Эта книга продолжает серию «Relata Refero» (дословный перевод — «рассказываю рассказанное»). Под этим грифом издательство предоставляет трибуну авторам, чтобы высказать публично новые идеи в науке, обосновать новую точку зрения, донести до общества новую интерпретацию известных экспериментальных данных, etc. В споре разных точек зрения только вердикт Великого судьи — Времени — может стать решающим и окончательным. Сам же процесс поиска Истины хорошо характеризуется известным высказыванием Аристотеля, вынесенным на обложку настоящей серии: авторитет учителя не должен довлеть над учеником и препятствовать поиску новых путей. Мы надеемся, что публикуемые в этой серии тексты внесут, несмотря на свое отклонение от установившихся канонов, свой вклад в познание Истины.
Концепция контекстуального реализма (сокр. к-реализм), применения которой предлагаются в данной книге, — интерпретация философии позднего Л. Витгенштейна и контекстуального реализма Ж. Бенуа, имеющего витгенштейновское происхождение [1–19] . Это критика философии модерна и постмодерна в целом и отдельных ее направлений, включая метафизической реализм, (нео)кантианство, феноменологию и «новые реализмы» [15–19]. К-реализм — терапевтическая позиция, имеющая метафизическое измерение: утверждается возможность познания самих вещей и чувствительность онтологии к контексту, раскрывается природа идеального. Основная проблема философии понимается как проблема отношения между сознанием (интеллектом, концептуальными схемами, смыслом) и реальностью . К-реализм трактует эту проблему как проблему отношения между идеальным и реальным. Структура к-реализма — структура категориального провала между идеальным и реальным. Это также структура витгенштейновской проблемы следования правилу, то есть структура провала между (идеальным) правилом и его (реальным) применением — витгенштейновской языковой игрой . Согласно философии позднего Витгенштейна, этот провал закрывается на практике. Вопрос реализма как философской позиции не конвенциональный, и в книге утверждается, что к-реализм — подлинный реализм. Именно поэтому он имеет универсальное применение. Ранее с точки зрения реалистической интерпретации философии Витгенштейна нами была рассмотрена трудная проблема сознания (проблема объяснительного провала) [1]. В недавно вышедших книгах концепция к-реализма применяется в аналитической эпистемологии и философии физики, а также в (мета)этике, философии эстетики и социальной эпистемологии [2–5]. В настоящей книге с точки зрения к-реализма продолжается рассмотрение проблем философии морали и философии квантовой механики, а также рассматриваются вопросы философии религии, философии технологии, философские вопросы искусственного интеллекта и другие. В главе 1 вводится позиция контекстуального морального реализма (КМР). Это наша интерпретация морального реализма Ж. Бенуа в терминах философии позднего Витгенштейна. КМР — критика морального объективизма, игнорирующего моральную онтологию, а также метафизического морального реализма (платонизма) и натуралистического редукционизма, игнорирующих контекстуальное (подлинно нормативное) измерение морали. В главе 2 рассматривается и интерпретируется с точки зрения к-реа-лизма философия абсурда А. Камю. В частности, его этическая позиция трактуется в свете КМР. В главе 3 с точки зрения к-реализма и петлевой эпистемологии Витгенштейна интерпретируется квазифидеизм Д. Притчарда, а также проблема глубоких религиозных разногласий. В главе 4 рассматриваются неокантианство и логицизм А. И. Введенского. Его религиозная позиция трактуется как квазифиделизм. В главе 5 с точки зрения к-реализма рассматривается философия техники Х. Ортеги-и-Гассета. Утверждается, что испанский философ, подобно Витгенштейну, — критик философии модерна. В главе 6 предлагается контекстуальный взгляд на технику и технологию. Контекстуальный реализм применительно к этой области называется нами «контекстуальный технологический реализм» (КТР). Утверждается, что КТР устраняет существенное различие между наукой, техникой и технологией. В главе 7 рассматриваются неоэкзистенциальная позиция М. Габриэля применительно к искусственному интеллекту (ИИ) и так называемая «проблема сингулярности». Утверждается, что ИИ не интеллект, и что он никогда не превзойдет интеллект человека. В главах 8 и 9 рассматривается случай групповых убеждений и знания. Утверждается, что витгенштейновская групповая эпистемология, к-реализм и групповая эпистемология сначала-знания (ЭСЗ) совместимы и представляют перспективные направления исследований. Главы 10–16 посвящены применению к-реализма в философии квантовой механики (КМ). К-реализм применительно к КМ мы называем «контекстуальный квантовый реализм» (ККР). Этой теме была посвящена недавно вышедшая книга [5] (см. также [2–4]). В настоящей книге больше внимания уделено философии квантовой механики Н. Бора (главы 12–16), но также продолжается рассмотрение реляционной квантовой механики (глава 10) и кьюбизма (QBism) (глава 11). В главе 10 рассматривается проблема объективности в реляционной квантовой механике К. Ровелли и ее модифицированной версии. В главе 11 утверждается, что кьюбизм — антиреалистический подход, а ККР — его терапевтическая коррекция. В главе 12 рассматривается антифундаменталистская трактовка философии квантовой механики Бора. Позиция Бора интерпретируется не только как эпистемологический, но и как онтологический антифундаментализм. Согласно этой позиции, физический мир не является однозначно квантовым. В главе 13 предлагается критика «агентного реализма», вдохновляющегося квантовой механикой и получившего распространение в гуманитарных науках. Утверждается, что агентный реализм неверно интерпретирует квантовую механику и непригоден для социального теоретизирования. В главе 14 резюмируются некоторые взгляды на философию КМ Бора. В главе 15 рассматривается так называемый «тезис Бора» о необходимости классических концептов в квантовой физике и предлагается его интерпретация с точки зрения ККР. В главе 16 рассматриваются принцип дополнительности Бора, а также контекстуальная и трансцендентальные интерпретации его философских взглядов на квантовую механику. Показано, что интерпретация позиции Бора в рамках ККР сохраняет достоинства кантианской и неокантианской интерпретаций и избавлена от их недостатков. В главе 17 устанавливается соответствие между онтическим структурным реализмом (ОСР) и к-реализмом. Показано, что к-реализм предлагает лучшее решение проблем теоретических реликтов, смены теорий и пессимистической (мета)индукции, чем это делают эффективные реализмы или ОСР. В Главе 18 приводятся аргументы в пользу того, что формализм квантовой механики (КМ) может быть использован для моделирования явлений и систем за пределами КМ и даже физики, в частности, в социогуманитарной области. Глава 19 возвращает нас к основным положениям к-реализма. С этой точки зрения предлагается посмотреть на понятие и проблему идеального в диалектическом материализме Э. В. Ильенкова.
Прись Игорь Евгеньевич Доктор философии, кандидат физико-математических наук. Ведущий научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси.
|