URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение Обложка Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение
Id: 317368
569 р.

Речевые ошибки и их предупреждение Изд. 5, стереотип.

2024. 192 с.
Белая офсетная бумага
Печатается по третьему изданию, исправленному.

Аннотация

Печатается по третьему изданию, исправленному.

В предлагаемой вниманию читателей книге рассматриваются отклонения от действующих языковых норм, типичные как для устной, так и для письменной речи учащихся. Последовательно описываются ошибки словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, что соответствует расположению материала действующих учебников русского языка.

Подробно рассматриваются методические... (Подробнее)


Оглавление
top
От автора6
Предисловие9
Речевые ошибки учащихся и их причины11
§ 1. Культура речи и речевые ошибки11
§ 2. Причины речевых ошибок учащихся14
§ 3. Классификация речевых ошибок учащихся24
Словообразование28
§ 1. Словосочинительство30
§ 2. Видоизменение слов нормативного языка38
Морфология42
§ 1. Имя существительное42
I. Существительные одушевленные и неодушевленные42
II. Род существительных43
III. Число существительных49
IV. Склонение существительных53
§ 2. Имя прилагательное60
I. Полная и краткая форма прилагательных60
II. Степени сравнения прилагательных61
§ 3. Местоимение64
I. Местоимения себя и свой64
II. Местоимение он и указательные местоимения66
III. Использование просторечных притяжательных местоимений70
§ 4. Глагол71
I. Образование глагольных форм71
II. Образование видовых пар глагола78
III. Употребление видо-временных форм глаголов85
IV. Причастие88
V. Деепричастие93
Синтаксис97
§ 1. Управление97
§ 2. Согласование сказуемого с подлежащим106
§ 3. Однородные члены предложения111
§ 4. Причастные обороты119
§ 5. Деепричастные обороты121
§ 6. Порядок слов в предложении123
§ 7. Сложносочиненное предложение127
§ 8. Сложноподчиненное предложение130
Лексика и фразеология139
§ 1. Ненормативные значения слов (семантические ошибки)139
I. Изменение значений слов нормативного языка141
II. Возникновение новых значений слов нормативного языка147
§ 2. Нарушение лексической сочетаемости150
§ 3. Тавтологические ошибки и повторы152
§ 4. Фразеологические ошибки156
Принципы и методические приемы дифференциации, предупреждения и исправления речевых ошибок162
§ 1. Дифференциация речевых ошибок162
§ 2. Предупреждение речевых ошибок169
§ 3. Исправление речевых ошибок184

Анонс
top

Отклонения от действующих языковых норм

Ошибки словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические

Способы дифференциации ошибок, основные принципы и приемы их предупреждения и исправления


От автора
top

Дорогой читатель!

Перед Вами книга, в которой описываются причины речевых ошибок детей школьного и частично – дошкольного возраста. Хорошо известно, что ни одна из ошибок не является случайной: она определяется особенностями осваиваемой человеком языковой системы (в нашем случае – системы русского языка), условиями порождения речи и психофизиологическими особенностями личности. В данной книге подробно освещается первый аспект, частично – второй, последний же должен рассматриваться психологами и физиологами (очевидно, в тесном содружестве с лингвистами).

Никому из нас не удалось еще освоить родной язык, не совершая разнообразных ошибок в устной и письменной речи. На определенной стадии освоения языка ошибка – свидетельство самостоятельности, проявление своего рода творческих способностей. Об этом много и справедливо писал один из первых исследователей детской речи в нашей стране К.И.Чуковский. Однако на определенном этапе языкового развития речевые ошибки уже не могу не вызывать досады и огорчения. Они нарушают правильность речи, свидетельствуют о недостаточном владении языковыми нормами. Нет необходимости говорить о трудном положении школьника, устная и письменная речь которого изобилует ошибками.

Книга, которая лежит перед Вами, представляет собой своего рода справочник, в котором последовательно описывается лингвистический механизм наиболее распространенных ошибок в речи детей. Материалом для нее послужили записи устной речи детей, а также сочинения, изложения и прочие письменные тексты.

Первое издание этой книги осуществлено в 1982 г. издательством "Просвещение", второе – Издательским домом "МиМ" в 1997 г. Учителя пользовались и продолжают пользоваться этой книгой как справочным пособием, помогающим выяснить характер допущенной школьником ошибки. Ведь без понимания лингвистической природы ошибки нельзя ни объяснить ее ученику, ни предупредить возможность появления подобных ошибок в дальнейшем. В сущности, учитель, проверяющий тетрадь ученика, превращается в исследователя, вынужденного анализировать каждую ошибку. Сложность его положения еще и в том, что многие из правил, нарушаемых детьми, в школе не изучаются вообще, а некоторые и еще даже не описаны в лингвистической литературе. Реальная речевая практика всегда оказывается шире любого грамматического или иного описания.

Эта книга, как я надеюсь, будет полезна и логопеду, который часто бывает поставлен перед необходимостью по характеру допущенной ошибки разграничивать нормальный и аномальный путь освоения языка.

Что касается моих коллег-лингвистов, то не могу не вспомнить призыва Л.В.Щербы, обращенного к нашему сообществу, изучать так называемый "отрицательный материал", т.е. разнообразные отступления от языковой нормы. Детская речь в этом отношении представляет ценнейшую разновидность "отрицательного языкового материала", так как, по выражению основоположника нашей отечественной онтолингвистики А.Н.Гвоздева, именно в детской речи "стихия языка отражается без какого бы то ни было искажения". Это своеобразный эксперимент, поставленный самой природой и позволяющий нам понять внутреннее устройство нашего языка и прежде всего – иерархическую организацию языковых правил.


Предисловие
top

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные детскому возрасту.

Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколения в поколение. Следовательно, их появление связано с объективными закономерностями, определить которые и пытается автор этой книги. В книге анализируются лингвистические и отчасти психологические предпосылки наиболее распространенных речевых ошибок учащихся разного возраста. Под речевыми ошибками при этом понимаются любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Последовательно рассматриваются ошибки словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические. Такое расположение материала объясняется соображениями практического характера: во-первых, оно отчасти соответствует членению лингвистического материала в школьном учебнике, что позволяет учителю учесть типичные случаи нарушения норм при изучении той или иной темы курса русского языка; во-вторых, это облегчает пользование пособием как справочником по речевым неправильностям.

В центре внимания находятся лингвистические проблемы, однако подробно рассматриваются и некоторые методические вопросы: описываются способы дифференциации ошибок, основные принципы и приемы их предупреждения и исправления.

Материалом для книги послужила картотека речевых неправильностей, собираемая автором в течение ряда лет. Большую помощь в сборе материала оказали учителя М.Е.Ильина, Л.М.Василевская, И.Б.Гинзбург, Г.М.Шешин, Э.М.Гуржи, которым автор выражает свою искреннюю признательность.


Об авторе
top
photoЦейтлин Стелла Наумовна
Доктор филологических наук, зав. кафедрой детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, зав. лабораторией детской речи, руководитель Всероссийского постоянно действующего семинара по онтолингвистике при Петербургском лингвистическом обществе, ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики Института лингвистических исследований РАН.

Выпускница историко-филологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина (МПГУ). С 1962 г. живет и работает в Санкт-Петербурге. В 1972 г. защитила кандидатскую диссертацию «Субстантивные предложения в современном русском языке и их темпоральная характеристика», в 1989 г. — докторскую диссертацию «Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка)». Основные научные интересы: функциональная грамматика современного русского языка, проблемы слово- и формообразования, теория речевых ошибок, проблемы освоения русского языка ребенком, проблемы освоения русского языка как второго (иностранного).

Является членом Международной ассоциации по изучению детской речи (IASCL), в течение 6 лет исполняла обязанности члена ее исполнительного комитета.

Среди основных работ монографии: «Словарь детских словообразовательных инноваций» (Мюнхен, 2001), «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи» (М., 2000). Серия статей посвящена проблемам функциональной грамматики.