Оглавление
Лазурский Александр Федорович
Выдающийся врач и психолог, автор учения о личности и типах характера. Родился в г. Переяславле Полтавской губернии. В 1897 г. окончил Военно-медицинскую академию и начал работать в руководимой В. М. Бехтеревым Клинике душевных и нервных болезней, где возглавил специальную психологическую лабораторию. В 1900 г. защитил диссертацию «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение», высоко оцененную И. П. Павловым и В. М. Бехтеревым. В 1901–1902 гг. был в зарубежной командировке; работал в лабораториях В. Вундта и Э. Крепелина, слушал лекции К. Штумпфа. С 1903 г. — приват-доцент Военно-медицинской академии по душевным и нервным болезням. Сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его кафедру общей психологии. С 1904 г. сотрудничал с А. П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии. С 1913 г. — штатный клинический ассистент по психиатрии в Женском медицинском институте.
А. Ф. Лазурский сыграл выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии. В своих экспериментальных психологических исследованиях он стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Он одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого. Им была разработана характерология — психологическая концепция индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Большой интерес вызвали в свое время его работы по клинической психофизиологии, касающиеся соматопсихических соотношений. Он также подчеркивал, что психология должна быть не философской, а биологической, то есть экспериментальной наукой. Челпанов Георгий Иванович
Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.
Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие. Босс В. Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».
Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем. Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов». За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете. Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования. Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому». |