URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций Обложка Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций
Id: 316942
599 р.

Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций Изд. 2

2024. 200 с.
• «Грамматика драматического искусства».
• Искусство сценического переживания.
• Физиологические механизмы эмоций.
• Понятие произвольности в физиологии высшей нервной деятельности человека.
• О механизмах гипнотического внушения.
• Метод физических действий.
• Метод Станиславского и проблема неврозов.
• На рубежах науки и искусства.

Аннотация

Книга академика П. В. Симонова — это попытка дать развернутый анализ метода К. С. Станиславского с позиций нейрофизиологии эмоций. Эмоциональная реакция человека — это сложный физиологический акт, все компоненты которого тесно связаны между собой. Вместе с тем принципы и степень влияния мозга на отдельные компоненты эмоции, несомненно, различны. Эти различия выступают особенно отчетливо в случае произвольного воздействия на эмоциональную... (Подробнее)


Содержание
top
Оглавление5
Предисловие6
Глава 1. «Грамматика драматического искусства»8
Глава 2. Искусство сценического переживания24
Глава 3. Физиологические механизмы эмоций33
Глава 4. Понятие произвольности в физиологии высшей нервной деятельности человека50
Глава 5. О механизмах гипнотического внушения85
Глава 6. Метод физических действий100
Глава 7. Метод Станиславского и проблема неврозов145
Глава 8. На рубежах науки и искусства173
Литература184

Предисловие
top

Эмоциональная реакция человека — это сложный рефлекторный акт, все компоненты которого, двигательные и вегетативные, тесно связаны между собой. Вместе с тем принципы и степень влияния коры больших полушарий мозга на отдельные компоненты эмоции, несомненно, различны. Эти различия выступают особенно отчетливо в случае произвольного воздействия на эмоциональную сферу, когда мы имеем дело с регуляторными механизмами второй (речевой) сигнальной системы. Связь речевых сигналов с двигательными компонентами пряма и непосредственна: я скажу «поднимите руку», и человек без труда ее поднимет. Но кто из наблюдаемых лиц сможет выполнить такие речевые команды, как «сожмите кровеносные сосуды», «замедлите сердцебиение», «выделите в кровь адреналин» и т. п.?

Сущность этих различий, особенности кортикальной регуляции моторных и вегетативных реакций, возможные пути усиления произвольного воздействия на эмоциональную сферу должны стать предметом специальных исследований. Этого требуют интересы человеческой практики, целого ряда ее областей, среди которых можно назвать и профилактику сердечнососудистых заболеваний, и психотерапию неврозов, и физиологию труда в необычных, а потому в эмоционально усложненных обстоятельствах. В поисках конкретных приемов произвольного воздействия на непроизвольные реакции мы и обратились лет десять тому назад к методу К. С. Станиславского, созданному великим режиссером для решения своих профессиональных задач.

Таким образом, наша книга отнюдь не претендует на «физиологическое обоснование» теории сценического творчества. Мы озабочены гораздо больше тем, что физиология высшей нервной деятельности человека может взять у Станиславского, нежели стремлением оказать помощь театральной педагогике и театроведению. Пусть режиссер, искусствовед, театральный педагог сам определит, в какой мере для него интересна эта «проба физиологического понимания» [Павлов] метода физических действий. На протяжении последней четверти века физиологи не раз обращались к творческому наследию К. С. Станиславского. Происходили встречи и беседы с деятелями театра, велась переписка, провозглашались призывы к объединению усилий естествоиспытателей и театроведов… Наша книга — первая и пока единственная публикуемая в печати попытка дать развернутый анализ метода К. С. Станиславского с позиций современной нейрофизиологии.

Мы смогли осуществить свое исследование благодаря помощи работников искусств заслуженной артистки РСФСР Е. Э. Бибер, профессора В. Л. Симонова, профессора Р. В. Захарова, кандидатов искусствоведения В. Н. Прокофьева, Г. В. Кристи и П. М. Ершова, артиста и режиссера драматического театра А. К. Петрова. С другой стороны, решение стоявших перед нами задач требовало специальных знаний в области физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Этими знаниями автор обязан своему учителю, члену-корреспонденту АН СССР Э. А. Асратяну и коллективу руководимой им лаборатории, прежде всего Я. М. Прессману, М. Е. Варге, М. И. Стручкову и Б. И. Паковичу. Оформлению настоящей работы весьма содействовали замечания академика Л. А. Орбели, познакомившегося с рукописью весной 1956 г., а также ее обсуждение в Институте эволюционной физиологии АН СССР им. И. М. Сеченова.

Мы с благодарностью готовы разделить с теми, кому обязаны помощью, все наиболее удавшееся в нашем исследовании. Мы оставляем за собой право нести ответственность за упущения и недостатки.

Автор


Об авторе
top
photoСимонов Павел Васильевич
Советский и российский психофизиолог, биофизик и психолог. Доктор медицинских наук, профессор, академик АН СССР, академик РАН. Заслуженный профессор Московского университета. Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Лауреат Государственной премии СССР, премии Совета Министров СССР. Окончил Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова в 1951 г. В 1951–1960 гг. — научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного клинического госпиталя имени Н. Н. Бурденко. В 1961–1962 гг. — старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР. С 1962 г. работал в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР. Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета Московского университета с 1996 г.

Научные работы П. В. Симонова посвящены физиологии высшей нервной деятельности, то есть изучению мозговых основ поведения. Им создан и экспериментально обоснован потребностно-информационный подход к анализу поведения и высших психических функций человека и животных, который позволил дать естественно-научное обоснование таким ключевым понятиям общей психологии, как потребность, эмоция, воля, сознание. Он также был главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова», членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь», председателем редколлегии серии изданий РАН «Классики науки».