URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Челпанов Г.И.; Фридман Л.М. КОМПЛЕКТ: 1. О памяти и мнемонике: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти. 2. Учитесь учиться математике Обложка Челпанов Г.И.; Фридман Л.М. КОМПЛЕКТ: 1. О памяти и мнемонике: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти. 2. Учитесь учиться математике
Id: 315863
699 р.

КОМПЛЕКТ:
1. О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти. 2. УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ МАТЕМАТИКЕ

КОМПЛЕКТ: 1. О памяти и мнемонике: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти. 2. Учитесь учиться математике URSS. 2024. 272 с. ISBN 978-5-9710-5393-4.
  • Мягкая обложка
<Новое издание, в осовремененном оформлении>

Физиологические основы памяти • О памяти с точки зрения психологии • Что такое мнемоника? • Критика мнемоники • О воспитании памяти • О зрительных диаграммах • Знаменитые счетчики: Диаманди и Иноди • Эксперименты относительно типов памяти • Эксперименты Эббингауза.

Аннотация

О ПАМЯТИ И МНЕМОНИКЕ: Популярный этюд. Физиологические основы памяти. О памяти с точки зрения психологии. Что такое мнемоника? Критика мнемоники. О воспитании памяти. 152 стр.

Перед читателями — книга выдающегося философа и психолога Г.И.Челпанова, в которой исследуются вопросы развития памяти. Рассматриваются физиологические основы памяти, ее психологическая сторона, наиболее целесообразные методы ее развития, основные условия... (Подробнее)


Оглавление
top
Память в зеркале времени, или Умение запоминать в информационную эпоху (А. В. Стулов)5
Предисловие8
Глава 1. Физиологические основы памяти10
Краткий очерк физиологии нервной системы • Сущность нервного возбуждения • Функции головного мозга • Значение кровообращения для нервной деятельности • Гипотеза о физиологических основах памяти: гипотеза «следов», гипотеза «движений», сохраняющихся в нервном веществе, гипотеза «предрасположения» • Физиологическое объяснение привычных движений
Глава 2. О памяти с точки зрения психологии30
Понятие «образа» • Об ассоциации идей • Физиологическое объяснение ассоциаций • О степени воспроизводительной способности • О типах памяти: безразличный, зрительный, слуховой, двигательный или моторный • О множественности памяти • Об индивидуальных различиях памяти и их причины • Зависимость памяти от нервной деятельности
Глава 3. Что такое мнемоника?63
История мнемоники • Система, пользующаяся локальной памятью • Запоминание при помощи мнемонических приемов: чисел в хронологии, статистике и т. п., запоминание бессвязных имен, слов и т. п. • Запоминание больших чисел • Примеры из лекций г. Файнштейна
Глава 4. Критика мнемоники91
Чудеса мнемотехнического искусства • Мнемотехника ненужное искусство • Невозможность изменения врожденной памяти • Усвоением представлений в одной частной области знаний нельзя развить памяти вообще • Психологическое и физиологическое доказательство этого положения • Мнемотехника не может улучшить памяти • Истинные задачи воспитания памяти
Глава 5. О воспитании памяти112
Задача воспитания памяти • Основные условия прочного запоминания: внимание, повторение, ассоциации • О роли внимания • О роли ассоциаций • Как целесообразно можно вести повторение? (Исследование Эббингауза и др.) • О роли времени в усвоении • Психологическое и физиологическое объяснение этого явления • Окончательные результаты
Приложения129
1. О зрительных диаграммах129
2. Знаменитые счетчики: Диаманди и Иноди135
3. Эксперименты относительно типов памяти143
4. Эксперименты Эббингауза146

Вступительная статья
top

Память в зеркале времени, или Умение запоминать в информационную эпоху

Вопрос о том, как улучшить свою память, занимал человечество с незапамятных времен. Еще ораторы Древней Греции и Рима вынуждены были держать в голове подробности своих выступлений — читать по бумажке было не принято, да и саму бумагу изобрели далеко не сразу. И недаром имели популярность факты и небезосновательные легенды о полководцах и государственных деятелях, помнивших в лицо и по имени десятки тысяч своих солдат и жителей полисов, о выдающихся художниках с фотографической памятью, о композиторах, играющих сложнейшие мелодии без ошибок после единственного прослушивания, о полиглотах, знающих десятки языков, и т. д.

Время шло, и настал черед информационной эпохи, когда безбрежный поток информации, казалось бы, не только поставил вопрос о пределах человеческой памяти, но и предложил вариант решения проблемы. А именно — появился Интернет с его поисковиками, онлайн-энциклопедиями, социальными сетями и электронными переводчиками, где теоретически можно получить ответ на любой вопрос, когда-либо рассматриваемый в науке и других областях. Компьютеры и мобильные телефоны превратились в нечто вроде карманных справочников.

Правда, новые возможности зачастую используются в, мягко говоря, приземленных целях — от просмотра фотографий домашних животных до бурных сетевых споров с незнакомыми людьми. Но это не делает менее актуальным следующий вопрос — а надо ли развивать память, внимание, умение запоминать в нынешнее время. Какой в этом смысл, спрашивает часть общественного мнения, когда в Интернете на все можно найти ответ.

Тот же Интернет дает свои варианты ответа и на данный вопрос. Хорошая память нужна как для обучения по конкретным темам и предметам (в том числе иностранным языкам, несмотря на помощь онлайн-переводчиков), так и для образования вообще. Там, где преподаваемые знания требуют точных ответов, да, впрочем, и логических размышлений, и навыков, без развитой памяти не обойтись. Возможно, в будущем образование будет построено на иных принципах, но когда это будет и как будет выглядеть, неизвестно.

Другой вариант — хорошая память и ее развитие способствует тренировке других качеств, прежде всего общего интеллекта, воображения, умения рассуждать, повышения возможности концентрироваться на изучаемых предметах.

В процессе учебы и просто запоминания формируются новые связи между нервными клетками, что также помогает физическому и душевному здоровью, долголетию.

И наконец, хотя информационная эпоха подарила возможность легко присоединиться к знаниям, накопленным за всю историю человечества, гигантский поток информации буквально заставляет человека иметь хорошую память. Просто для того, чтобы ориентироваться в этом потоке, извлекать из него нужную информацию и отсеивать ненужную, развивать навыки поиска мест, в которых можно эту нужную информацию найти.

Для примера можно спросить читателя, помнит ли он все свои сетевые аккаунты, логины и пароли к ним. Конечно, зубрить пароли нет смысла, есть приемы, позволяющие держать нужную информацию в Интернете, что называется, под рукой.

Но и эти методы требуют от пользователя соответствующих умений, навыков и... хорошей памяти.

Предлагаемая читателю книга выдающегося психолога и философа, логика и педагога Г. И. Челпанова посвящена не приемам и методам улучшения памяти, хотя эти приемы и методы в книге есть. Причем они рассмотрены как с точки зрения их критики, так и собственно развития, или, как пишет автор, воспитания памяти. Но главное в ней другое — объяснение как физиологических механизмов, так и психологических свойств памяти, из которых выводятся условия хорошего запоминания. И это для пытливого читателя может оказаться намного более ценным.

Как говорил автору этих строк один преподаватель Московского университета: вы можете зазубрить знания, но если вы не понимаете сути, того, «как это работает», то даже отличные оценки не гарантируют хорошего образования, а возможность встретиться с въедливым экзаменатором, который легко поставит вас в тупик дополнительными вопросами, весьма велика. Но если вы, пусть не полностью, пусть даже на какуюто долю, поймете суть вопроса и сможете это понимание продемонстрировать, самый придирчивый экзаменатор это оценит. Можно сказать, что похожий принцип лежит в основе настоящей книги — не просто дать знание методов развития памяти, а объяснить механизмы и показать на их основе систему, благодаря которой каждый решит, как развивать свою память наилучшим образом.

А. В. Стулов, книгоаналитик издательской группы URSS


Предисловие
top
Предлагаемая книжка составлена частью из статей, помещенных в «Мире Божьем» за 1892 год, № 11 и 12, под заглавием:

«Что такое память и как ее развить?», частью из публичных лекций по психологии, читанных в Киеве, в весеннем полугодии 1900 года.

Если в этой книжке, посвященной вопросу о развитии памяти, автор уделяет много места мнемонике, являвшейся до сих пор достоянием лубочной литературы, то делает это на основании следующих соображений.

Хотя мнемоника, как искусство, почти всегда отвергалась людьми науки, однако интерес к ней в интеллигентной публике не ослабевает: учителя мнемоники все еще находят для себя учеников. Это обстоятельство показывает, что очень многие совершенно не знают, что такое мнемоника.

Автору приходилось убеждаться в том, что даже представители высшей интеллигенции: учителя, врачи, адвокаты, инженеры, студенты обыкновенно бывают незнакомы с тем, что такое мнемоника. Ему неоднократно приходилось слышать заявления вроде следующего: «Мне, по моей профессии, очень многое приходится удерживать в памяти; к сожалению, память у меня очень плохая, и я не знаю, не обратиться ли мне к учителю мнемоники, чтобы он укрепил мне память?»

Все эти обстоятельства делают очевидным, что в нашей интеллигентной публике нет правильного представления о том, что такое мнемоника. Да если бы кто-нибудь и захотел познакомиться с сущностью и значением мнемоники, то этооказалось бы делом в высокой мере трудным. Потому что сочинения по педагогике и психологии, где он пожелал бы найти указания по этому вопросу, обыкновенно совершенно его не затрагивают. Это и послужило для автора поводом дать в настоящем сочинении место вопросу о сущности и значении мнемоники.


Об авторах
top
photoЧелпанов Георгий Иванович
Выдающийся российский психолог, философ, логик. Окончив Александровскую Мариупольскую гимназию, в 1882 г. поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса), который окончил в 1887 г. Основал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете, а также основал журнал «Психологическое обозрение» (1917–1918) и стал его редактором.

Теоретические воззрения Челпанова, сложившиеся под влиянием Н. Я. Грота (его первого учителя), Л. М. Лопатина, а также В. Вундта и К. Штумпфа, отражали происходивший на рубеже XIX–XX вв. процесс становления психологии как самостоятельной, экспериментальной науки. В первых исследованиях Челпанова — магистерской (1896) и докторской (1904) диссертациях, объединенных общей темой «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», с позиций нативизма обосновывается априорность понятия пространства, в анализе которого проводится разграничение гносеологического и собственно психологического содержания. Г. И. Челпанов известен и как создатель первой отечественной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследователей. Среди них А. Ф. Лосев, В. В. Зеньковский, Г. Г. Шпет, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, С. В. Кравков, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и другие.

photoФридман Лев Моисеевич
Доктор педагогических наук, профессор психологии, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Научная деятельность Л. М. Фридмана была сосредоточена в области педагогической психологии и психологических основ обучения математике. Автор более 250 публикаций, в том числе таких известных книг, как «Психолого-педагогические основы обучения математике в школе», «Логико-психологический анализ школьных учебных задач», «Педагогический опыт глазами психолога», «Как научиться решать задачи», «Учитесь учиться математике» (М.: URSS), «Психопедагогика общего образования», «Величины и числа. Популярные очерки» (М.: URSS), «Что такое математика» (М.: URSS) и многих других.