Русская женщина до сихъ поръ не имеетъ своего историка. Какихъ-нибудь два–три опыта изследований объ историческихъ судьбахъ ея, въ роде книжки г.Добрякова, не стоятъ даже и того, чтобы упоминать о нихъ. Между темъ, въ виду вопросовъ эмансипации, волнующихъ современныя женския поколения, знание былыхъ судебъ русской женщины представляется не только интереснымъ, но и практически-полезнымъ для дела освобождения. Настоящее есть результатъ прошедшаго и постоянно находится подъ влияниемъ традиционнаго авторитета; мы убеждается на каждомъ шагу, что въ современной жизни действуетъ такъ много архаическихъ принциповъ, что о прошедшемъ нельзя говорить, не задавая, въ то же время, жизненныхъ вопросовъ дня. Целые отделы современной жизни принадлежатъ вовсе не нашему времени, а служатъ только остатками того стариннаго быта, отъ котораго цивилизованное меньшинство давнымъ-давно уже отделалось навсегда. Брачная и семейная жизнь крестьянства, мещанства, купечества, духовенства, мелкого чиновничества, напр., по своимъ основнымъ характеристическимъ чертамъ имеетъ такъ мало общаго съ современными понятиями и формами, что мы имеемъ полное основание рассматривать ее въ связи съ жизнью русскаго общества XVI и XVII столетий. Такая классификация историческихъ данныхъ кажется намъ невольно полезною въ практическомъ отношении, но и необходимою для большаго уяснения прошлаго посредствомъ техъ остатковъ его, которые продолжаютъ существовать до сихъ поръ, вследствие того обстоятельства, что низшие и частию средние классы все еще остаются чуждыми того умственнаго и социальнаго движения, которое совершается въ среде европейски-образованныхъ слоевъ нации. Поэтому, рассматривая семейную и брачную жизнь среднихъ и низшихъ классовъ ХVIII и XIX столетий, въ связи съ историей допетровской женщины, мы, начиная съ XVIII века, будемъ следить только за судьбами женщины цивилизованнаго общества. Тяжка и незавидна была судьба русской женщины: много слезъ пролито ею на пути ея историческаго существования; много горя, унижения и рабства вынесла она въ семейной и общественной жизни, не искупивъ своих страданий ничемъ, что могло бы возвысить и отметить ее въ истории человечества. Мало того, что, по словамъ поэта, – Три тяжкия доли имела судьба: А третья – до гроба рабу покоряться, – Мало этого. Независимо отъ полнейшаго политическаго рабства и безусловной подчиненности семейству, идея женской отверженности проникла собою всю старинную жизнь, освящаясь религией, закономъ, обычаями и всеми гражданскими и общественными учреждениями. Съ этимъ согласно большинство нашихъ историковъ. Но ни одинъ изъ нихъ не обратилъ должнаго внимания на то обстоятельство, что женщина старалась освободиться изъ этого положения, что она боролась съ враждебными ей началами и улучшала постепенно свою незавидную долю. Правда, что въ большинстве случаевъ это была борьба глухая, пассивная, едва заметная для посторонняго зрителя, но, темъ не менее, самый фактъ борьбы не подлежитъ сомнению. И противодействие русской женщины всему, что давило и порабощало ее, было достаточно сильнымъ, чтобы доставить ей н есколько такихъ правъ, за приобретение которыхъ до сихъ поръ еще борется современная женщина самыхъ развитыхъ странъ Европы. Да, русские женщины, позади васъ лежатъ целыя столетия, ознаменованныя тяжкими страданиями вашихъ прародительницъ и ихъ борьбою за свое освобождение. Наше время, продолжая эту борьбу, придало ей другой характеръ, поставило для нея более существенныя и возвышенныя цели. Старая, тысячелетняя борьба въ наши дни не только продолжается, но и значительно усиливается. Твердо же пойдемъ впередъ съ полною надеждою на будущее освобождение женщины, и если даже намъ не суждено дожить до дня окончательной победы, то мы все-таки можемъ насладиться хотя постепеннымъ осуществлениемъ своихъ идей и умереть Съ верой, что вызовутъ наши гробы Настоящий очеркъ въ первый разъ былъ напечатанъ подь другимъ заглавиемъ въ журнале "Дело". Исправивъ и значительно дополнивъ его, авторъ решился издать его отдельною книгою, хотя и сознавалъ все его недостатки, зависящие сколько от неразработанности предмета, столько же и отъ того обстоятельства, что авторъ писалъ его въ одномь изъ самыхъ глухихъ медвежьихъ уголковъ провинции, лишенный многихъ важныхъ пособий, доступныхъ столичному писателю. Но при всемъ этомъ авторъ думалъ, что какъ первый и единственный опытъ обзора истории русской женщины и какъ дополнение къ его книге: "Историческия судьбы женщины, Детоубийство и Проституция" – настоящий трудъ его будетъ не безполезнымъ для развития у насъ женскаго самосознания. Успехъ книги и необходимость новаго издания оправдали его надежды. Шашков Серафим Серафимович Выдающийся русский историк, этнограф и публицист. Родился в Иркутске, в семье священника. В 1860 г. поступил в Казанскую духовную академию, но в 1861 г. был исключен за участие в панихиде по жертвам крестьянского выступления в селе Бездна. С 1861 г. жил в Петербурге, учился на восточном факультете Петербургского университета; печатался в журналах «Век», «Искра», «Современное слово» и др. В 1863 г. переехал в Красноярск; в 1864–1865 гг. читал публичные лекции по истории Сибири. В 1865 г. был арестован в Иркутске за участие в «обществе независимости Сибири». В 1868–1874 гг. находился в ссылке в Архангельской и Воронежской губерниях. С 1866 г., в том числе во время ссылки, был одним из ведущих сотрудников журнала «Дело». С 1874 г. жил в Новгороде; до последних дней, несмотря на тяжелую болезнь, продолжал работать.
С. С. Шашков был разносторонне образованным человеком; он являлся знатоком русской истории и литературы, а также сибирской истории и этнографии, хорошо знал несколько древних и новых языков. По разнообразным вопросам им было написано свыше тысячи статей, многие из которых не утратили своего значения и в наше время. В их числе работы по истории Сибири, истории русской общественной мысли и рабочего движения. Особенность его таланта состояла в умении проводить параллели между отдаленными историческими событиями и настоящим моментом жизни России. При этом работы С. С. Шашкова были проникнуты горячей верой в прогресс, надеждой на возможность осуществления в жизни светлых идеалов. Некоторые свои статьи он собрал в отдельно изданные «Исторические этюды» (1872) и «Исторические очерки» (1875); эти работы, а также труды об историческом положении женщин, вошли в посмертное Собрание сочинений С. С. Шашкова, вышедшее в 1898 г. |