Заканчивается первая четверть XXI века, а проницательная часть человечества так и не пришла к определению понятия и выявлению происхождения такого архиважного феномена, как «рациональность». Последовательно сменяющие друг друга исторические эпохи и их культурные наследия по сей день находятся в тупике нескончаемого множества одномоментных определений, сметаемых последующими поколениями, выдвигающими свои формулировки. А между тем, без сгущения красок можно уверенно сказать, что феномен рациональности играет смыслоопределяющую роль как в жизни отдельно взятого человека, семьи, общества, государства, так и в мировой политической жизни в целом. Ибо скинутые на японские города американские атомные бомбы стали результатом своего рода рационально принятого решения. Развязывание третьей мировой войны, как нам видится, также будет оправдано высшей рациональностью. Рождается крамольная мысль, что либо хаос есть порождение рациональности, либо, наоборот, рациональность есть проявленный во времени вечный хаос. В связи с этим необходимо вспомнить о роли феномена рациональности в разномасштабных проявлениях жизни, которая одновременно несет в себе смысл любой деятельности, учет условий и используемых средств, но главное — она выступает мерой успешности во внешней стороне жизни и мерой достижения счастья — во внутренней. Иначе говоря, интуитивно каждый понимает, что рациональность выступает инструментом, средством, с помощью которого все явления социальной жизни можно привести к единому знаменателю, в результате чего все события в истории человечества, как и деятельность самого субъекта, выстроятся в один ранжированный ряд от предельной глупости и безрассудства до изысканной и утонченной мудрости в принятии надлежащих решений для получения желаемого результата. За чем же стоит дело? Почему разом всем миром не навалиться и всеобщими усилиями раз и навсегда не определиться с универсальной формулой рациональности, которая, учитывая все особенности человеческого существования, стала бы идеальной мерой оценки всех принятых когда-либо и кем-либо решений? Здесь человечество сталкивается с рядом трудно разрешимых проблем, которые к тому же, накладываясь друг на друга, начинают напоминать свободу квантовой реальности, чья суперпозиция сводится к положению «возможно даже невозможное». Однако давайте обрисуем приблизительный круг проблем, с которыми тщетно сталкиваются исследователи феномена рациональности. Прежде всего необходимо вспомнить, что рациональность выступает атрибутом человеческого разума, ибо рациональность разумна, а разум должен быть рациональным. Здесь нужно дать исчерпывающее определение разуму, который мыслит в разной степени рационально или иррационально. Именно незнание разума во всем объеме его проявлений становится камнем преткновения невозможности выявить следствия, не зная их причин. Далее, поскольку разум пребывает в своем абсолютном и относительных состояниях, то, вероятно, он должен формировать как абсолютную форму рациональности, так и многообразие ее модификаций. Но если допустить, что есть «разность потенциалов» между абсолютной ее формой и множеством относительных, то возникает вопрос: каков механизм возникновения множества видов рациональности, исходящих из одного? Далее, если допустить, что существует универсальный механизм «дробления» абсолютной рациональности «пассивного» разума, который «пробуждается» для мышления, то что станет с той субстанцией — началом, «хранящим» в себе абсолютно рациональный разум? На сегодняшний день не определена субстанция разума и рациональности, не выявлены исчерпывающие способности ума, порождающие разные виды рациональности, неизвестен универсальный механизм, порождающий многообразие из единства. Можно продолжить список проблем, которые и по сей день не решены исследователями происхождения рациональности, из-за чего ее многочисленные определения не укоренены в строгих рамках универсальности. Поскольку всякое мышление есть разная степень обобщения, то рациональность, чтобы выдерживать критику временем, должна опираться еще и на принципы и законы, общие как для бытия, так и для мышления. Только в том случае, думается нам, когда феномен рациональности будет последовательным порождением субстанции, универсального механизма, принципов и законов, только тогда можно будет надеяться, что формула рациональности будет укоренена в веках и станет универсальной мерой оценки принятых решений, сохраняя при этом как свой общий вид, так и частные виды. Устранив указанные недостатки в исследовании феномена рациональности, мы сможем предложить такую модель ее универсальной формулы, практическим результатом которой станет выделение и определение «кодов культуры», чье ограниченное число даст возможность обосновать все ее сферы как комбинацию этих кодов, представляющих религию, философию, науку, искусство и мораль, — результатом рационального и при этом самоподобного мышления.
Родзинский Дмитрий Леонидович Доктор философских наук, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Сотрудничает с рядом московских вузов, в том числе с Московским психолого-социальным университетом (МПСУ) и Московским государственным университетом спорта и туризма (МГУСиТ). Область научных интересов связана с философской антропологией, философией сознания, философией культуры. Наиболее значимыми его работами являются монографии: «Сознание античного мудреца», «Абсолютная природа разума» (URSS), «Абсолютный код культуры и фрактальная теория мышления» (URSS).
|