Идея создания подобного пособия появилась у меня ещё давно, более пятнадцати лет назад, когда мне всё чаще приходилось сталкиваться с тем, что большинство студентов и аспирантов плохо представляют себе, что такое научно-исследовательская работа даже в её самых простых проявлениях. Мне постоянно задавали одни и те же вопросы, совершали одни и те же ошибки и регулярно жаловались на острую нехватку необходимой информации как в рамках учебного процесса, так и в рекомендуемых преподавателями источниках. Чтобы восполнить этот пробел, я организовала и несколько лет успешно вела Студенческий гуманитарный научный клуб “Pabulum animi”, вводила эти вопросы отдельным разделом в преподаваемые мной курсы, читала посвящённые этой тематике лекции и проводила мастер-классы (один из них – о написании диплома – есть на YouTube, ссылка на него имеется в конце пособия). Однако все эти усилия, хотя и были плодотворны, всё же охватывали лишь небольшую часть молодых исследователей – в основном в пределах моего университета, а вопросы продолжали поступать от студентов и аспирантов и других вузов… Что же не так? Первая проблема – нехватка информации. Одна моя коллега верно заметила: «Мне очень грустно от того, что у нас в массе своей не учат студентов ведению научной работы. Именно открытию новизны, написанию статей хоть в каком-то виде. Все эти нюансы узнаёшь на практике как бы случайно, но знать ты это должен по умолчанию». Конечно, в магистратурах и аспирантурах читается курс «Методология исследовательской деятельности», но, во-первых, не все пишущие авторы там обучались, а во-вторых, зачастую он носит в основном теоретическую направленность, а важным практическим вопросам уделяется недостаточно времени и внимания. Прекрасно помню себя в начале своего пути в науку, когда я работала над кандидатской диссертацией, параллельно писала требуемые для её защиты статьи и сталкивалась с теми же проблемами. Информацию приходилось собирать по крупицам, штудируя множество книг, текстов диссертаций, авторефератов, сайтов, статей, мучая научного руководителя и знакомых учёных и преподавателей... Вторая проблема, с которой сталкиваются многие, особенно начинающие исследователи, – это трудности с пониманием того материала, который им удаётся найти. И из собственного опыта, и из отзывов студентов и аспирантов могу подтвердить: нередко пособия, призванные помочь написать научно-исследовательскую работу, сами написаны настолько труднодоступным языком, что не искушённый в этой области читатель просто не способен усвоить такой текст и только ещё больше путается. Третья проблема заключается в том, что в такого рода пособиях акцент зачастую делается на одном-двух аспектах, в то время как другие остаются либо нераскрытыми вовсе, либо описанными лишь поверхностно. И, наконец, четвёртая проблема, на которую мне указала одна очень добросовестная и ответственная аспирантка: как определиться с методами исследования и подходами, когда их огромное количество, а описаны в большинстве источников только наиболее часто встречающиеся? И действительно, когда я сама решила проверить это и поискать информацию по некоторым интересующим нас методам, то обнаружила, что её приходится собирать с миру по нитке. Согласитесь, всё это не облегчает исследовательскую работу и совсем не вселяет энтузиазма. Итак, именно вышеперечисленные проблемы и подтолкнули меня к написанию методического пособия «Практическое руководство для исследователя: Создание, оформление и публикация научно-исследовательской работы по социально-гуманитарной тематике. Методы и методология от А до Я», а последняя из них указала на необходимость добавить отдельный раздел по методам исследования и подходам. В пособии я постаралась максимально полно осветить все значимые темы и аспекты, важные и нужные в научно-исследовательской работе, а также уделить отдельное внимание тем вопросам, которые часто возникают у начинающих исследователей. В основу пособия легли мои личные наработки, 20-летний опыт преподавательской деятельности, руководства дипломными работами и диссертациями, рецензирования и оппонирования, долгий опыт научно-исследовательской деятельности и написания статей, учебников, монографий, учебных пособий и программ, а также большой массив изученных материалов по данной теме (на них имеются ссылки в тексте). Книга задумывалась в качестве справочника, в котором любой нуждающийся мог бы найти информацию по интересующему его вопросу. Надеюсь, она окажется действительно полезной. Начинающих же свой путь в науке читателей, которые иногда теряются перед поставленной задачей, испытывают «страх чистого листа» или просто не уверены в своих силах, хочется приободрить: если есть желание, интерес и, быть может, стимул, то всё у вас обязательно получится! Нет ничего невозможного! Нужно просто всё верно спланировать и выбрать оптимальные для Вас стиль и темп работы. Заранее благодарю всех своих читателей и искренне желаю вам успехов!
Оксана Данчевская
На сегодняшний момент в России существует огромное количество всевозможных учебников, пособий и методичек, посвящённых научно-исследовательской работе. Однако ни одно из этих изданий нельзя назвать универсальным: в одних пособиях представлена только ограниченная часть необходимой информации, другие нацелены только на какую-то одну область знаний или на какой-то один вид работы – диплом, диссертацию или статью, третьи написаны очень сложным языком и поэтому не всегда подходят для начинающих исследователей и т.п. Методическое пособие «Практическое руководство для исследователя: Создание, оформление и публикация научно-исследовательской работы по социально-гуманитарной тематике. Методы и методология от А до Я» призвано восполнить этот пробел. Оно предназначено для всех исследователей – от начинающих (студентов, аспирантов, молодых учёных) до уже опытных (преподавателей, научных работников и др.). Главная цель пособия – кратко и доступно (но при этом максимально полно) отразить всё, что должна включать в себя письменная научно-исследовательская работа – её структуру, основные этапы, разделы, методы и подходы, оформление цитат и библиографии, а также полезные советы по её написанию и публикации. От множества других книг, предлагающих рекомендации для написания конкретных или любых научных работ, представленных на российском рынке, настоящее методическое пособие отличают следующие особенности: • представлено всё, на наш взгляд, самое важное и значительное и изложено кратко, чётко и по существу; • вся необходимая информация собрана в одном месте; • охват материала по той или иной теме (разделу) достаточно обширный; • особое внимание уделено только действительно полезным рекомендациям, многократно проверенным на практике; • для желающих углубиться в тему имеются ссылки на другие работы, подробно разбирающие каждый конкретный вопрос; • представленное пособие является, пожалуй, единственной книгой, содержащей описание практически всех методов исследования и подходов в социально-гуманитарных науках (около 200); • приведённые приложения и дополнения, раскрывающие все нюансы научно-исследовательской работы, весьма полезны и ценны; • текст написан простым и понятным языком; • здесь собрано, на наш взгляд, многое из того, чему мало где обучают, но везде требуют. В книге также содержатся краткие и простые определения наиболее важных понятий, встречающихся в научных работах. Всё вышеперечисленное позволяет методическому пособию «Практическое руководство для исследователя: Создание, оформление и публикация научно-исследовательской работы по социально-гуманитарной тематике. Методы и методология от А до Я» стать настольным справочником и незаменимым помощником для всех, кто уже давно занимается или только планирует заняться научно-исследовательской деятельностью независимо от опыта написания работ такого рода. В пособии представлены следующие разделы: «Написание научно-исследовательской работы», предлагающий исчерпывающую информацию по всем аспектам таких работ, «Методы исследования и научные подходы», содержащий описание каждого из них, «Полезные советы», в котором даны ответы на широкий спектр часто задаваемых исследователями вопросов, а также приложение с текстом статьи автора о нескольких отдельно взятых методах. Самый объёмный раздел посвящён методам исследования и подходам в социально-гуманитарных науках, где для удобства все методы и приёмы указаны в алфавитном порядке, а в скобках после их основного названия приведены альтернативные, с которыми может столкнуться исследователь. В отдельный раздел выделены и полезные советы, где собраны подробные рекомендации по множеству важных для пишущего человека тем. Также большое внимание уделено правильному оформлению цитат, ссылок и библиографии. Большинство пунктов имеет ссылки для более подробного ознакомления с материалом. Источники, которые могут пригодиться для научной работы, приведены в «Списке рекомендуемых источников». В конце пособия в помощь читателям приводится текст статьи автора «Методы межкультурных исследований в системе иноязычного образования», где подробно и с примерами разбираются эмпирические методы исследования (опрос – анкетирование и интервью, наблюдение, эксперимент, а также анализ документов), которые можно успешно применять не только в рамках межкультурной коммуникации, но и других социально-гуманитарных наук, а также алфавитный указатель методов и подходов, встречающихся в книге.
Данчевская Оксана Евгеньевна
Кандидат культурологии, доцент кафедры фонетики и лексики английского языка им. В. Д. Аракина Института иностранных языков Московского педагогического государственного университета. Преподаватель и исследователь с 20-летним стажем. Автор 9 учебных курсов и более 50 русско- и англоязычных публикаций в России и за рубежом, в числе которых 51 статья, 3 учебных пособия и 2 книги. Основные научные интересы: межкультурная коммуникация, индеанистика, сравнительная культурология, мифология, социолингвистика, этнология, лингвокультурология и др.
Челпанов Георгий Иванович Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.
Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие. |