URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Скрипачева Е.Н., Барабанов Р.Е. Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ Обложка Скрипачева Е.Н., Барабанов Р.Е. Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ
Id: 316546
669 р.

Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ

URSS. 2024. 232 с. ISBN 978-5-00237-022-1.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В учебно-методическом пособии представлены свежие авторские материалы по вопросам организации деятельности психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических работников с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) различного возраста в условиях социальной инклюзии. Особое место отводится рассмотрению наиболее распространенных отклонений в развитии у детей с детализацией заболеваний... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Рецензия (К. О. Чедия)5
Рецензия (Т. Н. Сапожникова)7
Рецензия (Н. В. Мазурова)9
От авторов11
Введение13
Глава 1. Характеристика детей с ОВЗ15
Глава 2. Уровни дефектов24
1. Синдром Дауна25
2. Детские церебральные параличи26
3. Фетальный алкогольный синдром35
4. ВИЧ-инфекция42
5. Ранний детский аутизм43
6. Синдром дефицита внимания и гиперактивности47
7. Задержка психического развития50
8. Задержка речевого развития56
9. Педагогическая запущенность60
Глава 3. Комплексная психолого- педагогическая диагностика67
1. Трудновоспитуемость74
2. Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость)78
3. Нарушение зрения86
4. Нарушение слуха92
5. Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ101
Глава 4. Методы и приемы повышения эффективности коррекционно-педагогических занятий с детьми с патологией речевого и психического развития в структуре РАС и аутизма105
1. Аутизм108
Глава 5. Психологические особенности родителей детей с ОВЗ115
Глава 6. Социально-психологический портрет семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии141
Глава 7. Модели помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, при работе с установками и мотивацией150
Глава 8. Формы работы с родителями158
Глава 9. Основные компоненты работы с семьей164
Глава 10. Методики. Упражнения (Скрипачева Е. Н., Барабанов Р. Е.)172
1. Авторская экспериментальная программа психопрофилактической работы с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии (Барабанов Р. Е., Скрипачева Е. Н.)182
2. Программа социально-психологического тренинга192
3. Обсуждение для родителей «Семья в жизни ребенка»211
Список использованных источников215

Рецензия
top

Учебно-методическое пособие «Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ» для психологов, педагогов, родителей предназначено для организации тренинговых занятий с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс состоит из нескольких частей, содержание которых планируется по принципу «групповой кооперации» и системного подхода.

Представленная в пособии система знаний актуальна на современном этапе и носит инновационный характер, так как позволяет организовать индивидуальную и групповую работу в различных условиях социального развития индивида: дифференцированного, интегрированного, инклюзивного. В пособии ярко освещаются индивидуальные особенности и уровни интеллектуального развития разных категорий детей с ОВЗ, в том числе со сложными нарушениями. Издание содержит структурированное и теоретически обоснованное содержание, четко и грамотно прописанные цели, задачи, направления, содержание поэтапной работы, структуру занятий, а также включает в себя подробный методический аппарат и исчерпывающий дидактический материал.

Вся представленная информация носит комплексный характер и обеспечивает подготовку к учебной деятельности в соответствии с ФГОС и федеральными государственными требованиями. Тренинговая форма занятий позволяет развивать коммуникативные навыки и навыки работы в группе. Предложенная система работы с родителями удобна в использовании для практиков. Дидактический материал не требует применения дополнительных практико-ориентированных средств.

Учебное пособие выдержано в строгой логической последовательности содержания блоков и параграфов и отличительной особенностью его является простота и лаконичность изложения, что способствует освоению изучаемого материала.

Считаю необходимым заметить, что при всем многообразии методических пособий в русле воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, вращаю-щихся на современном книжном рынке, реальную практическую ценность представляют единицы из них, поэтому в образовательных учреждениях, осуществляющих ин-тегрированное обучение детей с ОВЗ и работу с их родителями существует реальный дефицит учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов.

Учебно-методическое пособие «Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ» рекомендовано для распространения и внедрения передового опыта на территории РФ.

Доктор философских наук, профессор,

ведущий научный сотрудник Лаборатории экопсихологии

Института психологии и информальной юстиции

Чедия Константин Олегович


Рецензия
top

В представленной на рецензию работе не только проведен теоретический анализ литературы по изучению детей с ОВЗ и инвалидностью, прослеживается системный подход в построении пособия, но и предложен комплекс занятий, учитывающий специфику родителей детей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в рамках целевой программы «Дети-инвалиды», указаны следующие приоритетные направления: психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация детей-инвалидов, создание информационной системы по проблемам детской инвалидности, поддержка родителей. Последнее и представляется центральным акцентом рецензируемого пособия.

Программа работы с родителями составлена на основе знаний о психосоциальном функционировании семьи и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, которая является системой мер, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей воспитания ребенка, развития супружеских отношений и расширения границ взаимодействия семьи с окружающей средой.

Структура рабочей программы лаконична и структурирована. Список литературы внушительный. В программе определены прогнозируемые результаты и способы их проверки. На основе анализа литературы авторами также выделены и систематизированы приемы развития коммуникации в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.

Разработан каталог упражнений, заданий, облегчающий профессионалу процесс структурирования терапевтической программы. Проделана огромная работа по подбору практического инструментария.

Содержание и конструктивное построение пособия и, в частности, программы клиентской работы, имеет гибкую структуру и предусматривает возможность внесения необходимых изменений. Программа может быть предложена для применения в работе социально-психологических служб, а само пособие рекомендовано к печати и распространению на территории РФ.

Доктор педагогических наук, доцент

Сапожникова Татьяна Николаевна


Рецензия
top

Учебно-методическое пособие «Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ» предназначено для специалистов в области дефектологии, клинической и консультативной психологии, оно также будет полезно для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пособие имеет рациональную структуру. Вначале представлена подробная психолого-педагогическая характеристика разных групп детей с ОВЗ, отдельно выделены группы с генетической патологией, с социально обусловленными нарушениями в развитии. Затем предлагается материал по проведению комплексной диагностики психоречевого развития детей с ОВЗ. В следующей части авторы представили психологический портрет семей, воспитывающих детей с ОВЗ, модели, формы и приемы помощи этим семьям. Украшением пособия являются авторская экспериментальная программа психопрофилактической работы с родителями и программы тренингов.

Учебно-методическое пособие высоко актуально. На фоне неуклонного снижения численности детей отмечается ухудшение показателей состояния их здоровья. Интенсивно возрастает частота тех классов и групп болезней, которые являются причиной социальной недостаточности, ограничения жизнедеятельности. По данным ВОЗ около 10 % детского населения в мире можно отнести к категории ОВЗ. Для того, чтобы полноценно помогать ребенку, необходимо, чтобы рядом был близкий человек (родитель). Однако адекватную помощь ребенку могут оказывать только родители, которые находятся в стабильном эмоциональном состоянии, полностью осознают, что происходит с ребенком и почему, владеют навыками общения, воспитания и развития. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, что не соответствует реальности. Непонимание состояния ребенка, предъявление к сыну или дочери требований, не соответствующих их возможностям, как правило, приводит к формированию у ребенка вторичных социальных последствий в виде нарушений поведения, социальной дезадаптации. Сами родители, взаимоотношения родителей и ребенка с ОВЗ нуждаются в целенаправленной помощи. Представленная в учебно-методическом пособии система работы с родителями детей с ОВЗ как раз нацелена на решение этих вопросов.

Положительным моментом пособия является методологическая и практическая направленность, что окажет существенную помощь психологам, дефектологам, студентам, занимающимся вопросами воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ.

Учебно-методическое пособие «Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ» может быть рекомендовано к печати и дальнейшему распространению.

Доктор психологических наук, профессор

Мазурова Надежда Владимировна


От авторов
top

Очень рады, что данная книга все-таки увидела свет. Казалось бы, материала много, однако структурированной информации недостаточно до сих пор. На эту книгу вдохновили наши родители, с которыми мы работали и работаем уже много лет.

История одной мамы (2004 г.).

Марина, 34 года.

Сын Марат, 13 лет. Диагноз: Двойная гемиплегия, то есть ДЦП тяжелой формы без сохранения интеллекта.

Когда-то… Пятнадцать лет назад молодая девушка Марина вышла замуж. Она была счастлива, так как рядом любимые люди — муж и мама. Марина забеременела. Ребенок родился с аномалиями. Доктора сказали не сразу о диагнозе, и когда стал известен диагноз, муж ушел, подав на развод. Марина «ушла в запой», прием алкоголя стал ежедневным. Она не подходила к ребенку несколько месяцев. Только бабушка заботилась о внуке. А Маратик рос. Через 4–6 месяцев Марина смогла подойти к сыну. Тот ужас, который ее охватил, до сих пор ее не покидает. Она не знала, к кому бежать, кого винить… Ее жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ.

Ко мне на занятия пришла Марина не сразу, после уговоров. Когда я ее увидела впервые, это была молодая женщина, невысокого роста, худенькая, и она волокла на себе (занятия проходили на втором этаже) своего сына, который был гораздо выше ее, если бы он встал… Марат не ходил, не говорил, только выдавал какие-то звуки, мог заплакать. Его движения были скованы. Марине помогли поднять ребенка, и я с ней заговорила. Так началась наша дружба. Иначе я не могу назвать наши отношения.

Таких историй у нас собрано несколько сотен, и этот опыт общения и работы с мамами позволили нам собрать воедино ту информацию, которая помогла мамам и, возможно, будет полезна и вам.

Благодарим мам, которые приходили к нам на занятия, учителей и дефектологов, которые посетили наши вебинары и также вдохновили нас обобщить весь накопленный опыт и материал и написать эту книгу.

Книга получилась очень интересной и практической. Условно она разделена на три большие части:

● Особенности детей с ОВЗ.

● Типология родителей, имеющих детей с ОВЗ.

● Практические занятия с семьями с детьми с ОВЗ.

Данное пособие предназначено для психологов и педагогов, которые работают с семьями с детьми с ОВЗ.


Об авторах
top
photoСкрипачева Елена Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психолого-педагогических дисциплин Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института (МИТУ-МАСИ).
photoБарабанов Родион Евгеньевич
Кандидат психологических наук, профессор Российской академии естествознания (РАЕ), доцент кафедры психологии и педагогики образования Института психологии имени Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).