Учебно-методическое пособие «Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ» для психологов, педагогов, родителей предназначено для организации тренинговых занятий с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Комплекс состоит из нескольких частей, содержание которых планируется по принципу «групповой кооперации» и системного подхода. Представленная в пособии система знаний актуальна на современном этапе и носит инновационный характер, так как позволяет организовать индивидуальную и групповую работу в различных условиях социального развития индивида: дифференцированного, интегрированного, инклюзивного. В пособии ярко освещаются индивидуальные особенности и уровни интеллектуального развития разных категорий детей с ОВЗ, в том числе со сложными нарушениями. Издание содержит структурированное и теоретически обоснованное содержание, четко и грамотно прописанные цели, задачи, направления, содержание поэтапной работы, структуру занятий, а также включает в себя подробный методический аппарат и исчерпывающий дидактический материал. Вся представленная информация носит комплексный характер и обеспечивает подготовку к учебной деятельности в соответствии с ФГОС и федеральными государственными требованиями. Тренинговая форма занятий позволяет развивать коммуникативные навыки и навыки работы в группе. Предложенная система работы с родителями удобна в использовании для практиков. Дидактический материал не требует применения дополнительных практико-ориентированных средств. Учебное пособие выдержано в строгой логической последовательности содержания блоков и параграфов и отличительной особенностью его является простота и лаконичность изложения, что способствует освоению изучаемого материала. Считаю необходимым заметить, что при всем многообразии методических пособий в русле воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, вращаю-щихся на современном книжном рынке, реальную практическую ценность представляют единицы из них, поэтому в образовательных учреждениях, осуществляющих ин-тегрированное обучение детей с ОВЗ и работу с их родителями существует реальный дефицит учебников, учебных пособий, учебно-методических комплексов. Учебно-методическое пособие «Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ» рекомендовано для распространения и внедрения передового опыта на территории РФ. Доктор философских наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Лаборатории экопсихологии Института психологии и информальной юстиции Чедия Константин Олегович
В представленной на рецензию работе не только проведен теоретический анализ литературы по изучению детей с ОВЗ и инвалидностью, прослеживается системный подход в построении пособия, но и предложен комплекс занятий, учитывающий специфику родителей детей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в рамках целевой программы «Дети-инвалиды», указаны следующие приоритетные направления: психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация детей-инвалидов, создание информационной системы по проблемам детской инвалидности, поддержка родителей. Последнее и представляется центральным акцентом рецензируемого пособия. Программа работы с родителями составлена на основе знаний о психосоциальном функционировании семьи и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, которая является системой мер, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей воспитания ребенка, развития супружеских отношений и расширения границ взаимодействия семьи с окружающей средой. Структура рабочей программы лаконична и структурирована. Список литературы внушительный. В программе определены прогнозируемые результаты и способы их проверки. На основе анализа литературы авторами также выделены и систематизированы приемы развития коммуникации в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Разработан каталог упражнений, заданий, облегчающий профессионалу процесс структурирования терапевтической программы. Проделана огромная работа по подбору практического инструментария. Содержание и конструктивное построение пособия и, в частности, программы клиентской работы, имеет гибкую структуру и предусматривает возможность внесения необходимых изменений. Программа может быть предложена для применения в работе социально-психологических служб, а само пособие рекомендовано к печати и распространению на территории РФ. Доктор педагогических наук, доцент
Сапожникова Татьяна Николаевна
Учебно-методическое пособие «Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ» предназначено для специалистов в области дефектологии, клинической и консультативной психологии, оно также будет полезно для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Пособие имеет рациональную структуру. Вначале представлена подробная психолого-педагогическая характеристика разных групп детей с ОВЗ, отдельно выделены группы с генетической патологией, с социально обусловленными нарушениями в развитии. Затем предлагается материал по проведению комплексной диагностики психоречевого развития детей с ОВЗ. В следующей части авторы представили психологический портрет семей, воспитывающих детей с ОВЗ, модели, формы и приемы помощи этим семьям. Украшением пособия являются авторская экспериментальная программа психопрофилактической работы с родителями и программы тренингов. Учебно-методическое пособие высоко актуально. На фоне неуклонного снижения численности детей отмечается ухудшение показателей состояния их здоровья. Интенсивно возрастает частота тех классов и групп болезней, которые являются причиной социальной недостаточности, ограничения жизнедеятельности. По данным ВОЗ около 10 % детского населения в мире можно отнести к категории ОВЗ. Для того, чтобы полноценно помогать ребенку, необходимо, чтобы рядом был близкий человек (родитель). Однако адекватную помощь ребенку могут оказывать только родители, которые находятся в стабильном эмоциональном состоянии, полностью осознают, что происходит с ребенком и почему, владеют навыками общения, воспитания и развития. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, что не соответствует реальности. Непонимание состояния ребенка, предъявление к сыну или дочери требований, не соответствующих их возможностям, как правило, приводит к формированию у ребенка вторичных социальных последствий в виде нарушений поведения, социальной дезадаптации. Сами родители, взаимоотношения родителей и ребенка с ОВЗ нуждаются в целенаправленной помощи. Представленная в учебно-методическом пособии система работы с родителями детей с ОВЗ как раз нацелена на решение этих вопросов. Положительным моментом пособия является методологическая и практическая направленность, что окажет существенную помощь психологам, дефектологам, студентам, занимающимся вопросами воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ. Учебно-методическое пособие «Психологические аспекты работы и сопровождения семей с детьми с ОВЗ» может быть рекомендовано к печати и дальнейшему распространению. Доктор психологических наук, профессор
Мазурова Надежда Владимировна
Очень рады, что данная книга все-таки увидела свет. Казалось бы, материала много, однако структурированной информации недостаточно до сих пор. На эту книгу вдохновили наши родители, с которыми мы работали и работаем уже много лет. История одной мамы (2004 г.). Марина, 34 года. Сын Марат, 13 лет. Диагноз: Двойная гемиплегия, то есть ДЦП тяжелой формы без сохранения интеллекта. Когда-то… Пятнадцать лет назад молодая девушка Марина вышла замуж. Она была счастлива, так как рядом любимые люди — муж и мама. Марина забеременела. Ребенок родился с аномалиями. Доктора сказали не сразу о диагнозе, и когда стал известен диагноз, муж ушел, подав на развод. Марина «ушла в запой», прием алкоголя стал ежедневным. Она не подходила к ребенку несколько месяцев. Только бабушка заботилась о внуке. А Маратик рос. Через 4–6 месяцев Марина смогла подойти к сыну. Тот ужас, который ее охватил, до сих пор ее не покидает. Она не знала, к кому бежать, кого винить… Ее жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ. Ко мне на занятия пришла Марина не сразу, после уговоров. Когда я ее увидела впервые, это была молодая женщина, невысокого роста, худенькая, и она волокла на себе (занятия проходили на втором этаже) своего сына, который был гораздо выше ее, если бы он встал… Марат не ходил, не говорил, только выдавал какие-то звуки, мог заплакать. Его движения были скованы. Марине помогли поднять ребенка, и я с ней заговорила. Так началась наша дружба. Иначе я не могу назвать наши отношения. Таких историй у нас собрано несколько сотен, и этот опыт общения и работы с мамами позволили нам собрать воедино ту информацию, которая помогла мамам и, возможно, будет полезна и вам. Благодарим мам, которые приходили к нам на занятия, учителей и дефектологов, которые посетили наши вебинары и также вдохновили нас обобщить весь накопленный опыт и материал и написать эту книгу. Книга получилась очень интересной и практической. Условно она разделена на три большие части: ● Особенности детей с ОВЗ. ● Типология родителей, имеющих детей с ОВЗ. ● Практические занятия с семьями с детьми с ОВЗ. Данное пособие предназначено для психологов и педагогов, которые работают с семьями с детьми с ОВЗ.
Скрипачева Елена Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психолого-педагогических дисциплин Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института (МИТУ-МАСИ).
Барабанов Родион Евгеньевич Кандидат психологических наук, профессор Российской академии естествознания (РАЕ), доцент кафедры психологии и педагогики образования Института психологии имени Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
|