отъ душевныхъ потрясенiй.-Гибельное влiянiе страха, испуга, гнева и горя на кровообращенiе, пищеваренiе, деятельность сердца и дыханiя, на нервную систему и нравственность.-Влiянiе угрозъ и дурной привычки щекотать ребенка.- Вредъ испуга и страха передъ сномъ.-Какъ предохранять детей отъ нервности и нервныхъ заболеванiй |
ГЛАВА XI. Нравственное воспитанiе |
| Какимъ долженъ быть нравственный человекъ. - Высшая цель воспитанiя. - Строгое выполненiе обязанностей. - Воспитанiе воли.-Влiянiе воли на тело и духъ. - Упражненiе воли не требуетъ дрессировки, а должно вытекать изъ законныхъ требованiй жизни.- Вера въ свои силы и ея значенiе. - Ослабленiе воли. - Признаки и причины этого явленiя.-Въ чемъ заключается воспитанiе характера.- Необходимость пробуждать сочувствiе, состраданiе, интересъ и любовь къ ближнему.-Подавленiе низменныхъ инстинктовъ. - Воспрещенiе детямъ мучить животныхъ. - Подавленiе власТолюбiя и жадности.-Необходимость удовлетворять природному стремленiю ребенка къ деятельности.-На какiя занятiя должно направлять деятельность ребенка дошкольнаго возраста. - Возможно ли при воспитанiи обойтись безъ наказанiй. - Сущность теорiи естественныхъ наказанiй.- Насколько состоятельна эта теорiя.-Примеръ воспитанiя семьи изъ действительной жизни |
ГЛАВА XII. Воспитанiе ума |
| О воспитанiи, которое получаютъ у насъ маленькiя дети-Могутъ ли они усвоить школьныя знанiя, когда до школы имъ не даютъ правильнаго умственнаго развитiя.-Къ чему ребенокъ выказываетъ умственное тяготенiе съ ранняго возраста.-Важнейшiя правила при развитiи детскаго ума.-Какъ и что следуетъ наблюдать въ природе и жизни.-Необходимая последовательность въ наблюденiяхъ.-Ребенокъ долженъ наблюдать не только природу, но и человека. - Необходимо вспоминать наблюдаемое и пересказывать наблюденiя. - Практическiя указанiя для развитiя наблюдательности. - Почему умственно развитые люди далеко не всегда бываютъ нравственными.- Можетъ ли правильное умственное развитiе не способствовать нравственному совершенствованiю человека. - Большая часть пороковъ маленькихъ детей происходитъ отъ отсутствiя соответственная ихъ возрасту развитiя |
| Примеры практическихъ задачъ для наблюденiй |
| | I. | Задачи для наблюденiй въ летнее время |
| | II. | Задачи для наблюденiй въ зимнее время |
ГЛАВА XIII. Система Фребеля |
| Развитiе идей о дошкольномъ воспитанiи.-Система Фребеля.- Ея достоинства и недостатки. - Въ чемъ состоитъ главная заслуга Фребеля |
ГЛАВА XIV. Воспитанiе ребенка съ перваго проявленiя въ немъ сознанiя до трехъ-четырехъ летняго возразста |
| Цветные мячики. - Пригодны ли фребелевскiя упражненiя съ мячикомъ для маленькихъ детей.-Практическiе примеры того, какъ мы, русскiе воспитатели, можемъ пользоваться идеями Фребеля. - Игры для укрепленiя мышцъ-Чемъ и какъ можемъ мы занимать ребенка въ первые годы его жизни.-Песни, игры и наблюденiя, которыми могутъ воспитатели занимать детей въ первомъ возрасте. - Какъ изменить фребелевскiя занятiя съ мячикомъ для 3- 4-хъ-летнихъ детей. - Какiя занятiя более всего соответствуютъ этому возрасту.-Когда дети могутъ начинать учиться счету.-Какого метода следуетъ придерживаться при ари?метическихъ упражненiяхъ съ маленькими детьми. - Примеры такихъ упражненiй для детей 4- 5-ти летъ.-Второй даръ: шаръ, кубъ, цилиндръ. - Беседы при упражненiяхъ со вторымъ даромъ. - Беседы и разсказы для детей 4-хъ-5-ти-летняго возраста |
ГЛАВА ХV. Воснитанiе ребенка съ четырехъ до шести летъ |
| Третiй даръ Фребеля-кубъ, разделенный на 8 кубиковъ и четвертый даръ-кубъ, разделенный на 8 плитокъ.-Беседы, которыми можно сопровождать занятiя по этимъ дарамъ.-Необходимое условiе при постройкахъ. - Загадки, пригодныя для детей этого возраста.- На что следуетъ обращать вниманiе детей во время прогулокъ.- Вырезанiе отъ руки. - На сколько воспитатель можетъ принимать участiе въ самостоятельныхъ играхъ ребенка во время отдыха.-Примеры арифметическихъ упражненiй въ этомъ возрасте. - Значенiе сказокъ для детей. - Наблюдения надъ растенiями, разведенными въ комнате самимъ ребенкомъ. - Беседы съ детьми при раскладыванiи лучинъ, при постройкахъ изъ кубиковъ и плитокъ |
ГЛАВА ХVI. Беседы, сказки, разсказы и загадки для детей отъ 5-ти до 8-ми летняго возраста |
ГЛАВА XVII. Воспйтанiе ребенка съ 6-ти до 8-ми, 9-ти летъ |
| Пятый даръ Фребеля - кубъ, разделенный на 27 кубиковъ, и шестой даръ, разделенный на 27 плитокъ. - Какъ следуетъ руководить постройками этого рода-Соответственныя беседы.- Значенiе басенъ для детей. - Книги, которыми воспитатели могутъ пользоваться для чтенiя и пересказа детямъ дошкольнаго возраста |
ГЛАВА XVIII. Подвижныя игры и ритмическая гимнастика |
| Комнатная гимнастика.-Подвижныя игры. - Значенiе игры въ
жизни ребенка.-Какое направленiе следуетъ давать играмъ.-12-ть
подвижныхъ игръ.-Задача и цель ритмической Гимнастики Далькроза |
ГЛАВА XIX. Методъ воспитанiя и обученiя Монтессори |
| Женщина-врачъ Марiя Монтессори. - "Дома ребенка" и педагогическiе методы, применяемые въ нихъ. - Ихъ достоинства и недостатки. - Заимствованiе у Итара, Сегена и Фребеля. - Необходимость прiучать детей къ чистоплотности и аккуратности. - Значенiе классной мебели.-У праздней iе наградъ и наказанiй.- Дисциплина въ свободе.-Воспитанiе въ послушанiи.-Упражненiе въ приличiи и грацiи. - Беседы съ детьми. - Воспитанiе мускуловъ. - Вольная и образовательная гимнастика.-Воспитанiеоргановъ чувствъ зренiя, слуха, обонянiя, осязанiя и вкуса.-Работы, принятыя въ "Домахъ ребенка".-Лепка изъ глины.-Гончарное искусство.-Выделка кирпичиковъ.-Фигуры изъ картона.-Новый методъ первоначальнаго обученiя и его громадное значенiе |
ГЛАВА XX. Обзоръ развивающихъ занятiй и работъ |
| Объясненiе таблицъ I-IХ-Значенiе строительнаго матерiала Фребеля-Примеры беседъ при постройкахъ, указанныхъ на таблицахъ.-Разсказъ по поводу памятника Фребеля.-О плоскостяхъ:квадратъ, треугольники и цветная мозаика.-Рисованiе красками.-Сгибанiе бумаги.-Переплетанiе бумажныхъ тесемокъ.-Раскладыванiе и переплетанiе лучинъ.-Тканье или плетенье.-Работы изъ гороха.- Выкалыванiе.-Вышиванiе.-Вырезанiе и наклеиванiе.-Вырезанiе теней.-Работы изъ семянъ.-Отпечатыванiе листьевъ. - Работы изъ соломы.-Какое занятiе можно придумать со стеариновымъ огаркомъ? - Гипсовыя работы. - Выкладыванiе палочекъ или спичекъ.-Выкладыванiе колецъ и полуколецъ,-Работы изъ бичевокъ.- Силуэты.-Лепка изъ глины.-Рисованiе и его громадное значенiе |
ГЛАВА XXI. Обзоръ наиболее пояезныхъ детсшхъ игрушекъ |
| Таблицы |