URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Челпанов Г.И.; Голованов М.В. Комплект с ПОДАРКОМ: 1. МОЗГ И ДУША: Критика материализма и очерк современных учений о душе. Вступительная статья Умрихина В.В.: 'Челпанов Г.И.: ОСНОВАТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'. 2. ПОДАРОК: ИСТИНА И ВЕРА Обложка Челпанов Г.И.; Голованов М.В. Комплект с ПОДАРКОМ: 1. МОЗГ И ДУША: Критика материализма и очерк современных учений о душе. Вступительная статья Умрихина В.В.: 'Челпанов Г.И.: ОСНОВАТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'. 2. ПОДАРОК: ИСТИНА И ВЕРА
Id: 316755
579 р.

Комплект с ПОДАРКОМ:
1. МОЗГ И ДУША: Критика материализма и очерк современных учений о душе. Вступительная статья Умрихина В.В.: "Челпанов Г.И.: ОСНОВАТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ". 2. ПОДАРОК: ИСТИНА И ВЕРА

2018. 336 с. Все последующие издания — стереотипные.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
  • Мягкая обложка

Аннотация

1. МОЗГ И ДУША: Критика материализма и очерк современных учений о душе. 336 стр. (МЯГКИЙ ПЕРЕПЛЁТ)

Предлагаемая читателю книга принадлежит перу выдающегося русского философа и психолога Г.И.Челпанова (1862–1936), судьба и профессиональный путь которого были тесно связаны с полной драматизма историей России и логикой развития отечественной психологии XX века, неотделимой от движения мировой психологической мысли. В настоящей... (Подробнее)


Оглавление
top
Основатель экспериментальной школы в российской психологии (В. В. Умрихии)
Предисловiе
Лекцiя первая. Что такое матерiализмъ?
 Современное положенiе философiи. – Причины распространенiя матерiализма. – Понятiе основного принципа. – Классификацiя философскихъ ученiй: матерiализмъ, спиритуализмъ, психофизическiй монизмъ. – Отношенiе матерiализма къ спиритуализму. – Отношенiе матерiализма къ позитивизму. – Матерiализмъ-метафизическое ученiе. – Матерiализмъ философскiй и матерiализмъ экономическiй. – Определенiе матерiализма
Лекцiя вторая. Исторiя матерiализма
 Матерiализмъ древнихъ. (Демокритъ, Эпикуръ, Лукрецiй). – Французскiй матерiализмъ XVIII в. (Ламеттри, Гольбахъ, Кабани). – Основные типы матерiалистическихъ ученiй
Лекцiя третья. Современный матерiализмъ
 Причины возникновенiя матерiализма въ XIX столетiи. – Ученiе Молешотта, Фогта, Бюхнера и др.
Лекцiя четвертая. Матерiализмъ – метафизическое ученiе
 Метафизическое и эмпирическое познанiе. – Связь между явленiями психическими и физическими. – Доказательства, заимствованныя изъ анатомiи, физiологiи, антропологiи, физiологической химiи и психометрiи. – Истолкованiе этихъ факговъ съ точки зренiя матерiализма, эмпирическаго параллелизма, психофизическаго монизма и спиритуализма
Лекцiя пятая. Психическiя явленiя могутъ быть познаваемы только путемъ самонаблюденiя, или внутренняго опыта
 О методахъ психологiи. – Физiологическая и экспериментальная психологiя. – Объективный методъ психологiи. – Понятiе самонаблюденiя. – Источники психологiи. – Объ эксперименте въ психологiи. – Отношенiе между субъективнымъ и объективнымъ наблюденiемъ
Лекцiя шестая. Существуетъ коренное различiе между физическимъ и психическимъ
 Понятiе протяженности. – Къ психическому не приложимы категорiи пространственной протяженности. – Взгляды выдающихся писа- телей по этому вопросу. – Понятiе доказательства и непосредственной очевидности
Лекцiя седьмая. Мысль не есть свойство матерiи. Разборъ положенiя: "Мысль есть функцiя мозга"
 Различiе между физическимъ и психическимъ. – Явленiя сознанiя не выводимы и не объяснимы изъ движенiя матерiальныхъ частицъ. – Объясненiе понятiй: свойство, сила, способность. – Различный смыслъ, придаваемый положенiю: "мысль есть функцiя мозга"
Лекцiя восьмая. Несостоятельность матерiализма съ точки зренiя закона сохраненiя энергiи
 Понятiе причинности въ естествознанiи. – Связь этого понятiя съ закономъ превращенiя энергiи. – Понятiе превращенiя и сохраненiя энергiи. – Физическое не можетъ превратиться въ психическое. – Явленiя психическiя и физическiя совершаются параллельно. – Понятiе эмпирическаго параллелизма. – Несостоятельность аргумента, заимствованнаго изъ бiологiи
Лекцiя девятая. О несостоятельности наивнаго реализма
 Задачи теорiи познанiя. – Понятiе наивнаго реалпзма. – Звукъ съ точки зренiя психологической, физической и физiологической. – Отношенiе между ощущенiемъ звука и порождающими его физическими условiями. – О субъективности ощущенiя звука
Лекцiя десятая. О несостоятельности наивнаго реализма
 Цветъ съ точки зренiя психологической, физической и физiологической. – Теорiи цвето-ощущенiя Гельмгольца и Геринга. – О субъективности ощущенiй цвета
Лекцiя одиннадцатая. О субъективности пространства
 Воспрiятiе пространства. – Теорiя Декарта и Беркли. – Роль осязательно-мускульнаго опыта въ воспрiятiи пространства. -Неогеометрiя и доказательотво мыслимости пространства въ 4 и больше измеренiй. – Критика этого воззренiя. – Субъективность пространства
Лекцiя двенадцатая. О природе времени
 О реальности времени. – Время въ нашемъ сознанiи определяется количествомъ образовъ. – О продолжительности "настоящаго". – Объемъ сознанiя. – Экспериментальныя изследованiя воспрiятiя времени. – О субъективности времени. – Время существуетъ только въ нашемъ сознанiи
Лекцiя тринадцатая. Несостоятельность матерiализма съ точки зренiя теорiи познанiя
 Атомизмъ у Демокрита, Дальтона и друг. – О субъективности свойствъ матерiи. – Атомизмъ есть гипотеза. – Кантъ и Шопенгауеръ о несостоятельности матерiализма. – Генезисъ понятiя о субъекте и объекте. – Существованiе сознанiя такъ же достоверно, какъ и существованiе матерiи
Лекцiя четырнадцатая. Объ измеренiи психическихъ явленiй. Измеренiе интенсивности ощущенiй
 Объ единице для измеренiя ощущенiй. – О пороге ощущенiй. – Объ отношенiи между ощущенiемъ и раздраженiемъ. – Законъ Вебера. – Законъ Фехнера
Лекцiя пятнадцатая. Объ измеренiи скоростей умственныхъ процессовъ
 Исторiя вопроса. – Понятiе реакцiи. – Описанiе хроноскопа Гиппа. – Измеренiе времени простой реакцiи. Время различенiя, выбора, ассоцiацiи и пр. – Выводы
Лекцiя шестнадцатая. Ученiе о локализацiи умственныхъ способностей
 Отношенiе вопроса о локализацiи умственныхъ способностей къ матерiализму. – Исторiя ученiя о локализацiи: Платонъ, Аристотель, средневековые писатели, Декартъ. – Психологiя "способностей". Френологическое ученiе Галля. – Экспериментальныя изследованiя Флуранса
Лекцiя семнадцатая. Ученiе о локализацiи умственныхъ способностей
 Различные методы изследованiя функцiй головного мозга: электрическое раздраженiе, экстирпацiя, патологическiя данныя, эмбрiологическiй методъ. – Изследованiе Голъца. – Локализацiя "представленiй". – Истинный смыслъ термина "локализацiя умственныхъ способностей". – Особый характеръ психологическихъ изследованiй
Лекцiя восемнадцатая. О психофизическомъ монизме
 Исторiя ученiя. – Отношенiе между поихическимъ и физическимъ по этому ученiю. – Параллелизмъ и ученiе о тождестве. – Происхожденiе психическихъ состоянiй по этому ученiю. – О тождестве психическихъ и физическихъ явленiй съ точки зренiя теорiи познанiя. – Причины успеха психофизическаго монизма
Лекцiя девятнадцатая. Критика психофизическаго монизма
 Различiе между эмпирическимъ параллелизмомъ и психофизическимъ монизмомъ. – Законъ сохраненiя энергiи не противоречитъ ученiю о взаимодействiи между физическими и психическими явленiями. – Анализъ понятiя причинности и ученiе о взаимодействiи. – Ученiе о взаимодействiи на основанiи гипотезы эволюцiи
Лекцiя двадцатая. Понятiе души въ современной философiи
 Анимистическое понятiе души. – О единстве сознанiя и тождестве личности. – Соображенiя, приводимыя противъ спиритуализма. – О субстанцiальности и актуальности души. – Ученiе Паульсена и Вундта. – Взглядъ Милля и Спенсера на душу. – Понятiе субстанцiи. – Отношенiе между современными ученiями о субстанцiальности и актуальности
Приложенiе
 Гэккель и его взгляды на отношенiе между душой и теломъ

Из вступительной статьи: "ОСНОВАТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ" (В.В.Умрихин)
top

Георгию Ивановичу Челпанову (1862–1936) в истории русской философии и психологии принадлежит почетное место. На заре выделения психологии в самостоятельную науку он выступил в роли великого учителя для многих отечественных психологов, транслировал им самые современные на период начала XX века нормативы психологического исследования и создал первый в России Психологический институт, ставший на многие десятилетия подлинным "храмом психологической науки". Индивидуальная судьба и профессиональный путь Г.И.Челпанова были тесно связаны с полной драматизма историей России, с логикой развития отечественной психологии XX века, которая, в свою очередь, в это время была неотделима от перипетий в движении мировой психологической мысли. Все это побуждает пристальнее присмотреться к фигуре замечательного русского психолога Г.И.Челпанова, к его блистательному и трагическому пути в отечественной психологии.

Г.И.Челпанов родился 16 (28) апреля 1862 г. в Мариуполе. Окончив Александровскую мариупольскую гимназию, в 1882 г. он поступил на историко-филологический факультет Новороссийского (Одесса) университета, который окончил в 1887 г.

И в университетские и в последующие годы на формирование его научных взглядов наибольшее влияние оказал заведовавший тогда кафедрой философии известный отечественный философ и психолог Н.Я.Грот. Переехав в Москву и сдав в 1890 г. магистерские экзамены, Челпанов становится приват-доцентом Императорского Московского Университета. Двумя годами позже он переезжает в Киев, где начинает преподавать в Университете св.Владимира, а с 1897 г. становится заведующим кафедрой психологии. В 1907 г. он вновь переезжает в Москву, где возглавляет кафедру философии в Императорском Московском Университете.

И в киевском и в московском университетах он организовал психологические "семинарии" и экспериментальные лаборатории, явился одним из наиболее активных членов Московского Психологического Общества. Однако главная заслуга Челпанова как организатора науки в том, что он стал основателем Психологического института им.Л.Г.Щукиной при Императорском Московском университете. Построенный на средства известного российского мецената С.И.Щукина и торжественно открытый в 1914 г. этот институт стал первым в России и одним из наиболее крупных в масштабах мировой науки психологическим "учено-учебным" учреждением. Вскоре Челпанов стал также основателем и редактором журнала "Психологическое обозрение" (1917–1918).


Из "Предисловие к 1-му изданию"
top

Цель этой книги достаточно выяснена въ первой лекцiи, но я считаю нужнымъ къ сказанному тамъ прибавить, что, предлагая вниманiю публики книгу, посвященную, главнымъ образомъ, "критике матерiализма", я исхожу изъ предположенiя, что разъясненiе этого вопроса является вполне своевременнымъ.

Я уверенъ, что некоторые читатели найдутъ, что въ своей книге я разбираю вопросы, которые уже сняты съ очереди, которые уже отжили свое время. На это въ свое оправдание я замечу следующее.

Если въ настоящее время философскiй матерiализмъ и не пользуется въ публике "оффицiальнымъ признанiемъ", то тенденцiя къ матерiалистическому пониманiю душевныхъ явленiй все еще пользуется большимъ распространенiемъ. Я согласенъ съ темъ, что въ настоящее время матерiализмъ не признается открыто. Теперь, вероятно, не много найдется такихъ лицъ, которыя позволили бы себе произнести фразу: "мысль есть выделенiе мозга", или "мысль есть движенiе". Но не все воздерживаются отъ этихъ фразъ потому, что ложность ихъ ясно ими сознается: они не станутъ ихъ произносить только потому, что они привыкли слышать, что этого теперь даже и физiологи не признаютъ. Но разве только въ произношенiи фразъ подобнаго рода выражается матерiализмъ? Разве, если кто-нибудь говоритъ, что психологiи, какъ особой науки, нетъ, и что она собственно всецело исчерпывается физiологiей мозга, то это не значитъ понимать психическiя явленiя матерiально? Если кто-нибудь говоритъ, что психологiя только тогда будетъ представлятъ собою законченную науку, когда все психическiя явленiя будутъ сведены на мозговые процессы, и что это есть единственное научно-психологическое объясненiе, то разве не ясно, что утверждающiй это понимаетъ психическiе процессы матерiально? Если кто-нибудь те немногiя физiологическiя параллели, которыя современная физiологiя могла указать для некоторыхъ психическихъ процессовъ, считаетъ истинно психологическими фактами, то разве это не равносильно отождествленiю психическихъ процессовъ съ физическими? Не очевидно ли, что все эти общераспространенные взгляды могутъ иметь место только при признанiи, что психическiя явленiя имеъютъ матергальную природу?

Тенденцiя къ такимъ взглядамъ можетъ быть устранена только при ясномъ различенiи между физическими и психическими явленiями, на что обращено особенное вниманiе въ настоящей книге. Такимъ образомъ, хотя я въ своей книге преследую по преимущеотву философскую задачу, но думаю, что разъясненiе вопроса о несостоятельности матерiализма можетъ иметь и научное значенiе. Истинное положенiе психологiи среди другихъ наукъ можетъ быть определено только въ томъ случае, если будетъ достаточно выяснено отношенiе между психическими и физическими явленiями.

Что матерiализмъ и теперь еще насчитываетъ значительное количество последователей, показываетъ, какъ мне кажется, и то обстоятельство, что такъ наз. экономическiй матерiализмъ пользуется у насъ большимъ успехомъ. Помимо другихъ причинъ, успехъ этого вида матерiализма обусловливается и темъ, что многимъ кажется, что экономическiй матерiализмъ служитъ подтвержденiемъ матерiалистическаго мiровоззренiя.

Вотъ почему я думаю, что разборъ вопроса, которому я посвящаю свою книгу, представляется вполне своевременнымъ, въ особонности если принять ва вниманiе, что критика матерiализма способствуетъ разъясненiю и такихъ вопросовъ дня, какъ вопросы о бiологическомъ и экономическомъ матерiализме.

По отношенiю къ матерiализму весьма часто происходитъ то, что многiе, утверждающiе, что собственно теперь матерiализмъ никемъ не признается, въ то же время такъ или иначе обнаруживаютъ свою принадлежность къ самому ненаучному направленiю матерiалистической философiи. ...

Если же читатель, прочтя мою книгу, почувствуетъ потребность ознакомиться съ какой-либо системой философiи, то я съ чувствомъ полнаго удовлетворенiя сочту, что цель моей книги достигнута.


Об авторе
top
photoЧелпанов Георгий Иванович
Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.

Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие.