URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Майкапар С.М.; Челпанов Г.И.; Босс В. КОМПЛЕКТ: 1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ, его значение, природа и особенности и МЕТОД ПРАВИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. 2. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти. 3. ПОДАРОК: Наваждение Обложка Майкапар С.М.; Челпанов Г.И.; Босс В. КОМПЛЕКТ: 1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ, его значение, природа и особенности и МЕТОД ПРАВИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. 2. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти. 3. ПОДАРОК: Наваждение
Id: 317392
879 р.

КОМПЛЕКТ:
1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ, его значение, природа и особенности и МЕТОД ПРАВИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. 2. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти. 3. ПОДАРОК: Наваждение

2024. 624 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
  • Мягкая обложка

Аннотация

1. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития. Мягкая обложка. 256 стр.

Вниманию читателей предлагается книга известного советского пианиста, композитора и педагога С. М. Майкапара (1867–1938). Автор исследует феномен музыкального слуха, его природу и особенности. В книге рассматривается целостная система развития музыкального слуха, основанная на его обогащении художественными звуковыми впечатлениями... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловiе
ВВЕДЕНIЕ
Гл. I.Что следуетъ разуметь подъ музыкальнымъ слухомъ
Гл. II.Значенiе музыкальнаго слуха
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ . Природа и особенности музыкальнаго слуха
Гл. I.Природа музыкальнаго слуха:
 Предварительныя сведенiя изъ физики звука. Устройство и отправленiя слухового органа
Гл. II.Особенности музыкальнаго слуха:
 Хорошее и плохое состоянiе слуха. Условiя, влiяющiя на состоянiе слуха: значенiе вниманiя; влiянiе интонацiи, звуковой краски, ритма, нюансировки, фразировки и формы. – Влiянiе дельной художественной музыки. – Виды плохого состоянiя слуха: раздраженiе, притупленiе, утомленiе, усыпленiе и разсеянiе слуха. – Некоторыя особыя свойства музыкальнаго слуха
ЧАСТЬ ВТОРАЯ . Система правильнаго развитiя слуха
Гл. I.Развитiе внешняго слуха:
 Что такое развитой музыкальный слухъ и въ чемъ его назначенiее. – Воспрiятiе звуковыхъ впечатленiй и сужденiе о нихъ, какъ основа развитiя слуха. Изученiе интонацiи, красокъ и нюансировки скрипичныхъ звуковъ. – Полная система развитiя слуха
Гл. II.Практическое осуществленiе предлагаемой системы
Гл. III.Развитiе внутренняго слуха
Гл. IV.Абсолютный слухъ; его истинное место и значенiе
ЗАКЛЮЧЕНIЕ
 Краткое перечисленiе выводовъ этого сочиненiя. Еще о значенiи музыкальнаго слуха. – Взглядъ на будущее музыкальной педагогики въ деле развитiя слух
Приложенiя:
 № 1. Устройство сирены. – № 2. Определенiе величины интерваловъ и числа колебанiй. – № 3. Скрипичные флажолеты; способъ ихъ извлеченiя и причина появленiя. – № 4. Объясненiе, данное Гельмгольцемъ явленiю созвучанiя. – № 5. Системы, тоновъ

Предисловие
top

Изданiе въ светъ настоящей книги вызвано убежденiемъ автора въ необходимости заполнить пробелъ, существующiй въ литературе по вопросу о сущности и свойствахъ музыкальнаго слуха, а также убежденiемъ въ необходимости коренного преобразованiя важнейшей отрасли музыкальной педагогики, имеющей предметомъ развитiе художественнаго музыкальнаго слуха.

Что потребность въ популярномъ изложенiи природы и особенностей музыкальнаго слуха до настоящаго времени оставалась неудовлетворенной, въ этомъ автору пришлось убедиться при разработке настоящаго труда. Разбросанность источниковъ, неприспособленность ихъ къ пониманiю лицъ, неспецiализировавшихся въ различнейшихъ областяхъ знанiя и, наконецъ, недостатокъ въ наблюденiяхъ надъ своеобразными свойствами художественнаго музыкальнаго слуха, все эти характерныя черты нынешняго состоянiя литературы по вопросу о музыкальномъ слухе, делаютъ, какъ намъ кажется, вполне своевременной попытку по мере силъ выяснить, разработать и свести въ одно место относящiяся сюда данныя различныхъ наукъ и практическiя наблюденiя. -Выполненiю этой задачи посвящена первая часть книги.

Вторая, главнейшая, задача лежитъ, однако, въ другой части ея. "Система правильнаго развитiя" имеетъ въ виду указать и объяснить причину недостаточности общепринятаго метода развитiя слуха путемъ сольфеджiо и поставить на место его систему более целесообразную, основанную на обогащенiи слуха художественными звуковыми впечатленiями и развитiи критическаго сужденiя относительно впечатленiй слуха.

Не обманывая себя ложной надеждой, что мысли, развитыя въ этой книге, вызовутъ полное и быстрое преобразованiе важной области музыкальной педагогики, авторъ представляетъ себе путь проведенiя въ жизнь рацiональныхъ основъ развитiя слуха въ форме учрежденiя при консерваторiяхъ и школахъ сначала небольшихъ опытныхъ классовъ. Более широкая и, наконецъ, полная замена стараго новымъ наступитъ только современемъ, когда классы эти дадутъ несомненные результаты и положатъ первое основанiе некоторой педагогической рутине, безъ которой невозможно обширное распространенiе какой бы то ни было системы.

Необозримое поле, открывающееся художнику для развитiя, педагогу для наблюденiя и ученому для изученiя, служитъ залогомъ непрерывнаго прогресса при работе по предлагаемому методу, а также и определяетъ место настоящаго труда, какъ перваго опыта, и поэтому, по необходимости, опыта неполнаго, изобилующаго, по всей вероятности, многими недостатками. Нетъ никакого сомненiя, что предлагаемое новшество вызоветъ на первыхъ порахъ резкое осужденiе со стороны приверженцевъ стараго метода; мы, однако, считаемъ долгомъ предупредить, что только опытъ практическаго осуществленiя можетъ говорить за или противъ педагогической системы и только на основе такого опыта можно будетъ говорить о пригодности или непригодности "рацiональнаго метода".

Этимъ мы, разумеется, не пытаемся устранить право читателей критиковать научную и фактическую часть труда, а также выводы, делаемые нами, и самую форму изложенiя. Всякая такая критика можетъ быть только желательна и полезна какъ самому автору, такъ и въ интересахъ дела.

С.М.
Москва, 1900 г.

Об авторах
top
Майкапар Самуил Моисеевич
Известный отечественный пианист, композитор и педагог. Родился в Херсоне. Учился в Таганрогской гимназии; музыкой начал заниматься с 6 лет. В 1885 г. поступил в Петербургскую консерваторию, где учился как пианист у Б. Чези, В. Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Н. Соловьева. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 г.). По окончании консерватории (1893) до 1898 г. совершенствовался как пианист под руководством Т. Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах. С 1898 по 1901 гг. выступал в концертах с Л. Ауэром и И. Гржимали. В 1901 г. основал музыкальную школу в Твери. Принимал активное участие (секретарь) в работе руководимого С. Танеевым московского научно-музыкального кружка. С 1910 по 1930 гг. преподавал фортепиано в Петербургской консерватории; профессор с 1915 г.

Будучи разносторонне одаренным музыкантом, С. М. Майкапар всю жизнь сочетал композиторскую деятельность с педагогической, музыкально-теоретической и исполнительской. Наивысшим его достижением как пианиста стало исполнение в 1925 г. в Малом зале Ленинградской консерватории полного цикла из 32 сонат Бетховена. Кроме того, он написал значительное количество фортепианных пьес для детей и юношества (большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки»), а также ряд музыкально-теоретических произведений, к которым относится, в частности, работа «Музыкальный слух», впервые вышедшая в 1900 году (переизд. в URSS).

photoЧелпанов Георгий Иванович
Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.

Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие.

photoБосс В.
Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».

Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем.

Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов».

За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете.

Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования.

Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому».