URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Маланов С.В. Теоретические основы психологии. Книга 2: Эмоции, воля и познание в составе предметной активности Обложка Маланов С.В. Теоретические основы психологии. Книга 2: Эмоции, воля и познание в составе предметной активности
Id: 316288
1139 р.

Теоретические основы психологии.
Книга 2: Эмоции, воля и познание в составе предметной активности. Кн.2

2025. 352 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В книге конкретизируются теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, на которых строится анализ и объяснение развития познавательных способностей в составе предметно-практических и умственных действий. Выделяются и рассматриваются операциональные составляющие, которые в составе действий соответствуют вниманию, сенсорным и перцептивным процессам, мышлению. В заключение анализируются закономерности... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение8
Глава 1. Эмоциональные психические явления. Развитие эмоциональной сферы10
1. Описательно-феноменологическая характеристика эмоциональных явлений10
1.1. Как определяются эмоциональные явления?10
1.2. Основания для классификации эмоциональных явлений. Каков функциональный состав эмоциональной сферы у человека?17
2. Объяснения эмоциональных процессов в психологии. Теории эмоций21
2.1. Биологическое значение и эволюционные предпосылки развития эмоций22
2.2. Гипотезы о психофизиологических связях и отношениях, лежащих в основе эмоциональных явлений26
2.2.1. Корреляции между нейрофизиологическими процессами и эмоциональными состояниями26
2.2.2. Психофизиологические гипотезы о функциональной организации эмоций29
2.3. Психологические подходы к анализу и объяснению эмоциональной сферы34
2.3.1. Гипотезы развития эмоциональной сферы на основе базовых эмоций36
2.3.2. Информационный подход к анализу эмоций в когнитивной психологии42
2.3.3. Анализ и объяснение функционально-психологической организации отдельных особенностей эмоциональных процессов50
2.4. Анализ и объяснение эмоциональных процессов в контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии51
2.4.1. Эмоциональные процессы в составе реализуемых субъектом направлений жизнедеятельности52
2.4.2. Развитие эмоциональной сферы у ребенка в онтогенезе59
2.4.3. Каковы отношения между эмоциями и анатомо-физиологическими процессами в организме? Материальный субстрат эмоциональных явлений67
Рекомендуемая литература71
Глава 2. Произвольная и волевая организация действий72
1. Описательная характеристика волевых процессов72
2. Объяснение формирования и развития произвольной и волевой организации и регуляции действий78
2.1. Формирование и развитие произвольных и преднамеренных форм организации и регуляции действий80
2.2. Психологические закономерности развития волевой организации и регуляции действий90
Рекомендуемая литература98
Глава 3. Внимание в организации действий100
1. Описательная характеристика внимания100
2. Теоретические подходы к анализу и объяснению внимания103
2.1. Физиологические и психофизиологические функции в организации эффектов внимания104
2.2. Использование языковых и знаково- символических средств в организации произвольного внимания105
2.3. Внимание как интериоризированная и автоматизированная форма умственного контроля над выполнением ориентировочных действий107
2.4. Некоторые психологические теории внимания в различных направлениях мировой психологии110
Рекомендуемая литература114
Глава 4. Сенсорные и перцептивные процессы в организации действий115
1. Описательная характеристика сенсорных процессов (ощущений)115
2. Описательная характеристика перцептивных процессов (восприятия)126
3. Описательная характеристика представлений как психических явлений135
4. Объяснительно-теоретические подходы к анализу сенсорно-перцептивных процессов138
4.1. Психофизиологические и психологические теории организации сенсорных процессов (ощущений)138
4.2. Как возникают субъективно регистрируемые сенсорные данные — ощущения различных модальностей? Какие процессы лежат в основе ощущений?141
4.3. Закономерности и модели (теории) порождения зрительных ощущений146
4.4. Теории (механизмы) порождения слуховых ощущений150
5. Объяснения процессов и результатов перцептивных процессов и функций. Теории восприятия151
5.1. Основные условия, обеспечивающие построение предметного образа151
5.2. Эмпирические и феноменологические закономерности восприятия пространства, движения, времени155
5.3. Теоретические подходы к анализу и объяснению перцептивных процессов160
6. Анализ и объяснение перцептивных процессов в системно-деятельностной культурно-исторической психологии173
6.1. Психологические механизмы восприятия. Построение предметного образа174
6.2. Функциональная организация ориентировки человека в мире на основе формирования и развития «образа мира»186
6.3. Как психический образ связан с физиологическими процессами?193
Рекомендуемая литература197
Глава 5. Мышление в организации действий198
1. Описательные феноменологические и эмпирические характеристики мышления198
1.1. Основные направления феноменологического и эмпирического описания и анализа мышления198
1.2. Мышление как процесс решения задач и творчество (креативность)203
1.3. Воображение в составе мыслительной деятельности человека206
2. Теоретические подходы к анализу и объяснению мышления208
2.1. Теоретические подходы к анализу и объяснению мышления в истории психологии209
2.2. Анализ генезиса и функциональной организации мышления в системно-деятельностной культурно-исторической психологии224
2.3. Мышление, знаково-символические средства и организация обобщенной ориентировки в системе научных знаний245
Рекомендуемая литература259
Глава 6. Память в организации действий261
1. Описательная характеристика процессов памяти261
1.1. Психологическая характеристика памяти. Виды и типы памяти261
1.2. Функциональная структура памяти. Процессы запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания264
2. Теоретические подходы к анализу и объяснению памяти266
2.1. Объяснения функционально- структурной организации памяти в разных направлениях психологии266
2.2. Системно-деятельностный культурно- исторический подход к анализу и объяснению памяти270
Рекомендуемая литература282
Глава 7. Сознание и рефлексивные действия283
1. Описательная психологическая характеристика сознания283
1.1. Описательная характеристика сознания283
1.2. Описательно-феноменологические особенности самосознания и рефлексивных способностей человека285
2. Теоретические подходы к анализу и объяснению сознания и самосознания в культурно-деятельностной психологии289
2.1. Генезис и функциональная организация сознания и образа мира290
2.2. Формирование и развитие функциональной структуры самосознания297
2.3. Сознание и самосознание как следствие развития рефлексивных действий304
Рекомендуемая литература315
Заключение. От предметности психических функций к предметному содержанию психологии316
Некоторые выводы324
Терминологический словарь327
Литература336

Введение
top
Представления и знания о психических явлениях складываются на основе множества источников. Это повседневный опыт взаимодействий каждого человека с людьми и с объектами окружающего мира. Это субъективный эмоционально-ценностный опыт отношений к людям и предметам окружающего мира. Это основанные на вере и принципиально не подвергаемые сомнению мистические представления о психических явлениях, широко распространенные в культуре межличностных взаимодействий и обмена сообщениями (например, в средствах массовой информации). Такой опыт выступает основой для построения широчайшего диапазона наивных, мистических и умозрительных представлений, концепций, «теорий».

Вместе с тем, относительно упорядоченная ориентировка в многообразии психических явлений возможна только на основе знакомства с содержанием современных научно-психологических теорий, а также с научными методами их анализа.

Содержание предлагаемого читателю текста строится на теоретической основе системно-деятельностного культурно-истори¬че¬ского подхода к анализу и объяснению психических явлений. Центральные положения этого направления психологии разрабатывали выдающиеся отечественные психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Несмотря на широкий выбор и многообразие учебников по психологии до настоящего времени отсутствуют такие, в которых относительно последовательно и развернуто был бы представлен анализ психических явлений с позиций теоретических оснований отечественной психологии. Исключение составляют только ряд опубликованных «лекций по психологии» и курсов «введения в психологию» (Гальперин, 2002; Гиппенрейтер, 2002; Иванников, 2010; Леонтьев, 2000; Талызина, 1998) . Даже в организации многотомного учебника по общей психологии для студентов психологических специальностей (незавершенное издание 2006–2007 гг.), только первый том соответствует контексту отечественной психологии (Соколова, 2007). — Все другие тома, в которых анализируются внимание, восприятие, память, представлены преимущественно в теоретическом контексте когнитивной науки (Гусев, 2007; Нуркова, 2006; Фаликман, 2006). Предлагаемая книга может в некоторой степени способствовать устранению такого недостатка.

При организации содержания автор стремился к относительному противопоставлению известных описательно-феноменологи¬ческих данных о психических явлениях, с одной стороны, и теоретических оснований, на которых строятся объяснения и интерпретации психологических феноменов и фактов — с другой. При этом в тексте развернуто представлены объяснительные теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, которые, в свою очередь, противопоставляются другим известным теориям и гипотезам.

В книге конкретизируются теоретические основания системно-деятельностной культурно-исторической психологии, на которых строится анализ и объяснение развития эмоциональных процессов и отношений, произвольных и волевых действий, а также познавательных способностей в составе предметно-практических и умственных действий. Выделяются и рассматриваются операциональные составляющие, которые в составе действий соответствуют вниманию, сенсорным и перцептивным процессам, мышлению. В заключение анализируются закономерности и направления развития памяти, сознания и рефлексивных действий.

Содержание текста может оказаться полезным для психологов, преподавателей психологии, студентов, аспирантов, специализирующихся в различных областях психологии, а также для всех интересующихся теоретической психологией. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов психологических специальностей и направлений при овладении содержанием таких дисциплин, как общая психология, психология развития, психология мотивации и целеполагания, психология эмоций и воли, психология познавательных процессов.


Об авторе
top
photoМаланов Сергей Владимирович
Доктор психологических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ. С 1991 г. сотрудник Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской, с 2000 г. сотрудник Марийского государственного университета, с 2017 г. сотрудник Московского института психоанализа. С 1998 г. под руководством А. А. Леонтьева принимал участие в научной разработке образовательной системы «Школа 2100». С 2001 г. в Московском социально-психологическом университете участвует в подготовке учебных пособий по методологическим и теоретическим основам психологии для студентов высших учебных заведений РФ. Научные интересы: методологические и теоретические основания психологии, психологические механизмы речевых и умственных действий человека, эволюционные и онтогенетические аспекты развития психических функций. Автор более 160 научных публикаций и книг. Среди них: «Психологические механизмы мышления человека: Мышление в науке и учебной деятельности» (2004), «Системно-деятельностный культурно-исторический подход к анализу и объяснению психических явлений: Объяснительные принципы и теоретические положения» (2010), «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: Теоретические и методические материалы» (2012), «Методологические и теоретические основы психологии» (2012), «Психолингвистика: Психологическая теория речевых действий» (2020).