URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Прись И.Е. Мораль, квантовая механика, религия, технологии, искусственный интеллект через призму контекстуального реализма: Приложения концепции к-реализма в различных областях философии Обложка Прись И.Е. Мораль, квантовая механика, религия, технологии, искусственный интеллект через призму контекстуального реализма: Приложения концепции к-реализма в различных областях философии
Id: 316977
739 р.

Мораль, квантовая механика, религия, технологии, искусственный интеллект через призму контекстуального реализма:
Приложения концепции к-реализма в различных областях философии

URSS. 2024. 264 с. ISBN 978-5-00237-085-6.
Серия: Relata Refero
Белая офсетная бумага

Аннотация

В книге рассматриваются приложения концепции контекстуального реализма в различных областях философии: философии морали, философии религии, эпистемологии, философии науки, философии технологии, философии искусственного интеллекта, философии квантовой механики и других. Вводится и отстаивается позиция контекстуального морального реализма, отвергающая как метафизический моральный платонизм, так и редукционистский моральный натурализм. Предлагается... (Подробнее)


Оглавление
top
От издательства7
Введение8
Глава 1. Контекстуальный моральный реализм11
Введение12
1. Контекстуальный реализм13
2. Реализм, идеализм, к-реализм20
3. Контекстуальный моральный реализм24
4. КМР и моральная эпистемология Т. Уильямсона31
Заключение37
Глава 2. Философия абсурда А. Камю38
Глава 3. Квазифидеизм и рациональность религиозных убеждений47
Введение48
1. Глубокие разногласия (ГР)49
2. Витгенштейновская петлевая эпистемология50
3. Интерпретации ПП и разрешение ГР53
4. Квизифидеизм58
Заключение60
Глава 4. Логицизм А. И. Введенского и непознаваемость вещей в себе62
Введение62
1. Критика метафизики64
2. Психофизическая проблема70
3. Логицизм Введенского и концептуальный анализ71
4. Реконструкция логического аргумента Введенского (логицизм)72
5. Сознательная вера Введенского и петлевые убеждения Витгенштейна79
6. Время как вещь в себе и свобода воли84
7. Критическая метафизика и психофизический закон85
Заключение87
Глава 5. Философия техники Х. Ортеги-и-Гассета88
1. Суть философии техники Х. Ортеги-и-Гассета88
2. Философию науки и техники Ортеги следует рассматривать в контексте его философии в целом92
Глава 6. Контекстуальный технологический реализм94
Глава 7. Неоэкзистенциализм и искусственный интеллект102
1. Искусственный интеллект (ИИ)102
2. Нейрофизикализм и трансгуманизм104
3. Неоэкзистенциализм М. Габриэля106
3.1. Неоэкзистенциализм как антропология второго порядка106
3.2. Антиматериализм неоэкзистенциализма108
3.3. Дух как нормативность109
Заключение110
Глава 8. Эмерджентность групповых убеждений и знания112
Глава 9. Групповая эпистемология сначала-знания119
1. Групповая эпистемология и сначала-знание119
2. Функционалистская групповая эпистемология сначала-знания127
3. Групповая (ир)рациональность129
Заключительные замечания131
Глава 10. Проблема объективности в реляционной квантовой механике (РКМ)133
Введение133
1. «Физические системы»134
1.1. Мир и реальность135
1.2. Наблюдаемые vs ненаблюдаемые137
1.3. Квантовые события140
1.4. Понятие наблюдателя141
1.5. Редкость квантовых свойств142
1.6. Онтология событий и относительных фактов в РКМ144
1.7. Корреляционизм146
1.8. Брукнер vs Ровелли147
2. Физические переменные148
3. Относительные квантовые и абсолютные классические факты148
4. Критика РКМ Ж. Пиенаром и Б. С. Стэйси149
5. Резюме: ключевые положения РКМ (в сравнении с ККР)151
6. РКМ и модифицированная РКМ155
Заключение158
Глава 11. Кьюбизм (QBism) и контекстуальный квантовый реализм (ККР)159
1. Кьюбизм vs ККР160
2. Плюрализм, «принцип Коперника» ипарадокс «друг Вигнера»168
3. Понятие опыта и роль феноменологии в кьюбизме171
4. Кьюбизм в классической физике и псевдопроблема «Теперь»174
Заключение176
Глава 12. Квантовый (анти)фундаментализм178
1. Проблема измерения и эпистемологический антифундаментализм Бора178
2. Антифундаменталистская онтологическая интерпретация позиции Бора181
Заключение185
Глава 13. «Агентный реализм» и онтология квантовой механики186
Глава 14. Философия квантовой механики Н. Бора193
Глава 15. Классические концепты в квантовой механике197
Глава 16. Принцип дополнительности, квантовая онтология и постнеклассика207
Введение. Постнеклассическая наука в смысле В. С. Стёпина и контекстуальный реализм207
1. Принцип дополнительности210
2. Три подхода к квантовой онтологии213
Заключение219
Глава 17. Эффективный и онтический структурный реализмы с точки зрения контекстуального реализма220
Глава 18. Квантовоподобное моделирование и его философские основания226
1. КПМ226
2. КР227
3. Контекстуальная вероятность229
4. КМ как контекстуальная теория. КПМ и ККР231
5. Не(пред)(до)определённость = контекстуальность = нормативность = дополнительность = смена аспекта. Одно и то же233
6. Эпистемическая теория vs онтологическая. КПМ как эпистемический подход235
7. Формализм КПМ238
8. КПМ, КР и социогуманитарные науки240
Заключение241
Глава 19. Поздний Витгенштейн, контекстуальный реализм и проблема идеального согласно Э. В. Ильенкову242
Введение. Поздний Витгенштейн и контекстуальный реализм242
1. Советский диалектический материализм и западная философия244
2. Контекстуальный реализм и проблема идеального247
3. Идеальное как «форма», концепт. Критические замечания М. Лифшица254
Заключительные замечания259
Литература261

От издательства
top

Эта книга продолжает серию «Relata Refero» (дословный перевод — «рассказываю рассказанное»).

Под этим грифом издательство предоставляет трибуну авторам, чтобы высказать публично новые идеи в науке, обосновать новую точку зрения, донести до общества новую интерпретацию известных экспериментальных данных, etc.

В споре разных точек зрения только вердикт Великого судьи — Времени — может стать решающим и окончательным. Сам же процесс поиска Истины хорошо характеризуется известным высказыванием Аристотеля, вынесенным на обложку настоящей серии: авторитет учителя не должен довлеть над учеником и препятствовать поиску новых путей.

Мы надеемся, что публикуемые в этой серии тексты внесут, несмотря на свое отклонение от установившихся канонов, свой вклад в познание Истины.


Введение
top

Концепция контекстуального реализма (сокр. к-реализм), применения которой предлагаются в данной книге, — интерпретация философии позднего Л. Витгенштейна и контекстуального реализма Ж. Бенуа, имеющего витгенштейновское происхождение [1–19] . Это критика философии модерна и постмодерна в целом и отдельных ее направлений, включая метафизической реализм, (нео)кантианство, феноменологию и «новые реализмы» [15–19]. К-реализм — терапевтическая позиция, имеющая метафизическое измерение: утверждается возможность познания самих вещей и чувствительность онтологии к контексту, раскрывается природа идеального.

Основная проблема философии понимается как проблема отношения между сознанием (интеллектом, концептуальными схемами, смыслом) и реальностью . К-реализм трактует эту проблему как проблему отношения между идеальным и реальным. Структура к-реализма — структура категориального провала между идеальным и реальным. Это также структура витгенштейновской проблемы следования правилу, то есть структура провала между (идеальным) правилом и его (реальным) применением — витгенштейновской языковой игрой . Согласно философии позднего Витгенштейна, этот провал закрывается на практике.

Вопрос реализма как философской позиции не конвенциональный, и в книге утверждается, что к-реализм — подлинный реализм. Именно поэтому он имеет универсальное применение.

Ранее с точки зрения реалистической интерпретации философии Витгенштейна нами была рассмотрена трудная проблема сознания (проблема объяснительного провала) [1]. В недавно вышедших книгах концепция к-реализма применяется в аналитической эпистемологии и философии физики, а также в (мета)этике, философии эстетики и социальной эпистемологии [2–5]. В настоящей книге с точки зрения к-реализма продолжается рассмотрение проблем философии морали и философии квантовой механики, а также рассматриваются вопросы философии религии, философии технологии, философские вопросы искусственного интеллекта и другие.

В главе 1 вводится позиция контекстуального морального реализма (КМР). Это наша интерпретация морального реализма Ж. Бенуа в терминах философии позднего Витгенштейна. КМР — критика морального объективизма, игнорирующего моральную онтологию, а также метафизического морального реализма (платонизма) и натуралистического редукционизма, игнорирующих контекстуальное (подлинно нормативное) измерение морали. В главе 2 рассматривается и интерпретируется с точки зрения к-реа-лизма философия абсурда А. Камю. В частности, его этическая позиция трактуется в свете КМР. В главе 3 с точки зрения к-реализма и петлевой эпистемологии Витгенштейна интерпретируется квазифидеизм Д. Притчарда, а также проблема глубоких религиозных разногласий. В главе 4 рассматриваются неокантианство и логицизм А. И. Введенского. Его религиозная позиция трактуется как квазифиделизм. В главе 5 с точки зрения к-реализма рассматривается философия техники Х. Ортеги-и-Гассета. Утверждается, что испанский философ, подобно Витгенштейну, — критик философии модерна. В главе 6 предлагается контекстуальный взгляд на технику и технологию. Контекстуальный реализм применительно к этой области называется нами «контекстуальный технологический реализм» (КТР). Утверждается, что КТР устраняет существенное различие между наукой, техникой и технологией. В главе 7 рассматриваются неоэкзистенциальная позиция М. Габриэля применительно к искусственному интеллекту (ИИ) и так называемая «проблема сингулярности». Утверждается, что ИИ не интеллект, и что он никогда не превзойдет интеллект человека. В главах 8 и 9 рассматривается случай групповых убеждений и знания. Утверждается, что витгенштейновская групповая эпистемология, к-реализм и групповая эпистемология сначала-знания (ЭСЗ) совместимы и представляют перспективные направления исследований. Главы 10–16 посвящены применению к-реализма в философии квантовой механики (КМ). К-реализм применительно к КМ мы называем «контекстуальный квантовый реализм» (ККР). Этой теме была посвящена недавно вышедшая книга [5] (см. также [2–4]). В настоящей книге больше внимания уделено философии квантовой механики Н. Бора (главы 12–16), но также продолжается рассмотрение реляционной квантовой механики (глава 10) и кьюбизма (QBism) (глава 11).

В главе 10 рассматривается проблема объективности в реляционной квантовой механике К. Ровелли и ее модифицированной версии. В главе 11 утверждается, что кьюбизм — антиреалистический подход, а ККР — его терапевтическая коррекция. В главе 12 рассматривается антифундаменталистская трактовка философии квантовой механики Бора. Позиция Бора интерпретируется не только как эпистемологический, но и как онтологический антифундаментализм. Согласно этой позиции, физический мир не является однозначно квантовым. В главе 13 предлагается критика «агентного реализма», вдохновляющегося квантовой механикой и получившего распространение в гуманитарных науках. Утверждается, что агентный реализм неверно интерпретирует квантовую механику и непригоден для социального теоретизирования. В главе 14 резюмируются некоторые взгляды на философию КМ Бора. В главе 15 рассматривается так называемый «тезис Бора» о необходимости классических концептов в квантовой физике и предлагается его интерпретация с точки зрения ККР.

В главе 16 рассматриваются принцип дополнительности Бора, а также контекстуальная и трансцендентальные интерпретации его философских взглядов на квантовую механику. Показано, что интерпретация позиции Бора в рамках ККР сохраняет достоинства кантианской и неокантианской интерпретаций и избавлена от их недостатков. В главе 17 устанавливается соответствие между онтическим структурным реализмом (ОСР) и к-реализмом. Показано, что к-реализм предлагает лучшее решение проблем теоретических реликтов, смены теорий и пессимистической (мета)индукции, чем это делают эффективные реализмы или ОСР. В Главе 18 приводятся аргументы в пользу того, что формализм квантовой механики (КМ) может быть использован для моделирования явлений и систем за пределами КМ и даже физики, в частности, в социогуманитарной области. Глава 19 возвращает нас к основным положениям к-реализма. С этой точки зрения предлагается посмотреть на понятие и проблему идеального в диалектическом материализме Э. В. Ильенкова.


Об авторе
top
photoПрись Игорь Евгеньевич
Доктор философии, кандидат физико-математических наук. Ведущий научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси.